Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные свойства восприятия?




Восприятие — это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, вос­приятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Представители гештальтпсихологии трактуют восприятие как некую целостную конфигурацию - гештальт. Целостность со­гласно гештальтпсихологии — это всегда выделение фигуры на фоне. Детали, части, свойства лишь позже могут быть выделены из целостного образа. Гештальтпсихологи установили множе­ство законов перцептивной организации, совершенно отличных от законов ассоциаций, по которым элементы связываются в це­лостную структуру (законы близости, замкнутости, хорошей формы и т. д.). Они убедительно доказали, что целостная струк­тура образа влияет на восприятие отдельных элементов и на от­дельные ощущения. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные образы восприятия, воспринимается по-разному. На­пример, два одинаковых кружка кажутся различными, если один окружен большими, а другой маленькими кругами, и т. д.

Выделяют основные особенности восприятия:

1) целостность и структурность — восприятие отражает це-лостный образ предмета, который, в свою очередь, скла-

46


дывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

2) константность — сохранение определенных свойств об­раза предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задейство­вано свойство константности: свойства образа приближа­ются к истинным свойствам этого объекта. Наша перцеп­тивная система корректирует неизбежные ошибки, вы­званные бесконечным многообразием окружающего и создает адекватные образы восприятия. Когда человек на­девает очки, искажающие предметы, и попадает в незна­комое помещение, он постепенно приучается корректи­ровать искажения, вызванные очками, и наконец пере­стает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза. Итак, формирующаяся в процессе пред­метной деятельности константность восприятия — необ­ходимое условие ориентировки человека в изменчивом мире;

3) предметность восприятия — это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система дей­ствий, которая обеспечивает субъекту открытие предмет­ности мира, и главную роль играют осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции пове­дения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, на­пример, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

4) осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецеп­торы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано, таким обра­зом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обоб­щить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет - часы. Такое свойство восприятия называется категоризацией, т. е. отнесением воспринятого к определенному классу объектов или явлений. Особенно ярко эта связь восприятия с мышлением выступает при затрудненных условиях восприятия, когда последова-

47


тельно выдвигаются и проверяются гипотезы о принад­лежности объекта к классу. В других случаях, по Г. Гельм-гольцу, «срабатывают» бессознательные умозаключения;

5) активность. При процессе восприятия участвуют двига­тельные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

6) свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элемен­ты стимула. При этом используется и информация из па­мяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чув­ственным данным (апперцепция). В процессе формиро­вания сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным.

Таким образом, восприятие зависит не только от раздраже­ния, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности лично­сти воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, по­требности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием пси­хической жизни человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...