Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рисование. «Шарики-л ошарики»
Задачи.Развивать воображение, умение самостоятельно из кругов создавать различные знакомые образы; развивать сюжетно-иг-ровой замысел. Учить детей приемам рисования фломастерами (не нажимать сильно на бумагу, аккуратно пользоваться материалом). 244 Материалы.Цветные фломастеры, бумага альбомного формата, большой лист ватмана (40x50 см), мольберт. Игрушки: лошадка, свинка, собачка, котенок. Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок. Содержание занятия.Дети сидят полукругом. На столе у воспитателя игрушки (лошадка, свинка, собачка, котенок). «Ребята, посмотрите, игрушки пришли к нам на занятие. Скажите, кто это?» — спрашивает воспитатель. Дети называют: «Лошадка, свинка, собачка, котенок». Воспитатель: «А кто знает, зачем игрушки к нам пришли?» Дети могут давать разные ответы, например: «Чтобы поиграть, хотят покушать, погулять» и др. «А я думаю, что игрушки хотят, чтобы вы, ребята, их нарисовали, — говорит воспитатель, — вы уже научились рисовать карандашами, красками. А сегодня будем рисовать разноцветными фломастерами игрушки. Вот я беру фломастер красного цвета и рисую шарики, шарики, шарики... много шариков, получилась лошадка — лошарик (показывает, как соединив круги, можно изобразить игрушку). А сейчас нарисую шарик, шарик, шарик., получилась «свинка — розовая спинка» (показ). Воспитатель на большом листе (на мольберте) продолжает из шариков рисовать... собачку Жучку — «хвостик закорючкой». А вот еще шарик, шарик, шарик... получился котенок — «кошарик». В процессе рисования меняет цвета фломастеров. «Вот какие чудесные фломастеры, помогли из шариков нарисовать все игрушки. Кто у нас получился? Лошадка — Лошарик, Свинка — розовая спинка, Котенок — Кошарик, Собачка — Жучка, хвостик за- 245 корючкой. А сейчас, ребята, вы сами нарисуете игрушки, которые вам больше понравились», — говорит воспитатель. Он раздает наборы фломастеров, чтобы каждый ребенок выбирал цвета по своему желанию. В процессе занятия помогает тем, кто не может выбрать персонаж, советует, кого можно нарисовать. Хотя изображение каждой игрушки состоит из шариков, однако ребенок может и самостоятельно создать образ любимой игрушки, используя другие способы изображения. Поэтому воспитатель поощряет стремление ребенка к экспериментированию, нахождению новых образов, похожих, например, на птичку, зайчика, мишку, ежика, куклу-неваляшку и т.д. После занятия все рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем, узнают, кто нарисован. Важно активизировать их речевые высказывания и предлагать ребенку не только называть, кого он нарисовал, но и звукоподражать голосу изображенного персонажа. Рисунок, выполненный воспитателем, и детские работы ребята могут рассматривать в вечернее время, находить знакомые персонажи, разыгрывать игровые действия, используя свои любимые игрушки. Воспитатель принимает активное участие в этом процессе, спрашивает, например, а куда поскакала лошадка, куда побежала собачка, кого встретил котенок и т.д. На отдельный стол можно положить чистый лист бумаги, фломастеры, чтобы дети по своему желанию могли порисовать, повторяя то, что узнали на занятии, или придумывая новые образы, скорее называя их после того, как что-то нарисовано. Содержание занятия. Педагог объединяет вокруг модуля с песком 4—5 детей. Пытается из сухого песка сделать куличик, а затем предлагает полить песок из маленькой леечки, чтобы он стал влажным. Свои действия взрослый поясняет. Затем раздает каждому малышу формочки. Показывает, как действовать совочком, набивая форму песком, и умело поворачивает на твердую поверхность стола. Воспитатель обращает внимание на то, какой рукой действует каждый малыш (леворуких не исправляет, помогает, если необходимо). Далее взрослый обыгрывает ситуацию: уточняет, для кого малыши пекут пирожки, кого будут «угощать» (Зайку, Мишку и др.) и говорит, что свой пирожок печет то для Дашеньки, то для Сашеньки и др. Пушки, татушки! Пекла баба витушки... Для Ванечки-Ванюшки1. Повторяя потешку, воспитатель использует разные имена детей: для Танечки-Танюшки, Витечки-Витюшки и др. Затем воспитатель предлагает ребятам спеть песенку «Я пеку-пеку-пеку...». И поет ее или проговаривает, а дети подговаривают отдельные слова. Далее игра разворачивается по ситуации.
Действия с предметами. <<Я пеку всем друзьям по пирожку» Задачи. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами-орудиями. Знакомить со свойствами песка (сухой — рассыпается). Эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие фольклор и знакомую песенку. В условиях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с песком летом, наполнить жизнь детей особенно увлекательными занятиями для зимы, когда на улице снег, лед. Материалы. Модуль с песком и водой для формования с помощью игровых наборов для песка (формочки и совочки). Совочки как предметы-орудия: один совочек и 4-5 формочек (на одного ребенка). 246 Речь. «Баранки, калачи с пылу с жару из печи» Задачи. Развивать восприятие и понимание речи, языковое чутье. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотносить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Материалы. Баранки, калачи, изготовленные из соленого теста. Игрушки: кукла и собачка. Содержание занятия. Воспитатель читает потешку: 1 Великорус в своих песнях, обрядах... 247 Ани-бани-барабани, Едет Маша на баране. — Тпру, тпру, не скачи, Продаются калачи, Калачи горячи, На, Ванюша, получи!' Воспитатель демонстрирует связку баранок и калачи (изготовленные из соленого теста). Воспитатель обращается к детям: «Скажем вместе: вот баранки (демонстрирует баранки), вот калачи (демонстрирует калачи). Поиграем. Вначале я буду угощать баранками (протягивает детям руку) и говорить: кушай баранки, а дети отвечать: спасибо». Далее инициирует диалог: «А теперь угостите баранками друг друга. Кого ты хочешь угостить? (Обращается к кому-либо из детей.) Скажи: кушай баранки». Ребенок в ответ говорит «спасибо». (Повторить 5-6 раз.) «Какие баранки, калачи? — спрашивает воспитатель и отвечает вместе с детьми: Вкусные, румяные, горячие, сладкие». «К нам в гости пришла кукла Настя со своим другом Барбосом», — говорит воспитатель, угостим их тоже калачами и баранками». (Условные действия сопровождаются словами: «кушай баранки» — «спасибо» и т.д.) Воспитатель: «Насте пора спать». Аи, бай, аи, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи...2 ...Спи-ка, дочка моя, Прикачаю я тебя. Байки-качй, Под подушку — калачи, В ручках — прянички, В ножках — яблочки... Воспитатель: «Скажем вместе: Настя, баю-бай, баю-бай. Как мы ее будем качать? (Условное действие.) Баю-бай, баю-бай». Дети передают друг другу куклу и качают ее. Настя уснула. Колыбельная песенка читается 2 раза. ' Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 3. 2 См.: Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститу- та, коллекция М.Н. Мельникова. «А сейчас, — обращается воспитатель к детям, — мы все как будто продаем баранки, калачи и кричим: кому баранки, кому калачи?» Дети передвигаются по группе, сопровождая ходьбу выразительными жестами и словами. Воспитатель предлагает детям угостить баранками и калачами свои любимые игрушки. (Условные действия.) В заключение воспитатель угощает детей настоящими баранками. Лепка. «Зимние забавы» Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, вызывать у детей интерес к лепке фигурок, желание использовать полученные ранее умения раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять части, дополнять детали одежды, используя цветную бумагу. Материалы.Выполненная ранее воспитателем и детьми панорама снежной улицы, макет участка с горкой; снежки, снеговики, сделанные детьми из салфеток, разноцветные бумажные конусы (см. занятие «Наша Маша маленькая...», декабрь, 13 неделя), цветная бумага для деталей одежды, стеки, пластилин, салфетки. Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за действиями других детей во время катания с горки, лепка снежков, снеговика. Рассматривание картинок с изображением зимних забав, чтение стихов, пение песенок.
248 249 Содержание занятия. Перед сидящими полукругом детьми воспитатель на столе располагает макет с покрытой снегом (белым листом) «землей», горкой, снеговиками, панорамой «снежной улицы», которая служит фоном. «Ребята, как весело гулять зимой! Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговиков. Посмотрите, у меня на столе появилась снежная улица с домами, деревьями. Кто ее нарисовал? А вот и снеговики, кто их слепил? (Ответы детей.) Это все сделали вы, ребята. А с этой снежной горки (показывает) весело детям кататься на санках. Но где же ребята? Их надо слепить, чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, играли в снежки». Воспитатель предлагает детям слепить фигурки, «надеть им шубки» или цветные бумажные конусы, или из комочков налепить шапочки, пуговицы. Каждой фигурке надо прилепить руки, чтобы можно было их согнуть, поднять. «Чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, нужно фигурки наклонить (показ), а санки можно слепить из столбика, расплющив его в ладонях». В процессе занятия воспитатель обращает внимание на способы лепки: ребенок может лепить как из частей, так из целого куска пластилина. Поэтому он стимулирует желание каждого выбрать способ лепки. Это относится также и к изображению одежды, которую можно создавать по-разному: налепив пуговицы, шарфики, шапочки, или с использованием бумажных цветных конусов. Для изображения лица (глаз, рта) воспитатель берет стеку, которая помогает передать настроение (веселое, смеется, улыбается, радуется), и дети вслед за ней передают выражение лиц своих фигурок. После занятия все фигурки дети располагают на макете, группируя их на горке, вокруг снеговиков. Воспитатель еще раз обращает внимание на общую панораму макета на фоне «снежной улицы»: «Вот какой получился двор. В этих домах (показывает) живут ребята. Они вышли погулять, слепили снеговиков, папы сделали для них горку. А сейчас мы увидим, как девочки и мальчики будут кататься с горки на санках». Воспитатель берет слепленные детьми две фигурки «девочек в шубке» и одну фигурку «мальчика в курточке», сделанную воспитателем, и 2-3 раза изображает их стремительный спуск с горки, сопровождая его стихами: Даша, Маша и Егорка Взяли санки — и на горку! Сели в санки — понеслись, С горки — вниз, с горки — вниз! (Т. Г. Казакова) 250 «А вы, ребята, любите кататься на санках?» — интересуется воспитатель (Ответы детей.) Предлагает детям покатать с горки вылепленные ими фигурки, спрашивает, какое у каждой фигурки имя. Эта игровая ситуация может продолжиться и в вечернее время. Для этого воспитатель ставит макет в доступном для детей месте. По своему желанию они могут дополнять композицию лепкой деревьев, елочек, собачки, котенка и т.д. Организация детской игры Продолжаются игры по зимней тематике и в помещении, и в условиях прогулки на участке. Детям оставляют в группе игрушки, которые использовались на дидактических занятиях (за исключением пластилиновых). Баранки и комочки из соленого теста вполне допустимо оставить для игры в качестве угощения для кукол и зверушек. В уже привычные сюжеты «чаепития» включаются новые действия: теперь и дети, и игрушки, когда их угощают, активно «благодарят» — говорят «Спасибо, спасибо», кивают головкой. В игру постепенно включается речь «за себя» («Кушай, Зайка, калачи») и «за Зайку» («Спасибо, спасибо»), появляется, таким образом, первая ролевая речь. Обычно детям раннего возраста требуется многократное повторение-проигрывание одной и той же игровой ситуации и одних и тех же игровых действий. Воспитатель не должен препятствовать этому, но может ненавязчиво внести некоторое разнообразие: добавить новую игрушку, с которой можно произвести то же действие («А вот к нам и кукла Настя пришла. Давай ее тоже угостим! Ах, как вкусно! Настя говорит: „Спасибо, спасибо!"».) Если дети согласны с введением новых игрушек, можно попробовать привлечь к игре в качестве «гостя» другого ребенка — угощать и благодарить друг друга. Следует помнить, что для малышей переход от игры с игрушкой к игре с партнером-ребенком очень часто бывает затруднен, поэтому это делать надо очень осторожно и обязательно через совместную игру с воспитателем, который сначала принимает на себя роль «гостя» или «хозяина», а потом передает ее другому ребенку. Опять же партнер-ребенок должен быть уже более или менее умелым «игроком». Подобные игровые объединения ведут впоследствии к появлению совместной ролевой игры. Мальчики продолжают предпочитать игру с машинками, кубиками, строительным материалом. Воспитатель может постараться придать их игре более сюжетный характер, задать игровую задачу (например, привести продукты в кухню, где повар уже готовит 251 обед для детей или зверей), которую дети выполнят с удовольствием. Можно устроить дороги в «праздничном городе» из кубиков, или «в зимнем лесу» (на фоне панно-декорации из детских работ), и машины будут не просто ездить, а перевозить гостей, зверей, продукты, игрушки, книги или даже «снег», сделанный из мятых салфеток. Дети уже легко справляются с включением в игру предложенных педагогом дополнительных построек, игрушек, оборудования, понимают, как можно играть, вспоминают события из своего опыта и с помощью взрослого пытаются отразить их в игре. В то же время игры с кубиками или машинками представляют и самостоятельную ценность для играющих детей, и если педагог слишком активно вводит в них сюжеты, не вполне понятные для детей, игра легко распадается. ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯПланирование работы Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с русской народной сказкой о животных «Теремок», будут учиться слушать и понимать простые тексты, следить за действиями персонажей, запоминать героев сказки и их повторяющиеся диалоги. Отталкиваясь от сказочного сюжета, педагог предложит детям поиграть «в домики», «в теремки». Широкое использование на этой неделе малых форм фольклора — песенок, потешек, героями которых являются различные животные, позволит педагогу создать увлекательные игровые ситуации, развивать у детей память, воображение, восприятие речи и языковое чутье. Дети будут украшать сказочных петушков нарядными «перышками», овладевая при этом приемами рисования кистью и красками разных цветов. Знакомя детей с образами животных — героев сказки и поэтического фольклора, педагог будет стремиться вызвать у них добрые чувства, сопереживание, желание помочь. На этой неделе дети также узнают о свойствах снега (тает в тепле); будет проведено занятие по развитию тактильной чувствительности; на занятиях по конструированию педагог будет подводить детей к пониманию функции созданной ими конструкции. Продолжится работа по закаливанию детей; педагог будет упражнять их в равновесии, в умении прыгать двумя ногами с продвижением вперед. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |