Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные характеристики метода опроса и его разновидности.




Метод опроса представляет собой способ получения информа­ции об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т. е. лица, отвечающего на вопросы исследователя.

Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими метода­ми, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм

36


полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Различают три вида инструменталь­ного обеспечения метода опроса:

а) интервью;

б) опросники-анкеты;

в) личностные опросники.

Интервьюпредставляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и метод наблюдения. В психологии интервью применяют в кли­нической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т. д. Различают:

свободное интервью, не регламентированное формой
(а иногда и темой), в ходе которого интервьюер создает
для респондента комфортную коммуникативную обста­
новку, поощряя говорить свободно и непринужденно;

- структурированное интервью (или стандартизованное),
по форме похожее на устно предъявляемый опросник и
подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух ти­пов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни чело­века, восприятии им прошедших и настоящих событий, об их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т. п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним.

Опросники-анкетыберут начало в разработанных Ф. Гальто-ном, К. Пирсоном иДж. Кэттеломстандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие ис­следователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предна­значены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чер­там и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т. д.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получе­ния сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы ис­пользуют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т. п.

Опросники интересов предназначены для выявления профес­сиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опрос-

37


ников интересов пользуются косвенными методами, т. е. не фор­мулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на пря­мые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей не­достаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные сте­реотипы о некоторых профессиях и их привлекательности.

Опросник интересов, разработанный Э.Стронгом-Кэмпбел-лом,содержит 35—36 вопросов, сгруппированных в шесть общих профессиональных разделов. Уровень интереса оценивается по пятиступенчатой шкале от очень низкого до очень высокого. Су­ществуют опросники со 124 шкалами профессиональных инте­ресов. Они постоянно расширяются и обновляются.

Профессиональный опросник Холмангаустанавливает типы профессий, которые может выбрать человек.

Профессии делятся на 6 типов:

- практические (сельское хозяйство, естествознание, воен­ное дело, техника);

- исследовательские (наука, медицина);

- художественные (музыка, драма, литература, изобрази­тельное искусство);

- социальные (преподавание, общественные службы);

- предпринимательские (торговля, право, коммерция);

- конвенциональные (чиновники, тренеры).

Личностные опросникипредназначены для исследования и из­мерения выраженности тех или иных индивидуальных особен­ностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса,разработанный им в годы Первой миро­вой войны (1919 г.) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Мето­дический подход Вудвортса был использован впоследствии мно­гими исследователями для построения опросников, направлен­ных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, устано­вок и т. п. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем ми­ре. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзенка,шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела(16 PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др.

Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъек­та. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, эмоциональная неустойчивость при очень высо­ких показателях может свидетельствовать о развитии невроза

38


(нервно-психического расстройства, в. основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстра­версия характеризует общительность субъекта, стремление к ши­рокому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроеерсия, на­против, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем.

Шестнадцатифакторный личностный опросник (16 РР) Кет-тела впервые опубликован в 1950 г.

Этот опросник содержит 187 утверждений и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Кэттел собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее с помощью статис­тического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов. Каждый из факторов построен на биполярной ос­нове, например:

— замкнутость — открытость;

— робость — уверенность;

— доверчивость — подозрительность и т. д.,

и измеряется с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов.

Миннесотскиймногоаспектный личностный опросник (ММР1)один из самых известных и употребляемых личностных опрос­ников. Был разработан С. Хатуэеми Дж. Маккиши(1940) и со­стоит из 550 утверждений. Отвечая, испытуемый решает, «верно» или «неверно» каждое утверждение опросника по отношению к нему.

Для определения нормативных показателей опросник предъ­являлся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследова­нии различных клинических групп. Так были отобраны утверж­дения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изу­ченных групп больных людей. Эти утверждения объединили в 10 шкал, назвав их в соответствии с клинической группой.

Так:

— шкала ипохондрии отражает отношение обследуемого к своему здоровью;

— шкала депрессии определяет степень субъективной деп­рессии и душевного дискомфорта;

— шкала истерии определяет симптомы, присущие лицам с истерическими расстройствами;

— шкала психопатии определяет симптомы поведения, на­рушающего социально приемлемые нормы, и т. д.

Спецификой MMPI является наличие трех шкал контроля, представляющих собой способ проверки небрежности, непони­мания, фальсификации ответов, а также отношения к опросни­ку. Такова, например, шкала «лжи», которая выявляет установку

39


испытуемого представить себя в более благоприятном свете, т. е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследова­ние считается недостоверным.

Надо отметить, что заполнение MMPI — достаточно длитель­ная для испытуемого процедура, поэтому были созданы альтер­нативные варианты: CPI — Калифорнийский опросник, класси­фикация свойств личности Гилфорда и др.










В чем особенность










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...