Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проективных методов исследования личности?
Проективные методыпредставляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция. Методика чернильных пятен Роршаха — одна из самых популярных проективных методик, которая была описана Германом Роршахомв 1921 г. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, применяя чернильные пятна для диагностического исследования. Тест состоит из 10 стандартных картинок, выполненных в черно-белых, черно-красных и цветных пастельных тонах, предъявляемых в определенной последовательности. Испытуемый говорит, что он видит в этих пятнах. Экспериментатор получает данные о степени реалистичности восприятия человеком действительности, его эмоциональном отношении к миру, уровне тревоги и т. д. Похожую методику создал Мюррейв 1938 г. Это Тематический перцептивный тест (ТА Т). В ТАТ испытуемому предлагают черно-белые карточки неопределенного-содержания, похожие на размытые фотографии. Испытуемого просят составить рассказ по карточкам, последовательно описать события с начала до конца. Затем ответ испытуемого анализируется по сетке категорий. Методика фрустраций Розенцвейга направлена на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Фрустрация- это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов. Обычно фрустрация наступает, когда на пути достижения цели возникают непреодолимые (или кажущиеся непреодолимыми) препятствия любой формы, в том числе в виде угроз, обвинений, конфликтных требований. Испытуемому последовательно предлагаются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной 40 ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которая либо фрустрирует другого, либо описывает суть фрустрирующей ситуации. Испытуемый должен дать ответ от лица второго персонажа. При этом ответы оцениваются с трех позиций: — экстрапункгивное поведение (наказание кого-то вовне, агрессия направлена на внешнее окружение); — интропунктивное (агрессия направлена на себя); — импунктивное (отсутствие агрессии). Глава 3 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ Какие процессы изучает когнитивная психология? Когнитивная психология— одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (англ. cognition - знание, познание) означает познавательный. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения1. Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухо-ву) принято выделять две группы психических процессов. 1. Специфические, или собственно познавательные, процессы, — ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность; — восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция - восприятие изображения, объектов; — мышление — это отражение отношений между предметами, существенных для познания свойств. 2. Неспецифические, т. е. универсальные, психические процес — память позволяет человеку удерживать прошлый опыт; — внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт; — воображение прогнозирует будущий опыт. 1Общая психология / Под. ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 40-41. 42 Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т. е. от того, ради чего человек познает и действует, но это направление получило большое развитие в отечественной психологии деятельности. Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |