Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие измерения проводятся в психологии? В чем разница между шкалированием и тестированием?




Для оценки индивидуальных различий людей в психологии в конце XIX — начале XX в. стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (зна­ний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня раз­вития психических процессов. Это направление в современной психологии получает название «психодиагностика».

Одним из тех, кто заговорил о необходимости измерений в психологии был немецкий ученый X. Вольф(1679—1754). Он ввел понятие «психометрия».

Однако настоящая потребность в измерительных приемах воз­никает век спустя с развитием экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считается немец­кий физик и психолог Густав Фехнер(1801-1887). Исследуя соот­ношение реальных физических стимулов (света, цвета, звука, за­паха, прикосновений и т. п.) с ощущениями, которые они вызыва­ют у человека, Фехнер предложил метод измерения и предпринял попытку математического описания наблюдаемой закономерно­сти. Он исходил из мысли о том, что ощущение не может быть из­мерено непосредственно в абсолютной величине, поскольку мы не располагаем эталоном ощущения, как это имеет место при из­мерении физических величин (эталон длины, веса, времени и т. д.). Но мы можем измерить внешние стимулы, которые задаются экс­периментатором (вес предметов, интенсивность раздражителей, время и т. д.), и определить разностные пороги ощущения, соот­ветствующие этим стимулам. Отсюда родилась идея: взять за эта­лон едва заметное различие, полагая, что одно едва заметное раз­личие субъективно равно другому. Используя этот прием, Фехне-ру удалось квантифицировать (правда, косвенно) психические явления. Эта идея оказалась очень продуктивной, она быстро про­двинула экспериментальную психологию вперед и содействовала становлению психологии как научной дисциплины.

Шкалирование.Суть любого измерения психических процес­сов заключается в том, чтобы квантифицированному ряду значе­ний, характеризующему исследуемый процесс, поставить в соот­ветствие ряд чисел или других символов. Этот числовой (симво­лический) ряд позволяет нам в обобщенном, абстрагированном виде рассматривать степень выраженности, количество или час­тоту проявлений изучаемого процесса. В измерительных проце­дурах подобный числовой ряд получил название шкала. Только в отличие от известных эталонных метрических шкал, имеющих в качестве единицы измерения («кванта») сантиметр, секунду, частоту колебания и т. д., единицей измерения большинства психо-

32


логических шкал выступает субъективное различение, т. е. кван­туется сам исследуемый процесс.

Существуют разные уровни измерений.

Простая классификация по заданному критерию. Предполо­жим, стоит задача определить, кого из тридцати ребят, прини­мавших участие в спортивных занятиях, можно отнести к сле­дующим классам:

— активные;

— скорее активные, чем пассивные;

— скорее пассивные, чем активные;

— пассивные.

Мы получили так называемую шкалу наименований по крите­рию активности, состоящую из цифр 1, 2, 3, 4. Каждая из этих цифр представляет собой не число, а присвоенный символ, по­этому эти цифры могут быть заменены, к примеру, буквами. В шкалах наименований нельзя проводить никаких арифмети­ческих действий с числами, которые мы присваиваем объектам или классам объектов. Производится только подсчет частоты од­ного класса, т. е. встречаемости того или иного результата в каж­дом классе. Методы, применяемые в ходе такой математической обработки, называют «статистикой качественных признаков».

Порядковые (или ранговые) шкалы. Примером такой шкалы яв­ляется обычная система школьных баллов, в которой цифры представляют собой упорядоченный ряд оценки уровня знаний. Эти баллы позволяют ранжировать учащихся по уровню знаний. Однако на основе такого рода баллов нельзя сказать, насколько или во сколько раз уровень знаний, соответствующий, положим, четырем баллам, ниже уровня знаний, соответствующего пяти баллам. То есть шкала порядка представляет собой уменьшаю­щийся или увеличивающийся ряд чисел, в котором перестановки чисел (элементов этой шкалы) недопустимы.

Школьная балльная система представляет собой так назы­ваемую однополюсную шкалу порядка, однако в психологических измерениях встречаются двухполюсные (биполярные) шкалы. При­мером двухполюсной (биполярной) шкалы может служить мето­дика семантического дифференциала (Ч. Осгуд, 1952),направлен­ная на измерение свойств или состояний индивида на основании по­лярных проявлений этих свойств.

Методика действует следующим образом. Первоначально от­бирают некоторое множество понятий, которые характеризуют изучаемое свойство. Затем каждому понятию находят антоним (например, активный - пассивный, здоровый - больной, силь­ный — слабый и т. д.). Между этими двумя полярными понятия­ми располагается шкала с промежуточными оценочными катего­риями. Ниже изображен фрагмент самооценочной биполярной шкалы порядка, построенной по типу семантического диффе­ренциала.

33

3-6747


______ у_

Плохой

Замкнутый

Пассивный

Лживый

Мрачный

Вялый

Х      +3_____+2_____+1_____0_____ -1______ -2______ -3

Хороший

Контактный

Активный

Честный

Приветливый

Бодрый

У испытуемого есть возможность оценить качество какого-либо понятия по шкале от —3 до 3.

Семь делений по шкале (слева направо) могут быть интерпре­тированы как:

(+3) — весьма выраженное X;

(+2) — выраженное X;

(+1) — немного заметное X;

(0) - ни X, ни У (или X и У в равной мере);

(— 1) — немного заметное У;

(—2) — выраженное У;

(—3) — весьма выраженное У.

Тестирование.Идея квантования как отрезка различения по­лучила дальнейшее развитие, и ее стали применять для разра­ботки объективных методов оценки практически во всех направ­лениях психологии.

Тестирование началось с разработок Ф. Гальтона,который первым применил их для измерения психических свойств. Еще одной его заслугой была разработка методов математической статистики для анализа данных по индивидуальным различиям. В дальнейшем заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы Джеймса Кеттела(1860-1944) с его «умственными тестами», которые содержали измерение мышеч­ной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, памяти и т. д. Измерением па­мяти у школьников занимался Г. Эббингауз.Во Франции в 1908 г. свою первую шкалу умственного развития для детей создали А.Бине и Т. Симон.Когда США вступили в Первую мировую войну, под руководством Р. М. Йеркса(1876-1956) были разра­ботаны армейские так называемые альфа- и бета-тесты, позволя­ющие отобрать годных к военной службе солдат. Впоследствии эти тесты неоднократно перерабатывались и стали образцом для большинства групповых тестов интеллекта. А вскоре были разра­ботаны групповые тесты интеллекта для всех возрастов и уров­ней образованности (от дошкольников до аспирантов). Их на­чали широко использовать в школах, колледжах. Коэффициент интеллекта учитывался при приеме в учебные заведения и на работу.

Итак, в основе метода тестированиялежат задачи разного уровня сложности либо задания, связанные с исследованием внимания, памяти, сообразительности и т. д. Для того чтобы эти

34


тесты(пробы) могли дать объективные и измеримые данные, они предварительно проверяются на большом числе испытуе­мых. Например, в педагогической психологии — на детях одного возраста или людях одного уровня образования и т. д. При этом из всех предложенных задач отбираются те, которые успешно ре­шаются значительным числом всех испытуемых (например, дву­мя третями). Эта процедура называется нормированием, или оп­ределением «нормы». С ней впоследствии сравниваются ре­шения тех испытуемых, знания, умения и навыки которых измеряются. Результаты этих измерений оцениваются в услов­ных баллах или в ранговых оценках, объединенных в шкалу по­рядка и указывающих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствующей группе испытуемых (т. е. к «норме»).

Задача психологических тестов состоит в измерении различия между индивидами или между реакциями одного индивида в раз­ных условиях.

Решение этой задачи привело к развитию дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Велико значение психологических тестов и для других направлений пси­хологии.

Наряду с тестами интеллекта в ответ на запросы практики возникли также тесты достижений. Их еще называют тестами объективного контроля успешности: школьной, профессио­нальной, спортивной и т. п. От разных типов контроля знаний и умений (устных и письменных) эти тесты отличаются своей фор­мой. Учащимся предлагается вопрос, ответ на который в не­скольких вариантах представлен на этом же бланке. Один из от­ветов верный, остальные нет. Нужно отметить верный ответ. При подготовке тестов достижений практикуется экспертная оценка знаний, которая проводится параллельно с тестировани­ем. Когда тест отработан и стандартизован, необходимость в этом отпадает. К сожалению, применение теста достижений ограничено только той областью знаний, которая поддается формализации.

Каковы основные требования к тесту?

Надежность теста.От каждого измерительного инструмента требуется, чтобы он был как можно более точным, чтобы на по­лученные результаты можно было положиться как на данные, близкие к «настоящей» величине измеряемого признака. Следо­вательно, точность можно понимать как меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует ряд источ­ников погрешностей, которые снижают точность тестов и на­дежность результатов. К ним относятся:

— неблагоприятные условия тестирования;

— недостаточное внимание к состоянию испытуемых в мо­мент испытания;

35


— неверное поведение экспериментатора;

— субъективность в истолковании результатов теста. Кроме учета и устранения источников погрешностей, надеж­ность теста (т. е. его согласованность) повышают посред­ством повторного испытания с последующим вычис­лением коэффициента корреляции между данными пер­вого и второго тестирования. Подобная тщательная и объективная проверка надежности теста необходима пси­хологам, чтобы знать, для каких целей и в каких пределах его можно применять.

Валидность теста.Наряду с надежностью к тесту предъявляет­ся требование валидности, или адекватности. Валидность - это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

Для установления валидности обычно требуется независимый внешний критерий по отношению к тому, что тест должен изме­рить. Например, если разрабатывается тест для измерения склон­ности к риску, то он может быть валидизирован проверкой этой склонности в группе мотогонщиков, каскадеров и т. д. Совокуп­ность таких внешних показателей риска будет критерием, с кото­рым следует соотнести исходные тестовые показатели риска.

Далее определяется коэффициент валидности с помощью коэффициента корреляции. При конструировании тестов при­меняется еще целый ряд специальных статистических процедур, позволяющих сделать тест более чувствительным и надежным инструментом.

Этический аспект использования теста.При работе с тестами следует отметить также этический аспект: использование, прове­дение и интерпретация психологических тестов должны обяза­тельно идти под контролем квалифицированного психолога. В руках недобросовестного или некомпетентного эксперимента­тора тесты могут принести серьезный вред. Особенно это касает­ся личностных тестов или опросников, в связи с чем важно пре­дотвратить доступность их содержания для любого желающего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...