Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Каковы основные достижения отечественной психологии начала XX в. ? Принцип деятельности в психологии
В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии. Главное достижение отечественной психологии - это положение о психике, котором формируется и проявляется в деятельности. Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии. В работах С. Л. Рубинштейна(1889-1960) был сформулирован принцип единства сознания и деятельности. Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом процессе, - таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым, непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реаль-ных действий с объектами этого мира. Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание. А. Н. Леонтьев(1903-1979) также развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность и не сводится только к сумме действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Деятельность — это направленная активность человека. Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие категории, как: — внутренний образ предмета; — совершаемое человеком действие; — мотив, побуждающий человека действовать; — переживание человеком своего отношения к другим индивидам; — личностные свойства и притязания человека. Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л. С. Выготский(1896-1934). 25 Это была теория высших психических функций — прижизненно формирующихся психическихпроцессов, социальных по своему происхождению. Для Выготского знак (слово) — это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Под высшими психическими функциями Выготский понимал речь, правила, нормы, образцы поведения, т. е. те способы, с помощью которых человек себя строит. Развитие ребенка — это присвоение и усвоение этих средств, так как своих у него еще нет. Затем «внешняя» речь путем инте-риоризации переходит во «внутреннюю», и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека. Таким образом, высшие психические функции изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а затем - как внутреннийинтрапсихологический процесс. Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную область психологии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |