Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Каковы главные этапы развития психологии? Как на разных этапах развития психологии понималась природа психического?
Выдающийся немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю». Психология включает в себя тысячелетия житейского опыта, столетия философии и десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук: философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень мал — всего около ста лет. Только к середине XIX в. психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Таким образом, в психологии условно можно выделить три этапа: - донаучная, или житейская, психология; - философская психология; - научная психология. Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология — это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие • — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. По выражению французского психолога П. Жане, это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу: «Повторение — мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти. Такие знания могут быть весьма обширными и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако донаучное психологическое знание несистематизировано, неотреф- 11 лексировано, лишено глубины и доказательности, поэтому часто вообще не осознается как знание. Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеляи Гиппократа, Платонаи Сократа.Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля (384-322 до н. э.) «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский(544-483 до н.э.). Философское психологическое знание базируется на представлении о душе как особой, Богом данной сущности. В связи с понятием о душе человек подошел к понятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в его противопоставлении неживому. Открытие принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту,а известный ныне афоризм «Познай самого себя» - древнегреческому философу Гераклиту. Сократоткрывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Платон, понимая душу, как «созерцательницу идей», говорит о «внутреннем диалоге» души. «Душа, размышляя, ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая». Феномен, описанный Платоном, известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее порождения из внешней (социальной) речи уже позже получил имя «интериориза-ция». Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами. Так, учение Фомы Аквинскогов XIIIв. базируется на понятиях греческих философов, в частности Аристотеля. Необходимо отметить, что период «философской психологии» не отмечен никакими специальными исследованиями: мыслители ограничивались рассуждениями, подбором соответствующих примеров, подтверждающих их выводы. Самонаблюдение не было систематическим, чаще всего оно использовалось для того, чтобы подтвердить философские построения. Несмотря на это, проницательность многих древних авторов удивляет и по сей день, а открытые ими феномены прочно вошли в состав нынешнего научного знания. Таким образом, в течение многих веков душа является предметом рассуждения философов и богословов, а значит, можно говорить о понимании души как предмета психологического знания. Научная психология возникла относительно недавно — во второй половине XIX в. Обычно ее появление ассоциируется с использованием з психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психо- 12 лог В. Вундт (1832-1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873-1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. Однако переход к собственно научной точке зрения на изучение психических процессов произошел еще раньше — в XVII в. Французский философ Р. Декарт (1596-1650) устранил понятие души как посредницы между духом и телом. Декарт отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума. Таким образом, душа оказалась связанной со способностью мышления. Устранение души в прежнем смысле (в каком она понималась в античной и средневековой философии) позволило Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и протяженную (дух и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Именно этот ученый ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Он первым открыл, что простая реакция мышц, например отдергивание руки от горячего предмета, — неотъемлемый компонент поведения. Таким образом, он открыл рефлекторную приро-ду поведения, объяснив его без обращения к душе как движущей те-лом силе. Он говорит о том, что не только такие мышечные реакции, как рефлексы, но и различные психологические состояния (восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления и т. д.) возникают автоматически, производятся телом, а не душой. Веками до Декарта вся деятельность по восприятию и обработке психического «материала» считалась производимой душой, черпающей свою энергию за пределами вещного, земного, мира. Теперь же доказывалось, что телесное устройство — «машина тела» - и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Декарт совершил еще одно удивительное открытие — именно он впервые говорит о сознании как о способности человека осознавать свое психическое содержание. Он предложил идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью самонаблюдения или «внутреннего зрения», поскольку душа всегда мыслит, всегда знает о своих «психических содержаниях, зримых изнутри». В дальнейшем этот метод стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических «объектов» - образов, умственных действий, волевых актов и других переживаний), а Декартову концепцию сознания - интроспективной. Итак, в понятии о душе происходит поворот. Отныне предме-том психологии становится сознание. 13 XVII в. радикально повысил планку критериев научности. Он Т. Гоббс(1588-1679), английский философ-материалист, вводит в науку понятие ассоциации — связи между психическим образом и представлением, которое этот образ вызывает. Об ассоциации было известно еще со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного», — говорил Платон. Однако Гоббс признает только один закон в устройстве человека — закон механического сцепления психических элементов. До Гоббса основой познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души, и вся научная психология, по существу, была рациональной (от лат. rationalis - разумный). Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт, а рационализму противопоставлен эмпиризм (от греч. empeiria— опыт). Далее это направление появившейся эмпирической психологии разрабатывает Д. Локк(1632-1704). Он открывает два источника опыта, на котором базируется человеческое сознание: ощущение и рефлексию. Локк считал, что развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные и все они предстают перед судом сознания. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственномуме»\ Повторяя идею Декарта, такое понимание сознания становится краеугольным камнем новой психологии, названной интроспективной. XVIII и начало XIX вв. ознаменовались развитием науки, куда На различных участках экспериментальной работы к 70-м гг. XIX в. созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в отдельную дисциплину, отличную от других. Эта наука получает название «психология». Итак, с опорой на экспериментальные и количественные методы было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Знание в научной психологии отличается от философского и житейского знания тем, что имеет эмпирическую, фактологи- Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995. С. 26. 14 ческую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых являются наблюдение и эксперимент. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |