Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проективных методов исследования личности?




Проективные методыпредставляют собой способ опосредован­ного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Главной особенностью проек­тивных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество воз­можных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно ра­зыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция.

Методика чернильных пятен Роршаха — одна из самых попу­лярных проективных методик, которая была описана Германом Роршахомв 1921 г. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, применяя черниль­ные пятна для диагностического исследования. Тест состоит из 10 стандартных картинок, выполненных в черно-белых, черно-красных и цветных пастельных тонах, предъявляемых в опреде­ленной последовательности.

Испытуемый говорит, что он видит в этих пятнах. Экспери­ментатор получает данные о степени реалистичности восприя­тия человеком действительности, его эмоциональном отноше­нии к миру, уровне тревоги и т. д.

Похожую методику создал Мюррейв 1938 г. Это Тематический перцептивный тест (ТА Т). В ТАТ испытуемому предлагают черно-белые карточки неопределенного-содержания, похожие на размы­тые фотографии. Испытуемого просят составить рассказ по кар­точкам, последовательно описать события с начала до конца. За­тем ответ испытуемого анализируется по сетке категорий.

Методика фрустраций Розенцвейга направлена на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Фрустрация- это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов. Обычно фрустрация наступает, когда на пути достижения цели возникают непреодолимые (или кажу­щиеся непреодолимыми) препятствия любой формы, в том чис­ле в виде угроз, обвинений, конфликтных требований.

Испытуемому последовательно предлагаются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной

40


ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которая либо фрустрирует другого, либо описывает суть фрустрирующей си­туации. Испытуемый должен дать ответ от лица второго персона­жа. При этом ответы оцениваются с трех позиций:

— экстрапункгивное поведение (наказание кого-то вовне, аг­рессия направлена на внешнее окружение);

— интропунктивное (агрессия направлена на себя);

— импунктивное (отсутствие агрессии).




Глава 3

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Какие процессы изучает когнитивная психология?

Когнитивная психология— одно из самых популярных науч­ных направлений в западной и отечественной психологии. Тер­мин «когнитивный» (англ. cognition - знание, познание) означа­ет познавательный.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают ин­формацию о мире, как эта информация представляется челове­ком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким обра­зом, когнитивная психология охватывает практически все по­знавательные процессы — от ощущений до восприятия, распоз­навания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения1.

Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухо-ву) принято выделять две группы психических процессов.

1. Специфические, или собственно познавательные, процессы,
которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Ре­
зультат этих процессов — знание субъекта о мире и о себе, полу­
ченное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

— ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

— восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция - восприятие изображения, объектов;

— мышление — это отражение отношений между предмета­ми, существенных для познания свойств.

2. Неспецифические, т. е. универсальные, психические процес­
сы — память, внимание и воображение. Эти процессы называют
также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую
деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные
психические процессы являются необходимыми условиями по­
знания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психи­
ческим процессам познающий, развивающийся субъект имеет
возможность сохранять единство своего Я во времени:

— память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

— внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

— воображение прогнозирует будущий опыт.

1Общая психология / Под. ред. А. В. Карпова. М., 2002. С. 40-41.

42


Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т. е. от того, ради чего человек познает и действует, но это направление получило большое раз­витие в отечественной психологии деятельности.

Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс по­знания в целом, и установлено немало закономерностей отдель­ных познавательных процессов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...