Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действия с предметами. «Пирамидка с сюрпризом»




Задачи.Закреплять знания детей о цвете предметов. Учить под­бирать детали (кольца) с ориентировкой на два свойства одновре­менно — величину и цвет. Использовать прием «сюрпризности» для активации интереса к занятию, повышения ориентировочной и речевой активности. Ввести фольклорные игровые сюжеты, спо­собствующие эмоциональному и речевому развитию.

Материалы.Высокая пирамидка (высо­та до 1 м). Полиэтиленовый шар (в сече­нии диаметр 20-25 см), на котором изоб­ражено личико матрешки.

Содержание занятия.Воспитатель ста­вит перед малышами высокую пирамидку и снимает верхние четыре колечка, показы­вает их детям, называет цвет, откладывает на рядом стоящий столик.

Педагог предлагает малышам поочередно снять все кольца. У каждого малыша появля-

289

19 Заказ 544


ется по одному колечку. Воспитатель предлагает поиграть с кольцами. Дети смотрят в дырочку колечка, ставят их на ребро. Взрослый пока­зывает, как можно кольцо прокатывать по полу. Побуждает малышей покатать кольца в разных направлениях, по всей площади пола.

Воспитатель берет со стола маленькое колечко, предположим зе­леное: «У кого зеленые колечки? Колечки такого цвета, как у меня? У Алеши и Маши. У Алеши — большое зеленое кольцо, у Маши — поменьше, а у меня совсем маленькое. Оденем на палочку все зеле­ные колечки: вначале большое, потом — поменьше и маленькое». Аналогично подбираются и нанизываются красные кольца, затем — синие и желтые. «Вот какая интересная пирамидка у нас получилась!»

«А где крышечка?» — педагог берет полиэтиленовый шар, оде­вает его на кончик стержня, обратив к детям тыльную сторону. Дети видят «волнистую» пирамидку, закрытую круглой крышечкой (шаром). Воспитатель поворачивает шар лицевой стороной к де­тям. Малыши видят перед собой матрешку.

Воспитатель повязывает на голову матрешке синий платочек: «Посмотрите, какая «юбочка с оборочками» на матрешке и синий платочек на головке!»

Дети рассматривают матрешку: пирамидка превратилась в мат­решку. Воспитатель предлагает встать в круг и спеть матрешке пе­сенку:

Чудная Матрешка, Попляши немножко! Танцевать с тобой мы рады! Покажи свои наряды! Сарафанчик — раздуванчик, Колокольчик расписной! Синенький платочек — Все красиво очень!

(Л. Павлова)

(Песенка поется на мотив русской народной мелодии «Барыня» или нараспев произносятся слова.)

Воспитатель спрашивает, нравится ли детям матрешка, и при­глашает ее в кукольный уголок: «Ты, Матрешка, не скучай! К кук­лам в гости поезжай!» Матрешка отодвигается в кукольный уголок.

Матрешка разбирается в отсутствие детей и собирается в пира­мидку. Ставится около дидактического столика. На последующих занятиях можно использовать другие крышки в виде головки пе­тушка, курочки, зайчика, кошечки и проч.

При этом содержание занятия и фольклорные тексты должны отражать образ «сюрпризного героя».

290


Развитие речи.«Диди-ладо-ладушки»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь наименований предметов одежды и посуды, имен прилагатель­ных. Соотносить слова с условными действиями. В процессе зву­коподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы.Игрушки: две куклы (лучше мальчик и девочка); посуда: кастрюля, сковородка, тарелка, половник. Платок.

Содержание занятия.Воспитатель обращается к детям: «Сегодня у куклы Даши день рождения. (Демонстрирует игрушку.) Даша при­нарядилась, ждет гостей. Как Даша нарядилась? Что она надела?»

Дети рассматривают куклу. Воспитатель демонстрирует платье, туфельки, фартук. Называет все вместе с детьми: «Какого цвета платье у Даши? Туфельки? Фартук?» (Спрашивает и отвечает вме­сте с детьми.) Далее воспитатель: «Даша готовит гостям угощение. Печет оладушки. Даша взяла кастрюлю, замесила тесто. Печет ола­душки на сковородке. Наливает тесто половником. Складывает готовые оладушки в тарелку». (Слова сопровождаются действиями с игрушками.) Затем ведет следующий диалог: «В чем месит тесто Даша? (Ответы детей.) Покажите, как она месит тесто. Как Даша печет оладушки? (Условные действия педагог осуществляет вместе с детьми.) На чем Даша печет оладушки? (На сковороде.)»

«Кто хочет помочь Даше замесить тесто? Как польем тесто на сковородку? Кто поможет? Кто переложит оладушки в тарелку?» Воспитатель дает детям возможность подействовать с игрушками.

Далее читает потешку, сопровождая слова условными дейст­виями.

Диди-ладо-ладушки, Испечем оладушки. Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, Тесто круто замесили. Ух-тух, ух-тух, Сковородки раскалили. Диди-ладо-ладушки, Жаркие оладушки.

(Л.Яхнин «Оладушки»)1

1Яхнин Л. Потешки. — М.: ЭКСМО, 2004. С. 20.
19*                                                       291


Потешка читается дважды. Второй раз — с подговарием и вы­полнением детьми условных действий.

«Готовы оладушки. Отведаем их. (Условные действия: угощает кукла Даша.) Какие оладушки? (Жаркие, горячие, вкусные, слад­кие — воспитатель вместе с детьми. Сопряженная и отраженная речь.) Вот и гости пришли», — говорит воспитатель. (Появляется кукла Денис.)

Разыгрывается диалог:

— Здравствуй, Денис!

— Здравствуй, Даша. Поздравляю тебя с днем рождения.

— Проходи, присаживайся. Будем пить чай с оладушками.

Педагог: «Как Даша угощает? Что она говорит? (Самостоятель­ные высказывания детей.) Отведали оладушек. Попили чаю. По­шли танцевать. И мы потанцуем».

Дети перемещаются на ковер. Воспитатель берет в руки кукол. Дети выполняют танцевальные движения, сопровождая их звуко­подражаниями: диди-ладо-ладушки, жаркие оладушки. (Повторить 3—4 раза.)

«А сейчас мы все поиграем в прятки, — предлагает воспита­тель. — Садитесь на ковер, закрывайте глазки. (Воспитатель накры­вает платком одну из кукол.) Открывайте глаза. Кто спрятался?»

Таким же образом прячут поочередно игрушки и детей.

Затем дети перемещаются в игровой уголок. Читают хором по­тешку, сопровождая слова выразительными движениями.

Лепка. «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки»

Задачи. Учить приемам лепки из целого кусочка пластилина полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой. Продолжать развивать сюжетно-игровой замысел. Учить проявлять заботу о до­машних животных.

Материал. Вылепленные ранее детьми фигурки животных, нари­сованные ими «коврики», пласти­лин, клееночки, цветные салфетки для бумажной пластики.

Предварительная работа. Игры с вылепленными фигурками до-

292


машних животных, рассматривание «ковриков», картинок, иллю­страций, на которых даны изображения кошки, собаки во время кормления. Чтение потешек, пение песенок.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей о том, что они делали на предыдущем занятии, уточняет их ответы: «Мы ле­пили домашних животных (кошечку и собачку). О животных дол­жны заботиться взрослые и дети. Их надо кормить, выводить на прогулку. Вашим кошечкам и собачкам очень хорошо, потому что вы, ребята, их любите, нарисовали для них красивые „коврики". Давайте посмотрим, как кошечки и собачки отдыхают». Все дети подходят к столу, на котором постелены коврики, а на них «спят» животные. «Наступило утро, кошечки и собачки проснулись и за­хотели кушать. Чем вы будете их кормить? Кошечке надо налить молочка, а собачке дать косточку. А где же блюдце и мисочка? Поищите, ребята!» — обращается воспитатель.

Дети заглядывают под стол, вокруг него, но нигде не находят посуды. «Что же делать? — спрашивает воспитатель. — Надо сле­пить блюдце для кошечки и мисочку для собачки. Садитесь за столы и посмотрите, как надо лепить. Вначале надо комочек пла­стилина раскатать, как шарик, потом сжать его в ладонях (показ). А теперь пальцами нужно поднимать края (показ). Затем одним пальчиком в середине блюдца и мисочки надо сделать ямку. Вот посуда готова!»

Дети выполняют все действия, сплющивают комок пластилина, поднимают края плоской формы. Затем воспитатель предлагает «налить в блюдце молочко для кошечки» (надо оторвать кусочек белой бумажной салфетки и положить его в блюдце). Для собач­ки ребенку нужно слепить «косточку» (скатать столбик) и поло­жить ее в мисочку. Затем дети ставят блюдце и мисочку на «ков­рики», чтобы кошечки и собачки «покушали».

«А теперь они могут поиграть с мячиками. Из цветных бумаж­ных салфеток сделайте комочки», — предлагает воспитатель (спо­соб сминания). Дети бросают «мячики своей кошечке или собач­ке». Игра может продолжаться два-три раза. «Мячики» оставляют на «коврике», чтобы их любимые животные могли снова «поиг­рать».

В вечернее время игровая ситуация может продолжаться, при­обретая характер игры-драматизации. Например, ребенок прини­мает на себя роль мамы-кошки, у которой котенок любит бегать, прыгать, играть с другими котятами. Дети также могут кормить своих любимых животных, укладывать их спать, петь им колыбель­ные песенки и т.д.

293


Организация детской игры

Воспитатель старается по мере возможности добиться, чтобы все дети были заняты игрой с игрушками, играли если еще не вместе, то хотя бы рядом друг с другом, не мешая и не разру­шая чужой игры. Если же какой-нибудь ребенок не в состоянии организовать свое поведение, не интересуется какими-то опре­деленными игрушками, действует с ними нефункционально (тас­кает куклу вниз головой за ногу, постукивает ей по полу, а ма­шинкой просто кидается); если ему нравится только та игруш­ка, которая в руках у другого, — то такой ребенок и сам не играет, и мгновенно разрушает игру других: ломает постройки, отбирает игрушки и т.д. В этом случае необходима индивидуаль­ная организация игровой деятельности, и воспитатель начинает с ним играть, создавать конкретно для него игровую ситуацию, включать в нее сначала одно, а затем несколько игровых дей­ствий, объединенным общим сюжетом. Постепенно ребенок овладевает игровыми условными действиями, может недолго играть и сам. Если его по-прежнему привлекают только чужие игрушки, педагог дает ему такие же и объясняет, что мешать другим детям нельзя, но можно поиграть так же; при этом ре­бенок учится подражать играм не только воспитателя, но и де­тей.

Детей, уже овладевших начальными формами сюжетной игры, можно попробовать объединять в самостоятельные игро­вые «пары». Для этого им предлагается игровой материал, в ко­тором некоторыми предметами приходится пользоваться по оче­реди или вместе: например, наливать куклам чай из одного чай­ника, нагружать общую машину, вместе строить дорожку для машины или поезд. В этом случае педагог не играет вместе с детьми, но следит, как они играют с предложенным игровым материалом, и вмешивается только при возникновении конф­ликтов.

В групповом помещении и на улице добавляются новые сю­жеты игры, которые детям показали на занятиях: домашние лю­бимцы кошечка и собачка (лучше несколько штук) принимают участие в играх малышей. Дети могут кормить животных, поить их молочком, гладить, водить гулять (для этого нужно иметь не­сколько поводков); можно построить собачке будку или посте­лить ей коврики около батареи, чтобы было тепло. Может воз­никнуть сюжет «Собачка потерялась». Воспитатель выносит на участок игрушечную собачку, несколько раз говорит ей «Не убе­гай далеко!», а потом, когда дети чем-то отвлекутся, прячет ее

294


за сугроб, дерево или веранду. Затем все ищут собачку, находят, радуются, несут домой, объясняют друг другу, что она больше не будет убегать. Можно дополнить этот сюжет, сказав, что собачка в снегу простудилась, заболела, позвать доктора и полечить ее. Из бумажных комочков дети делают «мячики» для собачки и кошки, из салфеток и бумажек — коврики, из палочек — кос­точки, из кубиков — коробки с сухим кормом. Недостающие пред­меты уже легко заменяются предметом-заместителем, а у многих — и словом.


.


ФЕВРАЛЬ. 22 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы.Содержательная до­минанта этой недели — «Папин праздник» раскрывается в беседах с рассматриванием картинок и чтением стихов, посвященных ар­мии и празднику; в тематике продуктивных видов деятельности (конструирование из мятой бумаги и рисование красками салюта, создание поздравительных открыток для пап и дедушек); в тема­тике подвижных игр. Воспитатель обогатит игровую среду соответ­ствующей атрибутикой, будет поддерживать желание детей исполь­зовать ее при разыгрывании привычных и новых игровых сюже­тов, с учетом интересов мальчиков и девочек. Воспитатель заранее даст рекомендации родителям: в «День защитника Отечества» (23 февраля) обратить внимание детей на праздничное убранство улиц и вместе посмотреть праздничный салют. Продолжится работа по развитию мышления и речи: педагог будет учить детей выпол­нять действия, ориентируясь на заданный признак предмета (ве­личина, цвет), постоянно вовлекать их в диалог, побуждая отве­чать на вопросы, высказывать пожелания; будет продолжаться работа над правильным произнесением гласных и простых соглас­ных звуков. На занятиях физкультурой дети будут упражняться в беге в ограниченном пространстве и в пролезании через вертикаль­но стоящий обруч.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...