Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Что представляет собой память?




Памятьэто запоминание, сохранение и последующее воспро­изведение индивидом его опыта. В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.Эти процессы формируются в деятельности и опреде­ляются ею.

Память есть важнейшая, определяющая характеристика пси­хической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена только к фиксации того, что «было в прошлом». Ведь никакое действие в «настоящем» немыслимо вне процессов памяти; про­текание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного».

Когнитивная психология, рассматривая память и как функ­цию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить законо­мерности ее функционирования, представляет ее как разви­вающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в це­лях запоминания, сохранения и воспроизведения может рас­сматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических про­цессов, память обеспечивает единство и целостность человече­ской личности.

Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоцио­нальную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения ма­териала — на кратковременную, долговременную и опера­тивную.

55



Какие функции выполняет двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память?

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интел­лектуальная. Каждый из этих видов активности выражается соот­ветственно в движениях, чувствах, образах, мыслях. Виды памяти, которые обслуживают эти процессы, получили название двига-тельной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная (моторная) память - это запоминание, сохра­нение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться ходить, писать и т. д.

Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, пе­реживания. Эмоции всегда сигнализируют нам, как удовлетво­ряются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохранен­ные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо по­буждают нас к действию, либо удерживают от него. Способность сочувствовать другому человеку также основана на эмоциональ­ной памяти. Часто именно эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти.

Образная память — это память на образы, представления, кар­тины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Чело­век получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Некоторые люди способны вызвать в своем со­знании очень яркие образы памяти, которые детализированы и наглядны - эйдетические образы.

Словесно-логическая память — это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логиче­ская память присутствует только у человека (в отличие от эмоцио­нальной, двигательной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным), и от ее развития зависит раз­витие всех других видов памяти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...