Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Каковы основные стадии развития психики в филогенезе?Стр 1 из 56Следующая ⇒
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ учебное пособие МОСКВА 2005 УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Т35 Тертель А. Л. Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с. ISBN 5-98032-386-6 Учебное пособие написано в соответствии с программойкурса «Психология», содержит все основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты. В нем рассмотрены психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности и др. Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволят быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, всех интересующихся психологией. УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Учебное издание Тертель Александра Львовна ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебное пособие Подписано в печать 28.09.04. Формат 60 90 '/,„. Печать офсетная. Печ. л. 11,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 6747 ООО «ТК Велби» 107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2. Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале Государственного Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени Московского предприятия «Первая Образцовая типография» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 115114, Москва, Шлюзовая наб., 10. © А. Л. Тертель, 2005 Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИКИ. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Что такое психология? Название этой науки берет начало от греческого мифа о Психее, смертной женщине, которая в стремлении встретиться со своим возлюбленным Эротом, сыном богини, становится бессмертной. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души, а Психея — символом души, ищущей свой идеал. Термин «психология» образован от греческих слов psyche -душа, психика и logos — смысл, разум, познание, изучение, исследование. Таким образом, в буквальном смысле психология -это знание о психике, наука, изучающая ее. Психология занимает особое место в системе наук. По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам»1. Итак, психология - наука о законах порождения и функционирования психики в процессе деятельности человека. ЧТО такое психика? Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. По определению психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Это определение основано на представлении о разумности поведения каждого индивида, поскольку человек способен не только Гиппенрейтер Ю. Б, Введение в общую психологию. М., 1998. С. 9-19. 3 отражатьокружающий мир (субъективное отражение объективной реальности), но и разумно управлять своим поведением. Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Чтобы предварительно составить представление о том, что такое психика, мы должны рассмотреть, через какие формы она проявляется. Во-первых, мы можем говорить о психических явлениях.Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта, т. е. мысли, чувства, образы, желания человека, которые непосредственно представлены субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим и вспоминаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, мыслим и т. д. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир, по словам Ю. Б. Гиппенрейтер, это «как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями». Во-вторых, психика проявляется, обнаруживает свои свойства через психологические факты. Под психологическими фактами понимают факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и продукты материальной и духовной культуры. Знания о психических явлениях и психологических фактах используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций и закономерностей. Каковы основные стадии развития психики в филогенезе? Психика— общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия). Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже простейшим живым существам — одноклеточным организмам — свойственны близкие к психике явления, а именно: — способность к реагированию на изменения внутренних состояний; — внешняя активность на биологически значимые раздражители; — память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению. Первые признаки жизни на Земле появились 2—3 млрд лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству. Позднее в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством, - нервная система. По мере ее усложнения и со-вершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия. Согласно мнению идеалистической философии психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее назвать концепцией Леонтьева - Фабри. Вся история развития психики и поведения животных согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней (см. табл.). Вы-деляются две стадии элементарной сенсорной психики и перцептив-ной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействует друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность в свою очередь способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |