![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современное значение обычая как источника правовых норм
Теоретически считается, что, если данный обычай обнаружит наличие всех признаков правового обычая, даже в наше время он может быть признан как источник права. На практике, однако, такие случаи не встречаются. Поэтому можно говорить о том, что в современных условиях правовой обычай как источник новых норм права утратил свое значение. Это особенно наглядно проявляется в тех странах, которые давно перешли на кодифицированную систему права континентального типа и где считается, что правовые обычаи противоречат целям унифицированного и кодифицированного законодательства. В Англии эта тенденция менее отчетливо выражена, хотя на общенациональном уровне, конечно, говорить о роли обычая как действующего источника права сегодня уже вряд ли возможно. Но на местном и отраслевом уровнях такая однозначность в оценке роли правового обычая может быть воспринята как некоторое преувеличение. Ведь в ряде областей современного английского права правовому обычаю придается самостоятельное значение. В числе таких областей — местное самоуправление, торговый оборот, конституционный процесс.
Местные обычаи
На уровне местных территориальных образований обычай может проявлять себя как прямой источник права даже в контексте современных государственно-правовых реалий. Так, обычай может быть признан имеющим юридическую силу как источник конкретных субъективных прав, подлежащих защите в суде. Английское право, не признавая обычай источником права, допускает его в ограниченных масштабах на местном уровне. Доказательство существования конкретного субъективного права, вытекающего из обычая, сопряжено, однако, со значительными юридическими препятствиями. Они должны быть преодолены в суде, чтобы обычай был признан юридически значимым. Одним из наиболее серьезных препятствий, как мы уже видели выше, служит требование, чтобы обычай существовал "с незапамятных времен". Другое требование состоит в том, что суд должен признать разумность обычая. Если первое требование по сути означает применение теста, позволяющего свести правовой эффект местных обычаев к минимуму, то второе требование наделяет суд возможностями контроля за соответствием обычая нормам действующего права. Английские юристы до сих пор довольно бесплодно спорят о том, является ли правовой обычай значимым в правовом смысле сам по себе, в силу своей природы, или для этого требуется, чтобы правовая сила обычаю была придана решением суда. Как мы видели, правовой обычай древнего типа обладает обязательной силой сам по себе и может выполнять свои функции даже в отсутствие судебной системы. В современном английском праве, однако, сам факт того, что суд обладает полномочиями декларировать любой обычай не имеющим силы на основании его недостаточной разумности, подчеркивает подчиненную роль обычая. Никакой обычай не может быть признан правом на том лишь основании, что это правовой обычай. Для этого требуется, чтобы суд разглядел в нем право. Обычаи торгового оборота
В прошлом обычаи, распространившиеся в сфере торговли, сыграли решающую роль в развитии коммерческого права. Последний прецедент, которым обычай был признан в качестве источника права Англии, состоялся в 1898 г. В решении по одному из дел суд определил, что переуступка требований по долговым обязательствам должна рассматриваться как субъективное право, существование которого предусматривается не законом, а обычаями торгового оборота. Более важной областью, в которой обычай торгового оборота может оказать влияние на право, является коммерческая деятельность. Так, допускается, что условия торгового контракта могут быть признаны не противоречащими праву ввиду существования того или иного обыкновения торгового оборота, а также на том основании, что их включение в контракт определяется уже устоявшейся торговой практикой и мотивируется разумно необходимыми требованиями эффективной коммерческой деятельности в данной области. Это означает, что в решениях судов и арбитров по текущим делам имеется возможность учитывать изменения практики в сфере торгового бизнеса и коммерции. Однако как далеко готовы пойти суды в признании изменений и перемен, происходящих в коммерческой сфере, зависит в основном от профессиональных традиций, которые складываются в той или иной правовой системе. Поэтому чтобы такая схема работала, необходимо существование связи между позитивным правом, создаваемым усилиями законодателя, и судебными решениями, которые учитывали бы социально-экономические реалии и потребности практики. Конституционные обычаи
В Соединенном Королевстве конституция как законодательный документ отсутствует, но действуют отдельные конституционные фундаментальные положения права, образующие в совокупности то, что на Континенте принято считать Конституцией, Основные черты такой фактической Конституции сложились естественным путем в процессе устоявшейся за долгий исторический период конституционной практики. К числу важнейших положений английской Конституции относятся: суверенитет Парламента, большая часть парламентских процедур, некоторые нормы о конституционном положении монарха, а также положения, определяющие правотворческие прерогативы судов. Считается, что эти положения сформировались на основе правовых конституционных обычаев за весь период конституционной практики государства. Эти обычаи, вне всяких сомнений, рассматриваются как один из действующих источников права. Конституционные обычаи необходимо отличать от конституционных процедур. Последние также обладают качеством и силой верховенства и должны соблюдаться в обязательном порядке. Однако конституционный обычай имеет законную силу, а конституционные процедуры этого признака лишены, поэтому они не входят в иерархию системы правовых норм и, по мнению английских юристов, не относятся к праву. Например, практика обязательного одобрения королем законопроекта, утвержденного в установленном порядке палатами Парламента, или отставка премьер-министра при выражении ему недоверия в обеих палатах Парламента — это важнейшие действующие конституционные положения, которые не подлежат никакому сомнению и пересмотру. Однако эти положения не могут рассматриваться как действующее право, так как они не входят в систему его норм. Имеются и другие сложившиеся в конституционном практическом обиходе процедуры, которые, однако, обладают меньшей обязательной силой. Примером может служить противоречивая практика избрания премьер-министра, который не является членом Палаты общин Парламента. Таким образом, конституционные процедуры в Англии следует рассматривать как нормативные общеобязательные положения только в политическом и моральном, но не в правовом смысле. Их обязательная сила покоится на том, что многие поколения правящего класса, включая судей и адвокатов, принимали их и им следовали. Между тем правовой обычай черпает свою общеобязательную силу в том, что он признается всем сообществом, а не только правящим классом. Причем для обычая это признание не ограничивается лишь пассивным одобрением или принятием со стороны основной части общества. Напротив, поддержка обычая должна быть активной и массовой практикой. В заключение следует отметить, что правовой обычай можно обнаружить и среди норм, регламентирующих отдельные субъективные права применительно к использованию земельной собственности. Здесь действует, например, правовой обычай свободного прохода к церкви, который рассматривается как источник норм общего права, признаваемый судами и в наши дни*. * См.: Kiralfy A.K.R. Op. cit. P. 117. Каноническое право
В определенной мере все современное право может рассматриваться как светский осадок тех религиозных воззрений и представлений, которые исторически выражались сначала в литургии, обрядах и учении церкви, а впоследствии нашли свое закрепление в институтах, понятиях и ценностях права. Это объясняет то большое значение, которое имеет каноническое право в ряду источников современного права и его институтов*. * Подробнее см.: Берман Г. Дж. Указ. соч., С. 195—197.
Каноническое право (Canon law) — это право Римской католической церкви. Считается, что наиболее заметное влияние на развитие системы права Англии оно оказало в двух направлениях. Во-первых, на развитие общего права и права справедливости (например, через введение наказания в виде лишения свободы, регулирование брачно-семейных отношений). Своим морально-нравственным содержанием нормы права справедливости обязаны каноническому праву. Во-вторых, на практику церковных судов. На территории Англии они действовали независимо от королевских судов общего права. Церковные суды разбирали в основном дела о нарушениях нравственности, супружеских обязанностей и о клевете. Однако довольно долгое время их юрисдикция распространялась и на решение более серьезных вопросов. Например, вплоть до 1857 г. церковные суды занимались наследственными делами. Впоследствии эта практика была отменена и для разрешения таких дел были созданы специальные светские суды по расторжению браков и суды по завещаниям. До 1500 г. в церковных судах подлежали рассмотрению также дела о фелониях (тяжкие преступления, наказываемые смертной казнью), совершенных теми обвиняемыми, которые заявляли о льготах для духовенства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 380. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |