Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И ограничения метода интроспекции?
Ученые XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брента-но, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Человек, считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения». Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлекало особое свойство процессов сознания: непосредственная открытость субъекту эксперимента и закрытость этих же процессов для остальных. И все же путь развития психологии показал, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. Более того, обнаруживались несовпадения результатов у разных авторов или даже у одного экспериментатора. При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты. Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шар-ко (1825-1893), И. Бернгейма (1840-1919) и особенно австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемых челове- 18 ком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием. Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики. Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихе-виористов, представителей объективной психологии) Каковы основные положения психологии поведения? Бихевиоризм и необихевиоризм Во втором десятилетии XX в., т. е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция — смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных. Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - особое направление в поведении человека и животных, буквально — наука о поведении. Основателем бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона. Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S) и реакций (R). Простая схема S~x^Rвполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения, считал он, является разрешенной, если известны стимул и реакция. Если подставить в приведенной формуле вместо S — прикосновение к глазу, а вместо R — мигание, то задача би-хевиориста может считаться решенной. Основная задача бихевиоризма заключалась в накоплении наблюдений над поведением человека, с тем чтобы при данном стимуле бихевиорист мог сказать, какова будет реакция, или если дана реакция, то узнать, какой ситуацией данная реакция вызвана. Бихевиоризм заменил понятие психики, которая связана с потоком «внутренних событий», в которой могут происходить «психические процессы», на объективные детерминанты поведения. Для последователей этого направления в психике нет ничего приватного или «внутреннего» — есть лишь организм, человеческий или животный, биологическая сущность, включенная в окружающие условия. К этим условиям 19 организм должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Итак, задачи классического бихевиоризма: — изучение поведения (установление связей между S и R); — управление поведением, его моделирование (создание желаемых R спомощью S); — научение — адаптация, приспособляемость к окружающим условиям; — выработка навыков — постепенное изменение актуально возможногоповедения, полученное в результате опыта. Необихевиоризм подверг сомнению главный постулат классическогобихевиоризма «стимул — реакция». По мнению Э.Толмена (1886-1959), формулаповедения должна состоять не из двух, а из трех членов: стимул — промежуточная переменная - реакция. Под промежуточной переменной он понимает как раз те недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Толмен называет свою теорию когнитивным бихевиоризмом. Поведение предваряют познавательные (когнитивные) карты, ожидания и гипотезы — именно они служат регулятором действия. Работы бихевиористов обогатили психологию правилами об общих нормах выработки навыков, о роли подкрепления, о динамике перехода от одних форм поведения к другим. ЧТО такое гештальтпсихология? В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии — гештальтпсихология. Гештальтисты утверждают, что сознание — это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целост-ная структура, от общей организации которой зависят ее отдель-ные компоненты. В группу молодых ученых, занимающихся проблемами геш-тальта, вошли М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Гештальтисты подвергли критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». В противовес ей выяснилось, что испытуемые животные (обезьяны) способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом (озарением). Он возникает благодаря построению нового гештальта (образа), который не является результатом научения и не может быть выведен из прежнего опыта. Фрейд и теория бессознательного. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |