Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Л е о н т ь е в у и К. Э. Фабри)




 

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1 2 3
1.Стадия элементарной сенсорной психики    
А. Низший уровень. Примитив­ные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологиче­ски значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеле­направленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипули­рования челюстей. Способ­ность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Четкие реакции на биологиче­ски нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды насушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражите­лей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
2. С т а д и я перцептивной психики    
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирова­ния — челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражите­лей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоноч­ные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво­ночные (членисто­ногие и головоногие моллюски). Насекомые
Б. Высший уровень. Элементар­ные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

Продолжение таблицы

 

1 2 3
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действи­тельности независимо от наличных биологических потребностей В. Выделение специализиро­ванных органов манипулиро­вания: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоноч­ные (собаки, дельфины)

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделе­нием у животных специализированного органа, осуществляю­щего сложные манипулятивные движения организма с предме­тами внешнего мира. Таким органом у низших животных явля­ются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активно­сти, изменением направления и скорости движения. Чувствитель­ность как способность реагировать на библогически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных реф­лексов еще отсутствуют. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых чер­вей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способно­сти к приобретению и закреплению жизненного опыта через услов­но-рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувстви­тельность. Совершенствуется двигательная активность.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в резуль­тате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов.

На следующей, перцептивной, стадии происходит качествен­ный скачок в развитии психики и поведении животных. В пове­дении животных с очевидностью выступает тенденция ориенти-


роваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Более развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий. целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий высший уровень перцептивной психики включа­ет высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления. проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь обнаруживается готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запо­минанию и переносу в новые условия.

Наивысшего уровня развития перцептивной психики дости­гают обезьяны. В их деятельности выделяется особая, ориенти­ровочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении, прежде чем приступить в ней к практи­ческим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследова­нию и познанию действительности независимо от наличных по­требностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо че­люстей органами манипулирования становятся передние конеч­ности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения. Развивается система общения животных друг с другом.

Описав эти стадии и уровни, К. Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойствен не только антропоидам, но и всем при­матам, а также некоторым другим животным.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памя­ти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятель­ности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и ши­рокому использованию знаковых систем.



Какие различия существуют










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...