Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И ограничения метода интроспекции?




Ученые XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брента-но, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непос­редственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Человек, считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения». Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлека­ло особое свойство процессов сознания: непосредственная от­крытость субъекту эксперимента и закрытость этих же процессов для остальных.

И все же путь развития психологии показал, что только само­наблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике.

Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвы­чайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый об­наруживал именно то, что интересовало исследователя и соот­ветствовало его теоретическим представлениям.

Более того, обнаруживались несовпадения результатов у раз­ных авторов или даже у одного экспериментатора.

При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты.

Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шар-ко (1825-1893), И. Бернгейма (1840-1919) и особенно австрий­ского психолога 3. Фрейда (1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемых челове-

18


ком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бес­сознательным.

В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.

В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, резуль­татом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприя­тием, а вовсе не достоверным знанием.

Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики.

Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психо­логии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознатель­ного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихе-виористов, представителей объективной психологии)


Каковы основные положения психологии поведения? Бихевиоризм и необихевиоризм

Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла револю­ция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а пове­дение человека и животных.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - особое направ­ление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении.

Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона.

Он считал, что наблюдения над поведением могут быть пред­ставлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S~x^Rвполне пригодна в данном случае. Задача психологии по­ведения, считал он, является разрешенной, если известны сти­мул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S — прикосновение к глазу, а вместо R — мигание, то задача би-хевиориста может считаться решенной.

Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека, с тем чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или если дана реакция, то узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая свя­зана с потоком «внутренних событий», в которой могут проис­ходить «психические процессы», на объективные детерминан­ты поведения. Для последователей этого направления в психи­ке нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущ­ность, включенная в окружающие условия. К этим условиям

19


организм должен приспособиться через систему своих физио­логических потребностей.

Итак, задачи классического бихевиоризма:

— изучение поведения (установление связей между S и R);

— управление поведением, его моделирование (создание же­лаемых R спомощью S);

— научение — адаптация, приспособляемость к окружаю­щим условиям;

— выработка навыков — постепенное изменение актуально возможногоповедения, полученное в результате опыта.

Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат класси­ческогобихевиоризма «стимул — реакция».

По мнению Э.Толмена (1886-1959), формулаповедения долж­на состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная - реакция. Под промежуточной переменной он по­нимает как раз те недоступные прямому наблюдению психичес­кие моменты: ожидания, установки, знания.

Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. По­ведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожида­ния и гипотезы — именно они служат регулятором действия.

Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о ди­намике перехода от одних форм поведения к другим.


ЧТО такое гештальтпсихология?

В противовес бихевиоризму развивается еще одно направле­ние в психологии — гештальтпсихология.

Гештальтисты утверждают, что сознание — это не «сооруже­ние из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целост-ная структура, от общей организации которой зависят ее отдель-ные компоненты.

В группу молодых ученых, занимающихся проблемами геш-тальта, вошли М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка.

Гештальтисты подвергли критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». В противовес ей выяснилось, что испытуемые животные (обезьяны) способны найти выход из проблемной си­туации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отноше­ния между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (озарением). Он возникает благодаря построению но­вого гештальта (образа), который не является результатом на­учения и не может быть выведен из прежнего опыта.

Фрейд и теория бессознательного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...