Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструирование. «Первый снег»




Задачи.Учить детей приему скатывания мягкой бумаги в ко­мочки. Закреплять впечатления, полученные во время наблюдения за снегом. Обогащать словарь детей такими словами, как: «белый», «пушистый», «комочки», активизировать в речи детей словосоче­тания: «снег падает», «снег кружится».

Материалы.'/4 белой бумажной салфетки, нитки.

Содержание занятия.Воспитатель вспоминает с детьми наблю­дение за падающим снегом: «Как падает снег? Давайте покажем ручками, как он тихо, плавно падает и ложится на дорожки, на землю (дети изображают падающий снег в действии). А чуть по­дует ветерок, снег начинает кружиться, вот так (воспитатель и дети кружатся, сопровождая движение словами):

158


Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

(А. Барто. «Снег»)'

Затем воспитатель предлагает детям (группе из 4-6 чел.) сде­лать маленькие снежные комочки, показывает и объясняет, как путем многократного сминания белого бумажного мягкого листоч­ка и последующего скатывания его кругообразными движениями между ладошками можно сделать снежные пушистые комочки. Готовые работы воспитатель подвешивает на общую нитку (в ка­честве украшения группы), любуется вместе с детьми легкими вер­тящимися снежными комочками, дует на них.


Рисование. «Котята играют клубочками»

Задачи.Развивать сюжетно-игровой замысел, учить рисовать в определенных частях листа, использовать разные цвета каранда­шей, выбирать их по своему желанию, рисовать замкнутую форму в виде спирали.

Материалы.Три клубочка из ниток красного, синего, желтого цветов, кукла би-ба-бо (кошка), листы бумаги с наклеенными си­луэтами трех котят в разных позах (прыгает, сидит, ловит); цвет­ные карандаши.

Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 53.

159


Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, пение песенок, игры с игрушками.


Содержание занятия.Воспитатель надевает куклу би-ба-бо (кошку), прячет ее за спиной или под столом и просит детей от­гадать: «Кто спрятался? Она пушистая, усатенькая, в лапках — цап-царапки. Пьет молочко и поет песенки: мяу-мяу».

После того как дети отгадают, показывает им кошку, подносит ее к каждому ребенку, чтобы он ее погладил: «Какая мягкая шер­стка, а хвост пушистый (дети гладят игрушку). Кошка любит иг­рать с клубочками. Я принесла три разноцветных клубочка. Какого они цвета?» — спрашивает воспитатель (дети отвечают), если они затрудняются ответить, уточняет название цветов.

Воспитатель бросает клубочки на пол, чтобы дети их поймали.

— Ребята, где-то спрятались котята! (Кошка зовет котят: «Мяу-
мяу, где мои котята, куда они убежали?»)

— Давайте их поищем, — предлагает воспитатель.

Дети ищут, ходят по комнате и вдруг находят котят (листы бу­маги с наклеенными силуэтами). «Мама кошка обрадовалась, что нашлись ее котята», — радуется воспитатель вместе с детьми. Он обращается к ребятам: «Котята очень любят играть с клубочками, они катают их по полу, ловят за ниточку. Нарисуйте разноцветные клубочки, которыми котята играют. Возьмите листы бумаги и каж­дый нарисует своим котятам клубочки».

Воспитатель на мольберте показывает, как надо «наматывать нитки на клубок» (движения карандашом в виде спирали). Дети рисуют, «протягивают ниточку так, чтобы котенок ее поймал». Пред­лагает рисовать разноцветные клубочки, большие и маленькие.

После занятия дети рассматривают свои рисунки вместе с ма­мой-кошкой. Она рада, что дети нарисовали разноцветные клубоч­ки ее котятам.

Действия с предметами. «Занимательнаякоробка»

Задачи.Продолжать знакомить детей с предметами различной величины и формы. Учить соотносить предметы, ориентируясь на их величину и форму, осуществлять выбор предметов двух разных форм (шар, куб) и трех величин — большой, поменьше, малень­кий — по словесной инструкции.

Материалы.«Занимательная коробка», имеющая прорези трех раз­меров: квадратные (7, 5, 3 кв. см) и круглые (диаметром 7, 5, 3 см). Кубы (6, 4, 2 куб. см), а также шары (диаметром 6, 4, 2 см).

160


Содержание занятия.Педагог говорит детям, что у него есть кубики и шарики разной величины. Она предлагает вложить пред­меты в «занимательную коробку». Для этого надо все кубы поло­жить отдельно от шаров.

Дети, стоя у дидактического столика, отбирают кубики, кото­рые лежат вместе с шарами в общей коробке.

Когда дети выполнят первую часть задания — отберут кубики, воспитатель предлагает опустить их в «занимательную коробку». Каждый малыш берет себе по 3 кубика: «большой», «поменьше», «маленький». Затем поочередно опускают предметы в квадратные отверстия, ориентируясь на величину предмета и отверстие в «за­нимательной коробке».

Маленький предмет ребенок может опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается или в большое или в сред­нее отверстие; большой предмет малыш проталкивает только в са­мое большое отверстие. Таким образом каждый малыш учится со­относить не только предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами.

Затем дети поочередно (по 2 человека) выполняют те же зада­ния, только с шарами. Задания считаются выполненными, если ре­бенку удается опустить все предметы в «занимательную» коробку.

Повторные игры с «занимательной коробкой» предполагают действия с предметами разными по величине и форме. «Занима­тельная коробка» становится необходимым пособием на дидакти­ческом столике. Малыши могут использовать ее самостоятельно, по своему желанию.





Речь. «Курочка Рябушечка»

Задачи.Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сцен­ки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знание наименований частей тела. Развивать речевой слух. Упраж­няться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных сло­вах.

Материалы.Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая).

Содержание занятия.Воспитатель вносит в группу корзин-ку,накрытую салфеткой. В корзине сидит курица. Раздается: ко-ко-ко.

161

'' Заказ 544


Педагог обращается к детям: «Кто это к нам пришел? Кто-кто кудахчет: ко-ко-ко? Хотите узнать, кто там спрятался? Давайте достанем. Кто хочет мне помочь?»

Воспитатель дает возможность кому-нибудь из детей по жела­нию залезть в корзину и достать игрушку. Если желающих нет, достает сама.

Затем продолжает:

— Курица, курочка к нам пришла. Кто хочет погладить куроч­
ку? — подносит к отдельным детям игрушку, сопровождая слова­
ми: — Курочка рябенькая, пестрая Курочка Ряба. Красный хохо­
лок. Где у курочки крылья? Где хохолок? Где клюв?

— Что это у курочки? (Показывает крылья, клюв, хохолок, гла­
за.) Курочка ходит по двору. Зернышки клюет. Идите ко мне. По­
кормим курочку. (Дети перемещаются на ковер.) Позовем куроч­
ку: «цып-цып-цып».

Воспитатель демонстрирует жест кормления, дети ему подража­ют (повторить 3—4 раза).

— А сейчас, — говорит воспитатель, — как будто я ваша мама-
курица, а вы мои детки-цыплятки. Мама зовет своих деток:

Куд-куда? Куд-куда? Ну-ка, ну-ка все сюда! Ну-ка, к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?

(В. Берестов «Курица с цыплятами»)'

— Идите ко мне, цыплятки, спрячьтесь ко мне под крыло. (Со­
бирает детей возле себя, обнимает их.)

— Детки-цыплятки пищат: пи-пи-пи (вместе с детьми).

— Мама ведет своих деток зернышки искать. Мама зовет деток:
ко-ко-ко. Детки пищат: пи-пи-пи. (Сюжет повторяется 3—4 раза,
включая потешку.)

— Что делает Курочка Ряба? (Клюет зернышки, зовет своих
цыпляток.) Что делают цыплятки? (Клюют зернышки, бегут к ма­
ме, пищат.)

Если дети молчат, педагог сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Далее воспитатель читает потешку, разыгрывая диалог с куроч­кой.

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На мельницу.


 

— Курочка-рябушечка, зачем пошла?

— За водой.

— Курочка-рябушечка, кому вода?

— Ребяткам.

— Курочка-рябушечка, ребята чьи?

— Мои! Они пить хотят,
На всю улицу кричат!'

Воспитатель спрашивает детей: «Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!»

Потешка читается дважды. Дети произносят звукоподражания. Курочка прощается с детьми: «До свидания! Пока, пока!»
















Лепка. «Колобок»

Задачи.Развивать интерес к русской народной сказке «Коло­бок», учить самостоятельно лепить форму шарика путем раскаты­вания комка пластилина круговыми движениями, передавать об­раз веселого Колобка, изображать палочкой-стекой глаза, рот.

Материал.Фасад избушки с окошком и ставенками, пластилин, стеки, салфетки для рук. Игрушки — персонажи, с которыми Ко­лобок встретился: Дед, Баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса.

Предварительная работа.Чтение русской народной сказки «Колобок» с эпизодами встречи Колобка с персонажами. Рассмат­ривание иллюстраций, в которых дан образ веселого, поющего свою песенку Колобка.


 


1 Хрестоматия для маленьких и постарше. — М.: Знание, 1996. С. 39.

162


И*


1 Трынцы-брынцы, бубенцы. С. 15.

163


Содержание занятия. Воспитатель обращает внимание детей на фасад-макет избушки и читает отрывок сказки: «...испекла баба Колобок, положила его на окошко остудить, а Колобок прыгнул с окошка на дорожку и покатился в лес... Я, Колобок, Колобок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...» — запел он свою пе­сенку.

«Ребята, давайте, слепим Колобок и расскажем, с кем он встре­тился по дороге в лес», — говорит воспитатель и предлагает сле­пить его из комочка пластилина желтого цвета. В процессе пока­за раскатывания комка круговыми движениями воспитатель рит­мично повторяет слова: «Лепим, лепим Колобок, Колобок — румяный бок». Дети выполняют круговые движения, раскатывая комок в ладонях. Они самостоятельно могут дополнить «сюжет» изображением пенька, на который прыгнул Колобок и пел свою песенку; цветов, елочек. «А чтобы Колобок получился веселым, надо этой палочкой (показывает стеку) изобразить ему глазки и рот». После того как дети слепят круглый Колобок, воспитатель помогает каждому ребенку изобразить глаза, улыбающийся рот. «Теперь Колобок будет петь свою песенку, какую?» — спрашивает воспитатель и поет:

Я, Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел:

От тебя лиса не хитро уйти1.

Затем просит детей вспомнить, с кем Колобок встретился по дороге в лес. Воспитатель постепенно показывает всех персонажей сказки. «Вот какой веселый Колобок всем спел свою песенку и от всех убежал. Какую песенку?»

После занятия воспитатель предлагает каждому ребенку поиг­рать со своим Колобком: положить на окошко, показать, как он покатился по «дорожке» (листу бумаги зеленого цвета), на кото­рой встретился с зайчиком, волком, медведем, лисой. Дети с удо-

В обработке К.Д. Ушинского.

164


вольствием выполняют игровые действия, напевая веселую песен­ку Колобка. При этом они могут напевать или говорить только то, что запомнили.

Организация детской игры

Воспитатель обогащает знания детей о человеке, его деятель­ности, физических и эмоциональных состояниях (устал — отдох­нул, проголодался — поел, заболел — выздоровел, опечалился — обрадовался и т.д.). Это помогает ребенку в решении игровых проблемных ситуаций: куколка Маша гуляла-гуляла, очень уста­ла, села, отдохнула — обрадовалась и дальше пошла. А может быть, она проголодалась? Тогда ее можно покормить, дети это уже умеют.

Игры по бытовым сюжетам остаются ведущими в самодеятель­ных играх детей раннего возраста. Повторяющиеся игровые дей­ствия отражают повторяющиеся и потому хорошо знакомые де­тям события их жизни и жизни окружающих их людей. Кроме отображения реальных человеческих действий в действиях с иг­рушками, в подобных играх выражаются понятные ребенку эмо­циональные состояния людей в разных ситуациях и их взаимо­отношения (мама ухаживает, заботится о дочке-куколке, кормит ее, поит, одевает, укладывает спать, жалеет, если та упала и «уда­рилась»).

Сюжеты, с которыми детей знакомили на занятиях, могут от­ражаться в играх детей — воспитатель предлагает для игры кош­ку, котят, колобка или другие игрушки, с которыми ребенок встречался на занятии. В качестве дополнительного игрового ма­териала могут включаться и «клубочки» (точнее, их заместители: мячики, шарики). Поскольку играть в эти клубочки с игрушка­ми (кошками и котятами) трудно, более удобно самим поиграть с ними «как кошка лапкой», дети в этом случае как бы прини­мают на себя роль кошечки, осуществляют свойственные ей дей­ствия. Стимулировать детей к этой игре может воспитатель, при­нимая на себя роль кошки, а детям предлагая побыть котятами. При этом необходимые действия воспитатель покажет своим при­мером, детям будет легко и радостно играть «в клубочки» вместе с «мамой-кошкой».

Сказочные сюжеты, знакомые детям по сказкам, в самодеятель­ных играх пока почти не отражаются, но их элементы могут встре­чаться у отдельных детей. Если воспитатель видит, как кто-то из Детей катает игрушечный колобок, он может «организовать ветре-

165


 


чу» этого колобка с каким-либо зверем (зайцем, медведем) и по­мочь таким образом ребенку перейти от простого действия к сю­жетной игровой цепочке.

В зависимости от погодных условий в помещении или на ули­це продолжаются игры с машинками (грузовички могут перевозить песок или снег), а в группе — кубики или игрушки с мячиками (их можно катать по дорожкам и ловить), можно начертить на асфальте или выложить на ковре из веревок «дорожки» и путеше­ствовать по ним, катать машины, коляски с куклами, ходить са­мим навстречу друг другу, встретившись, обниматься, радоваться и говорить «Привет!». Во всех этих играх детей можно объединять по два человека. Игровые взаимодействия способствуют и разви­тию игры, и развитию общения.


IIКВАРТАЛ

ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы. Наэтой неделе вос­питатель обратит внимание детей на явные признаки зимы — снег и лед, снежинки, морозную погоду и др. Дети познакомятся с ра­ботой дворника. Объединяющая тема прихода зимы, зимней про­гулки, зимних забав прозвучит в стихах, песенках, в содержании занятий по конструированию, рисованию, лепке и др. «Готовя на прогулку» куклу, педагог создаст условия для актуализации пред­ставлений детей о предметах теплой верхней одежды, их названи­ях и назначении. Куклы — мальчики и девочки — в зимней одежде станут участниками игровых ситуаций на различных занятиях. Педагог будет продолжать решать задачи познавательного развития детей: учить их действовать по словесной инструкции, различать размеры и форму предметов, ориентироваться на листе бумаги, соотносить предмет и его изображение. Организуя детскую дея­тельность, воспитатель будет стремиться вызвать у детей желание действовать вместе с ним, выступать посредником в зарождающем­ся игровом взаимодействии детей. На этой неделе педагог будет закреплять умение пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены, начнет учить детей процедуре полоскания рта после еды. Педагог расскажет родителям о содержании занятий, попросит их поддержать желание ребенка воспроизводить дома отдельные действия (например, одеть куклу и взять ее с собой на прогулку и др.). Занимаясь физкультурой, дети будут учиться прыжкам вверх с касанием рукой предмета.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...