Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие факторы влияют на произвольное и непроизвольное запоминание?




В зависимости от целей деятельности память делят на непро­извольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведе­ние, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

56


Что влияет на непроизвольное запоминание? Какие ситуации непроизвольно врезаются нам в память?

Были проведены специальные исследования (П. И. Зинченко и А. А. Смирнов), связанные с изучением эффективности или неэффективности запоминания.

Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу, и рассказать. В ходе исследования выяснилось, что испытуемые чаще всего запоминали то, что делали (а не то, о чем думали); то, что способствовало или препятствовало цели; нечто странное и необычное. Запоминалось то, что было связано с кругом зна­ний и интересов испытуемого.

Был сделан вывод о том, что непроизвольное запоминание за­висит от основной линии деятельности, в ходе которой оно осу­ществлялось и от мотивов и намерений, определяющих эту дея­тельность.

Произвольная память — ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как спе­циальные, мнемические действия.

В чем различия между кратковременной, оперативной и дол­говременной памятью?

В деятельности человека, управляющего людьми или техни­кой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. Если классифицировать память по времени, то можно выделить следующие ее виды: кратковременную, оперативную и долговре­менную. Основное различие между ними — это время хранения информации.

1. Кратковременная память характеризуется очень кратким
сохранением после однократного очень непродолжительно­
го восприятия и немедленным воспроизведением (в первые
же секунды после восприятия) материала. В кратковремен­
ной памяти информация хранится не более 20 с. Можно
сказать, что кратковременная память — это как бы фото­
графия объектов, воздействующих на органы чувств.
Кратковременная память связана прежде всего с первич­
ной ориентировкой в окружающей среде и поэтому на­
правлена главным образом на фиксацию общего числа
вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их ин­
формационного содержания.

2. Оперативная память представляет собой способность
человека сохранять текущую информацию, необходимую
для выполнения того или иного действия; длительность
хранения определяется временем выполнения данного
действия. Простейший пример оперативной памяти —
сохранение первых слов принимаемого речевого сообще­
ния в течение всего времени его аудирования. При пере-

57


воде информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым за­дачей, которую решает человек. Оперативная память на­правлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. 3) Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в долговремен­ной памяти может храниться дни, месяцы и годы. При переводе информации из кратковременной памяти в дол­говременную происходит ее дальнейшая селекция и вмес­те с тем реорганизация. Долговременная память ориенти­рована на будущее, на сохранение индивидуального опы­та личности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долго­временной видами памяти зависит от задач, решаемых субъек­том данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других - долговременной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...