![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обычай, обыкновение и условности
Правовой обычай — это разновидность обычая как такового. Поэтому сначала необходимо выяснить соотношение обычая с другими формами поведения в обществе, которые, так же как обычай, могут основываться на повторяемости и следовании неким правилам, нормам и предписаниям. Эти формы поведения достаточно широко распространены в любом обществе и, как обычаи, предписывают следование определенному порядку. Прежде всего обычай следует отличать от привычки (обыкновения) и от условностей. Обыкновение — это способ поведения, основывающийся на психологических стереотипах человека. К обыкновениям люди прибегают естественным путем и следуют им более или менее постоянно и неукоснительно. Особенность обыкновения состоит в том, что эта форма поведения не обнаруживает элементов обязательности или внешнего принуждения. Поэтому соблюдение привычек поведения не рассматривается как нечто такое, что должно быть обязательно обеспечено социальными мерами принуждения и контроля. Например, у кого-то может войти в привычку не выходить на улицу без головного убора, кто-то может по привычке пользоваться одним и тем же маршрутом общественного транспорта, отправляясь на работу и возвращаясь после работы домой. Привычки соблюдаются сугубо добровольно, если, конечно, они формируются не на фоне невротических состояний и не превращаются в манию. Поэтому считается, что привычные формы поведения людей имеют позитивный социальный смысл и большое практическое значение. Без привычных форм поведения общественная жизнь может стать настолько неурегулированной, что существование минимально необходимого общественного порядка окажется попросту недостижимым. Известно, что одни люди больше подвержены привычкам поведения, другие меньше. Например, немецкий философ Иммануил Кант настолько скрупулезно следовал своей привычке выходить на прогулку в одно и то же время, что жители Кенигсберга по нему сверяли точность хода городских часов. Следование привычке происходит автоматически и скорее всего безотчетно. Человек, совершающий какие-то действия в силу своей привычки, не думает о ней как о своей обязанности. Ведь каждый волен менять свои привычки в любой момент. Наконец, человек вообще может отказаться от своей привычки (во всяком случае поначалу вряд ли кто думает по-другому). Главное же отличие привычки от обычая состоит в том, что она не порождает чувства обязанности, которое возникает тогда, когда человек понимает, что совершение тех или иных действий возлагается на него обычаем, т.е. в силу установленного в обществе порядка, социальных или иных обязательных моральных требований и норм. Для обычая элемент обязанности является наиболее характерной его чертой. Обычай предполагает существование определенных норм поведения, которые предусматривают более или менее неукоснительное следование тем или иным предписаниям или общепринятому порядку вещей в обществе. Например, принято, что мужчины, появляясь в обществе, одеваются "не как женщины". Происходит это, конечно, в силу привычки. Другой необходимости в этом нет. Привычно также за едой пользоваться столовыми принадлежностями. Однако эти правила не рассматриваются как обязательные даже для тех, к кому они относятся. Можно встретить мужчину, одетого в шотландскую юбку, а хиппи облачаются в нарочито необщеупотребительную одежду и могут с охотой пользоваться необщепринятыми, скажем так, способами употребления пищи. Причем все это может происходить в обществе, подчеркивающем свою особую приверженность неукоснительному следованию определенным правилам общепринятого поведения и стандартам. Таким образом, принципиальное различие между обычаем и привычкой заключается в том, что те, кто следует обычаю, чувствуют, что они им в некоторой степени связаны. Обычай порождает в людях, его соблюдающих, чувство, что его предписания и требования имеют определенную нравственную силу по отношению к ним, ими принимаются и поддерживаются. Между обычаем и привычкой как формами поведения можно расположить такое поведение, которое сводится к соблюдению некоторых общепринятых требований. Это поведение, хотя и не рождает чувство обязательности, может рассматриваться как некое нормативное требование, соблюдение которого ожидается от каждого члена общества. Эти правила повседневного обихода называются условностями. В жизни условностями нередко пренебрегают, но общество к этому относится в целом терпимо. Примерами могут служить правила вежливости, поздравления с праздниками, днями рождений и т.д. Незначительная обязательная сила условностей объясняется в основном тем, что они представляют собой отживающие свой век обычаи прошлого. Например, на наших глазах идет процесс архаизации довольно большой части условностей, связанных с этикетом. В частности, теперь все реже мужчины уступают места женщинам, открывают перед ними двери, пропускают вперед при входе и выходе из помещения и т.п. Таким образом, отличительная черта условностей состоит в том, что они, если и соблюдаются, в целом не рассматриваются как требования, имеющие общеобязательную силу. И обычай, и условности обнаруживают нормативную природу в том смысле, что на их основе устанавливаются определенные правила поведения. Привычки не связаны и не предполагают нормативной определенности, но сопряжены с повторяемостью поведения. Именно это наблюдается в тех случаях, когда поведение основывается на привычке. Привычки поведения могут со временем перерасти в обычай. Трансформацию привычки в обычай трудно проследить и показать наглядно. Этот процесс носит весьма длительный характер и может быть связан с действием множества факторов и конкретных обстоятельств. Однако можно утверждать, что многое зависит от того, кто является носителем таких привычек. Возможно, что наиболее эффективен этот процесс в условиях, когда образцы для подражания будут связаны с привычками тех членов общества, которые пользуются уважением, влиянием и авторитетом в сообществе, социальной группе. К тому же такое поведение может получить поддержку и распространение в силу его каких-то преимуществ и удобства. Если это окажется именно так, то поведение, основывающееся на привычном следовании тем или иным правилам, в принципе со временем может восприниматься как прогресс. При благоприятном развитии ситуации опыт, основанный на привычках, может приобрести дополнительный социальный смысл и значение нормообразующего фактора. В конце концов мы приходим к ситуации, в которой "то, что делается" превращается в "то, что следует делать", а в конечном счете — в принципе это не исключается — в "то, что должно делаться". Становление обычая, конечно, необязательно всегда следует вышеуказанной схеме. Обычай, например, может возникнуть в результате введения либеральных инноваций по инициативе правящего класса или с подачи известного лица, пользующегося авторитетом и признанием у публики. Вождь первобытного племени, пользующийся особым уважением среди соплеменников, например, может рассудить спорящих определенным образом, и хотя в таком обществе понятие правового прецедента отсутствует, это решение может трансформироваться в обычай, который будет необходимо соблюдать в схожих ситуациях. Правовой обычай и право
Нормы, регулирующие правила поведения и действующие в менее развитых обществах, принято относить к сфере обычного права. Это некая ранняя форма права, или "предправо". В этом смысле правовой обычай можно рассматривать как явление, которое предшествует праву в современном смысле этого слова. Отдельные свидетельства и остатки обычного права обнаруживаются практически в любой системе современного национального и даже международного права. Неслучайно социологическая юриспруденция настаивает на том, что даже в развитых обществах право как социальное явление обнаруживает свое существование на разных уровнях. Для того чтобы понять и исследовать механизм действия права в целом, нельзя ограничиваться лишь теми нормами, которые можно назвать официальным, или позитивным, правом. Именно это имел в виду современник Вебера немецкий правовед Эрлих, когда говорил о необходимости изучения "живого права". В любых обществах, включая древние и примитивные, обнаруживаются особые нормы, которые регламентируют поведение людей и воспринимаются ими как предписания обязательного характера. Если взглянуть на право самых развитых общественных систем с точки зрения исторических корней и происхождения его норм, то нетрудно увидеть следы, ведущие в глубокое прошлое, туда, где господствующие условия мало отличались от тех, что встречаются в ранних или примитивных культурах. Если же рассматривать право как инструмент социального контроля, то было бы неразумно игнорировать действие нормативных предписаний применительно к разным типам и системам общественного устройства. Однако для правовой культуры общества, стоящего на примитивной, догосударственной ступени развития, характерным является отсутствие дифференциации предписаний правового, морального и религиозного характера. Поэтому источник происхождения обычаев в сознании мистифицируется. Он воспринимается на уровне божественного, сверхъестественного по своей природе явления. Главное различие системы правового обычая и системы современного права состоит в том, что функционирование первого не требует централизации общественного управления. Говоря современным языком, правовой обычай предполагает общину, но не государство. Это также означает, что для действия правового обычая не требуются системы централизованных государственных органов и учреждений, которые позволяли бы принимать законы и обеспечивать их применение. Древний обычай, таким образом, обнаруживает множество признаков, свойственных праву, но отличается от него одним существенным признаком — его применение не требует специальных правотворческих и правоприменительных органов. Право превращается в обычай, если будут отсутствовать законодательные органы, полномочные созидать новое право в установленной процедуре; суд как орган, наделенный властными полномочиями по разрешению правовых споров; исполнительные органы, в задачи которых входит обеспечение исполнения требований права. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |