Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рисование. «Шарики-л ошарики»




Задачи.Развивать воображение, умение самостоятельно из кру­гов создавать различные знакомые образы; развивать сюжетно-иг-ровой замысел. Учить детей приемам рисования фломастерами (не нажимать сильно на бумагу, аккуратно пользоваться материалом).

244


Материалы.Цветные фломастеры, бумага альбомного формата, большой лист ватмана (40x50 см), мольберт. Игрушки: лошадка, свинка, собачка, котенок.

Предварительная работа.Игры с игрушками, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение стихов, пение песенок.

Содержание занятия.Дети сидят полукругом. На столе у вос­питателя игрушки (лошадка, свинка, собачка, котенок). «Ребята, посмотрите, игрушки пришли к нам на занятие. Скажите, кто это?» — спрашивает воспитатель. Дети называют: «Лошадка, свин­ка, собачка, котенок». Воспитатель: «А кто знает, зачем игрушки к нам пришли?» Дети могут давать разные ответы, например: «Что­бы поиграть, хотят покушать, погулять» и др. «А я думаю, что иг­рушки хотят, чтобы вы, ребята, их нарисовали, — говорит воспи­татель, — вы уже научились рисовать карандашами, красками. А сегодня будем рисовать разноцветными фломастерами игрушки. Вот я беру фломастер красного цвета и рисую шарики, шарики, шарики... много шариков, получилась лошадка — лошарик (пока­зывает, как соединив круги, можно изобразить игрушку). А сейчас нарисую шарик, шарик, шарик., получилась «свинка — розовая спинка» (показ).

Воспитатель на большом листе (на мольберте) продолжает из шариков рисовать... собачку Жучку — «хвостик закорючкой». А вот еще шарик, шарик, шарик... получился котенок — «кошарик». В процессе рисования меняет цвета фломастеров. «Вот какие чу­десные фломастеры, помогли из шариков нарисовать все игруш­ки. Кто у нас получился? Лошадка — Лошарик, Свинка — розо­вая спинка, Котенок — Кошарик, Собачка — Жучка, хвостик за-

245


корючкой. А сейчас, ребята, вы сами нарисуете игрушки, которые вам больше понравились», — говорит воспитатель.

Он раздает наборы фломастеров, чтобы каждый ребенок выби­рал цвета по своему желанию. В процессе занятия помогает тем, кто не может выбрать персонаж, советует, кого можно нарисовать. Хотя изображение каждой игрушки состоит из шариков, однако ребенок может и самостоятельно создать образ любимой игрушки, используя другие способы изображения. Поэтому воспитатель по­ощряет стремление ребенка к экспериментированию, нахождению новых образов, похожих, например, на птичку, зайчика, мишку, ежика, куклу-неваляшку и т.д. После занятия все рисунки дети рассматривают вместе с воспитателем, узнают, кто нарисован. Важ­но активизировать их речевые высказывания и предлагать ребен­ку не только называть, кого он нарисовал, но и звукоподражать голосу изображенного персонажа.

Рисунок, выполненный воспитателем, и детские работы ребята могут рассматривать в вечернее время, находить знакомые персо­нажи, разыгрывать игровые действия, используя свои любимые игрушки. Воспитатель принимает активное участие в этом процес­се, спрашивает, например, а куда поскакала лошадка, куда побе­жала собачка, кого встретил котенок и т.д. На отдельный стол можно положить чистый лист бумаги, фломастеры, чтобы дети по своему желанию могли порисовать, повторяя то, что узнали на занятии, или придумывая новые образы, скорее называя их после того, как что-то нарисовано.


Содержание занятия. Педагог объединяет вокруг модуля с пес­ком 4—5 детей. Пытается из сухого песка сделать куличик, а за­тем предлагает полить песок из маленькой леечки, чтобы он стал влажным. Свои действия взрослый поясняет. Затем раздает каждо­му малышу формочки. Показывает, как действовать совочком, на­бивая форму песком, и умело поворачивает на твердую поверх­ность стола. Воспитатель обращает внимание на то, какой рукой действует каждый малыш (леворуких не исправляет, помогает, если необходимо).

Далее взрослый обыгрывает ситуацию: уточняет, для кого ма­лыши пекут пирожки, кого будут «угощать» (Зайку, Мишку и др.) и говорит, что свой пирожок печет то для Дашеньки, то для Са­шеньки и др.

Пушки, татушки! Пекла баба витушки... Для Ванечки-Ванюшки1.

Повторяя потешку, воспитатель использует разные имена детей: для Танечки-Танюшки, Витечки-Витюшки и др.

Затем воспитатель предлагает ребятам спеть песенку «Я пеку-пеку-пеку...». И поет ее или проговаривает, а дети подговаривают отдельные слова.

Далее игра разворачивается по ситуации.


 


Действия с предметами. <<Я пеку всем друзьям по пирожку»

Задачи. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами-орудиями. Знакомить со свойствами песка (сухой — рассыпается). Эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие фольклор и знакомую песенку. В усло­виях зимнего времени года оживить воспоминания об играх с пес­ком летом, наполнить жизнь детей особенно увлекательными за­нятиями для зимы, когда на улице снег, лед.

Материалы. Модуль с песком и водой для формования с по­мощью игровых наборов для песка (формочки и совочки). Совоч­ки как предметы-орудия: один совочек и 4-5 формочек (на одно­го ребенка).

246


Речь. «Баранки, калачи с пылу с жару из печи»

Задачи. Развивать восприятие и понимание речи, языковое чу­тье. Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотно­сить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять пра­вильное произнесение гласных и простых согласных звуков в связ­ной речи.

Материалы. Баранки, калачи, изготовленные из соленого тес­та. Игрушки: кукла и собачка.

Содержание занятия. Воспитатель читает потешку:

1 Великорус в своих песнях, обрядах...

247


Ани-бани-барабани, Едет Маша на баране. — Тпру, тпру, не скачи, Продаются калачи, Калачи горячи, На, Ванюша, получи!'

Воспитатель демонстрирует связку баранок и калачи (изготов­ленные из соленого теста).

Воспитатель обращается к детям: «Скажем вместе: вот баран­ки (демонстрирует баранки), вот калачи (демонстрирует калачи). Поиграем. Вначале я буду угощать баранками (протягивает де­тям руку) и говорить: кушай баранки, а дети отвечать: спасибо». Далее инициирует диалог: «А теперь угостите баранками друг друга. Кого ты хочешь угостить? (Обращается к кому-либо из детей.) Скажи: кушай баранки». Ребенок в ответ говорит «спа­сибо». (Повторить 5-6 раз.) «Какие баранки, калачи? — спра­шивает воспитатель и отвечает вместе с детьми: Вкусные, румя­ные, горячие, сладкие».

«К нам в гости пришла кукла Настя со своим другом Барбо­сом», — говорит воспитатель, угостим их тоже калачами и баран­ками». (Условные действия сопровождаются словами: «кушай ба­ранки» — «спасибо» и т.д.)

Воспитатель: «Насте пора спать».

Аи, бай, аи, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Ты, корова, не мычи, Ты, петух, не кричи...2

...Спи-ка, дочка моя,

Прикачаю я тебя.

Байки-качй,

Под подушку — калачи,

В ручках — прянички,

В ножках — яблочки...

Воспитатель: «Скажем вместе: Настя, баю-бай, баю-бай. Как мы ее будем качать? (Условное действие.) Баю-бай, баю-бай». Дети передают друг другу куклу и качают ее. Настя уснула. Колыбель­ная песенка читается 2 раза.

' Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 3.

2 См.: Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститу-

та, коллекция М.Н. Мельникова.


«А сейчас, — обращается воспитатель к детям, — мы все как будто продаем баранки, калачи и кричим: кому баранки, кому ка­лачи?»

Дети передвигаются по группе, сопровождая ходьбу выразитель­ными жестами и словами. Воспитатель предлагает детям угостить баранками и калачами свои любимые игрушки. (Условные дей­ствия.) В заключение воспитатель угощает детей настоящими ба­ранками.









Лепка. «Зимние забавы»

Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, вызывать у детей интерес к лепке фигурок, желание использовать полученные ранее умения раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять части, дополнять детали одеж­ды, используя цветную бумагу.

Материалы.Выполненная ранее воспитателем и детьми пано­рама снежной улицы, макет участка с горкой; снежки, снеговики, сделанные детьми из салфеток, разноцветные бумажные конусы (см. занятие «Наша Маша маленькая...», декабрь, 13 неделя), цвет­ная бумага для деталей одежды, стеки, пластилин, салфетки.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за действи­ями других детей во время катания с горки, лепка снежков, сне­говика. Рассматривание картинок с изображением зимних забав, чтение стихов, пение песенок.


 


248


249


Содержание занятия. Перед сидящими полукругом детьми вос­питатель на столе располагает макет с покрытой снегом (белым ли­стом) «землей», горкой, снеговиками, панорамой «снежной ули­цы», которая служит фоном.

«Ребята, как весело гулять зимой! Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговиков. Посмотрите, у меня на сто­ле появилась снежная улица с домами, деревьями. Кто ее нари­совал? А вот и снеговики, кто их слепил? (Ответы детей.) Это все сделали вы, ребята. А с этой снежной горки (показывает) весело детям кататься на санках. Но где же ребята? Их надо слепить, чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, играли в снежки».

Воспитатель предлагает детям слепить фигурки, «надеть им шубки» или цветные бумажные конусы, или из комочков налепить шапочки, пуговицы. Каждой фигурке надо прилепить руки, что­бы можно было их согнуть, поднять. «Чтобы девочки и мальчики катались с горки на санках, нужно фигурки наклонить (показ), а санки можно слепить из столбика, расплющив его в ладонях».

В процессе занятия воспитатель обращает внимание на спосо­бы лепки: ребенок может лепить как из частей, так из целого куска пластилина. Поэтому он стимулирует желание каждого выбрать способ лепки. Это относится также и к изображению одежды, ко­торую можно создавать по-разному: налепив пуговицы, шарфики, шапочки, или с использованием бумажных цветных конусов. Для изображения лица (глаз, рта) воспитатель берет стеку, которая по­могает передать настроение (веселое, смеется, улыбается, радует­ся), и дети вслед за ней передают выражение лиц своих фигурок.

После занятия все фигурки дети располагают на макете, груп­пируя их на горке, вокруг снеговиков. Воспитатель еще раз обра­щает внимание на общую панораму макета на фоне «снежной ули­цы»: «Вот какой получился двор. В этих домах (показывает) жи­вут ребята. Они вышли погулять, слепили снеговиков, папы сделали для них горку. А сейчас мы увидим, как девочки и маль­чики будут кататься с горки на санках».

Воспитатель берет слепленные детьми две фигурки «девочек в шубке» и одну фигурку «мальчика в курточке», сделанную вос­питателем, и 2-3 раза изображает их стремительный спуск с гор­ки, сопровождая его стихами:

Даша, Маша и Егорка Взяли санки — и на горку! Сели в санки — понеслись, С горки — вниз, с горки — вниз!

(Т. Г. Казакова)

250


«А вы, ребята, любите кататься на санках?» — интересуется вос­питатель (Ответы детей.) Предлагает детям покатать с горки вы­лепленные ими фигурки, спрашивает, какое у каждой фигурки имя. Эта игровая ситуация может продолжиться и в вечернее вре­мя. Для этого воспитатель ставит макет в доступном для детей месте. По своему желанию они могут дополнять композицию леп­кой деревьев, елочек, собачки, котенка и т.д.

Организация детской игры

Продолжаются игры по зимней тематике и в помещении, и в условиях прогулки на участке. Детям оставляют в группе игруш­ки, которые использовались на дидактических занятиях (за исклю­чением пластилиновых). Баранки и комочки из соленого теста вполне допустимо оставить для игры в качестве угощения для ку­кол и зверушек. В уже привычные сюжеты «чаепития» включают­ся новые действия: теперь и дети, и игрушки, когда их угощают, активно «благодарят» — говорят «Спасибо, спасибо», кивают го­ловкой. В игру постепенно включается речь «за себя» («Кушай, Зайка, калачи») и «за Зайку» («Спасибо, спасибо»), появляется, таким образом, первая ролевая речь. Обычно детям раннего воз­раста требуется многократное повторение-проигрывание одной и той же игровой ситуации и одних и тех же игровых действий. Воспитатель не должен препятствовать этому, но может ненавяз­чиво внести некоторое разнообразие: добавить новую игрушку, с которой можно произвести то же действие («А вот к нам и кук­ла Настя пришла. Давай ее тоже угостим! Ах, как вкусно! Настя говорит: „Спасибо, спасибо!"».) Если дети согласны с введением новых игрушек, можно попробовать привлечь к игре в качестве «гостя» другого ребенка — угощать и благодарить друг друга. Сле­дует помнить, что для малышей переход от игры с игрушкой к игре с партнером-ребенком очень часто бывает затруднен, поэто­му это делать надо очень осторожно и обязательно через совмест­ную игру с воспитателем, который сначала принимает на себя роль «гостя» или «хозяина», а потом передает ее другому ребенку. Опять же партнер-ребенок должен быть уже более или менее умелым «иг­роком». Подобные игровые объединения ведут впоследствии к по­явлению совместной ролевой игры.

Мальчики продолжают предпочитать игру с машинками, куби­ками, строительным материалом. Воспитатель может постараться придать их игре более сюжетный характер, задать игровую задачу (например, привести продукты в кухню, где повар уже готовит

251


обед для детей или зверей), которую дети выполнят с удовольстви­ем. Можно устроить дороги в «праздничном городе» из кубиков, или «в зимнем лесу» (на фоне панно-декорации из детских работ), и машины будут не просто ездить, а перевозить гостей, зверей, продукты, игрушки, книги или даже «снег», сделанный из мятых салфеток. Дети уже легко справляются с включением в игру пред­ложенных педагогом дополнительных построек, игрушек, оборудо­вания, понимают, как можно играть, вспоминают события из сво­его опыта и с помощью взрослого пытаются отразить их в игре.

В то же время игры с кубиками или машинками представляют и самостоятельную ценность для играющих детей, и если педагог слишком активно вводит в них сюжеты, не вполне понятные для детей, игра легко распадается.


ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе дети познакомятся с русской народной сказкой о животных «Теремок», будут учиться слушать и понимать простые тексты, следить за дей­ствиями персонажей, запоминать героев сказки и их повторяющие­ся диалоги. Отталкиваясь от сказочного сюжета, педагог предло­жит детям поиграть «в домики», «в теремки». Широкое использо­вание на этой неделе малых форм фольклора — песенок, потешек, героями которых являются различные животные, позволит педагогу создать увлекательные игровые ситуации, развивать у детей память, воображение, восприятие речи и языковое чутье. Дети будут укра­шать сказочных петушков нарядными «перышками», овладевая при этом приемами рисования кистью и красками разных цветов. Зна­комя детей с образами животных — героев сказки и поэтического фольклора, педагог будет стремиться вызвать у них добрые чувства, сопереживание, желание помочь. На этой неделе дети также узна­ют о свойствах снега (тает в тепле); будет проведено занятие по развитию тактильной чувствительности; на занятиях по конструи­рованию педагог будет подводить детей к пониманию функции созданной ими конструкции. Продолжится работа по закаливанию детей; педагог будет упражнять их в равновесии, в умении прыгать двумя ногами с продвижением вперед.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...