Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика мышления




Мышлениеэто неразрывно связанный с речью процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие от восприятия и ощущения, которые получают зна­ние о мире с помощью чувств, мышление является рациональ­ной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и пред­ставлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физи­ки изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Таким образом, мышле­ние начинается там, где оказывается недостаточным или бес­сильным чувственное познание. Для описания свойств мышле­ния обратимся к свойствам его основной единицы - понятия.

48


1. Всякое понятие есть обобщение того или иного класса объектов.

2. Для порождения понятия необходимы определенные средства: средства развитого мышления выходят за преде­лы восприятия и являются логическими формами адек­ватного рассуждения.

3. В содержании понятия отражаются не детально-конкрет­ные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюде­нию.

Понятие как элемент логической формы мышления тесно связано с другими двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение — это отражение связей между предметами и явле­ниями действительности или между их свойствами и признака­ми. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нагревании, мы тем самым устанавливаем связь между изме­нениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содер­жания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мьЛиления наиболее отчетливо проявляется его опосре­дованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т. д. — и устанавливает связи между ними.

Однако существует еще одна, не менее существенная сторона мышления, которая не исчерпывается логикой. Процесс мышле­ния включает в себя также анализ, синтез и обобщение, которые являются основными внутренними специфическими законо­мерностями мышления.

Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. В ходе анализа какого-то предмета те или иные его свойства, которые являются наиболее важными, значимыми и интересными, выходят на пер­вый план и являются наиболее сильными раздражителями, вы­зывая активный процесс возбуждения в коре головного мозга. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты позна­ются путем сравнения. Синтез — это процесс сопоставления или соотнесения явлений или предметов друг с другом с целью ана­лиза этих явлений, предметов или событий: выделение в них об­щего и различного. Наряду с анализом и синтезом процесс мышления строится по принципу обобщения. Обобщение можно представить как процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объ-

49

4-6747


единить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сы­рое мясо, вареного рака и т. д. Обобщение часто основано на по­верхностном анализе чисто внешних свойств предмета. Для того чтобы расширить наши представления о предмете, необходимо вновь провести анализ, синтез и сделать более глубокий вывод или обобщение.



Последовательные стадии развития мышления

Согласно генетической классификации выделяют три уровня развития мышления.

1. Наглядно-действенное мышление. Это самый ранний и
простейший вид мышления ребенка, который находится
в «плену» у ситуации и действия. Так, наглядно-действен­
ное решение задачи осуществляется с помощью реально­
го физического преобразования ситуации. Ребенок ана­
лизирует и синтезирует предметы по мере того, как он
руками, практически разъединяет и вновь собирает, соот­
носит, связывает друг с другом те или иные предметы.
Любознательные дети часто ломают игрушки с целью по­
смотреть, «что там внутри».

2. Наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышле­
ние возникает в возрасте четырех — семи лет. Связь мыш­
ления с практическими действиями сохраняется, но не
является такой тесной, прямой и непосредственной, как
раньше. Этот тип мышления связан с представлением си­
туации и изменениями в ней и характеризуется возникно­
вением образа, в котором может быть зафиксировано од­
новременно видение предмета с нескольких точек зре­
ния. Вместо оперирования предметами ребенок начинает
оперировать их образами и производить мысленно опера­
ции, не осуществимые в реальной действительности.

3. Словесно-логическое мышление. В ходе дальнейшего совер­
шенствования мышление отказывается от оперирования
предметами целиком и переходит к мысленному опериро­
ванию актуальными в каждом данном случае свойствами.
Словесно-логическое мышление характеризуется исполь­
зованием понятий, логических конструкций, функциони­
рует на базе языковых средств, а в его структуре формиру­
ются и функционируют различные виды обобщений.



























Как мышление связано с развитием речи?

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных противо­речий между человеческой психикой и психикой животных.

50


Элементарное мышление животных всегда остается лишь на­глядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосре­дованным познанием. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным от­влечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закре­пить, зафиксировать представление или понятие о нем в слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действи­тельностью для других людей и для нас самих. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко и ясно она вы­ражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Человече­ское мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невоз­можно без языка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...