Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь дидактики с другими науками






Комментарии

По своей сущности процесс обучения - это закономерно развиваю­щийся процесс, вкотором специфически проявляются законы и зако­номерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние об­щие законы и закономерности общественного развития, закономернос­ти формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся:

- Соответствие воздействий обучающего устремлениям обучаемых к знаниям.Эта закономерность обеспечивает реализацию тяги детей к познанию окружающей действительности, предполагает активное стрем­ление учителя дать детям те знания, которые их более всего интересуют и которые им могут больше всего пригодиться в практической жизни.

- Соответствие воздействий обучающего индивидуальной и коллек­тивной деятельности обучаемых.Эта закономерность ориентирует учи­теля на понимание того, что каждый вид деятельности, в которую во­влечены дети в процессе обучения, требует и одновременно развивает определенные их качества. Вне активной индивидуальной и групповой деятельности, вне активного решения практических задач невозможно правильно воспитать человека, дать ему соответствующие знания, на­выки и умения.

- Соответствие воздействий обучающегопознавательным, интеллек­туальным и другим возможностям обучаемых.Эта закономерность обу­чения требует от преподавателя учитывать качественный контингент обучающихся, их индивидуальные и социально-психологические осо­бенности, познавательные возможности, интересы и характер деятель­ности в учебное и внеучебное время, обеспечивать соответствие учебно-воспитательных воздействий индивидуальным и групповым особеннос­тям детей, их индивидуальной и коллективной деятельности.

- Соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможнос­тям технических средств обучения.Современное обучение предполага­ет широкое использование технических средств обучения. Однако се­годня они достаточно многочисленны и многообразны. Для того, что­бы они повышали эффективность обучения, необходимо их применять в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий. Кро­ме того, они должны использоваться продуманно, чтобы не превышать возможностей обучающихся.

- Моделирование (воссоздание) деятельности обучаемогои обучае­мых применительно к требованиям современных условий жизни и дея­тельности.Эта закономерность требует, чтобы весь процесс обучения в школе соответствовал требованиям реальной жизни детей, особеннос­тям развития современного общества. Поэтому вся их учеба должна на­сыщаться жизненными игровыми ситуациями и примерами, проводиться й обстановке максимальной их заинтересованности и дополняться тру­довой деятельностью, в ходе которой они могли применять полученные знания, умения и навыки напрактике.

300


301




Специфические закономерности обучения



Комментарии

Принципы обучения- это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обуче­нии предполагает: осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение; стимулирует познаватель­ную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и осо­бенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы, твор­чества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике.

Принцип наглядности обученияориентирует на т о , что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, отвечать соответствовать тре­бованиям педагогической психологии, применяться творчески и мето­дически правильно.

Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучениитребует: давать стройную систему знаний учебной дисципли­ны; связывать новые знания с ранее изученными; обеспечивать систе­матический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществлять четкое планирование учебных заня­тий; соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала.

Принцип обучения на высоком уровне трудностейориентирует на: постоянный учет умственных и физических возможностей обучаемых; посильность для них изучаемого материала, темпа его изложения; изу­чение учебного материала постепенно, переходя от простого к сложно­му, опираясь на исходный уровень подготовленности обучаемых; до­ходчивое раскрытие сложных положений, не допуская излишней дета­лизации, сообщения избыточной информации; воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учеб­ной деятельности.

Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениямитре­бует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности; выработки установки на прочное и дли­тельное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основ­ных положений; систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала; применения изученного учебного ма­териала в практической деятельности обучаемых; стимулирования са­мостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности; ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала.

302


12.4. Принципы обучения


Принцип группового и индивидуального подхода в обучениипред­полагает: обучение детей согласованным слаженным совместным дей­ствиям; формирование в группе обучения положительного психологи­ческого климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положи­тельных традиций).



303



Комментарии

Методы обучения- это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Применяя различные методы, преподаватель сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею.

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной поз­навательной деятельности педагога и детей, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний.

Методы обучения неразрывно связаны с формами и способами мыш­ления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности. Среди них индукция и дедукция, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и сопос­тавление, дифференциация и интеграция.

Методы обучения имеют общественную природу. Объективной ос­новой для их научного обоснования и описания являются формы поз­нания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности.

Взрослые люди, побуждаемые стремлением к истине и удовлетворе­нию потребностей общественного бытия, приобретают необходимую им информацию путем обыденного, эмпирического познания объектив­ной реальности и с помощью теоретических экспериментальных, науч­ных, специально разработанных методов. Особенное в педагогических методах обучения состоит в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде все способы познания взрослых людей.

Такие их естественные методы, как наблюдение, жизненно значи­мым результатом которого являются приметы, пословицы, поговорки, на которых зиждется народная мудрость, повседневный непосредствен­ный опыт, метод проб и ошибок, интуитивное предсказание, позволяю­щее прогнозировать развитие событий, - все они подсказывают направ­ления в создании методов научного познания.

Вместе с тем методы обыденного эмпирического познания действи­тельности близки детям. В своем непосредственном восприятии жизни ребята пользуются ими для удовлетворения потребностей и познава­тельных интересов. Школьники разных возрастов с увлечением наблю­дают за явлениями природы, в опыте проверяют истинность своих на­блюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к обобщениям и выводам, перерастающим в убеждения, пытаются предугадывать ход событий в личной жизни.

Необходимость приобретения жизненного опыта делает детей по

304



Основные методы обучения

природе исследователями, естественно подводит их к активному позна­вательному взаимодействию между собой и со взрослыми.

В результате сформировалась система способов обучающего взаи­модействия педагогов и детей, собственно педагогических методов обу­чения.

305



Комментарии

Устное изложение учебного материала-метод обучения, предполага­ющий монологическое одностороннее воздействие на учащихся.

Рассказ- вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мо­билизует слуховое восприятие, представления и воображение школьни­ка. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал

Эффективность рассказа как метода изложения материала предпол­агает мобилизацию интереса учащихся, возбуждение их внимания. Раз­вивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние актив­ности психические процессы представления, памяти, мышления, вооб­ражения, эмоциональных переживаний. Рассказ может быть использо­ван в работе с детьми любого возраста. Но наибольший эффект наблю­дается в обучении младших школьников.

Объяснение учителя или учащихся - вид устного изложения матери­ала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или яв­ления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими со­бытиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств на­учной сути законов, правил, истины. В процессе объяснения происхо­дит обучение учащихся формально-логическому и диалектическому мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые пол­ожения.

Результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Вос­питательное значение метода заключается в развитии у ребят стремле­ния докопаться до истины, выявлять в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного Объяснение как ме­тод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте в связи с услож­нением учебного материала и возрастающими интеллектуальными воз­можностями необходимость в объяснении становится все более настоя­тельной.

Инструктирование- вид устного изложения материала, предполага­ющий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, исполь­зуемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оноиспользуется тогда, когда преподавателю необходимо направить учеб­ную деятельность школьников в определенное русло.

Лекция- вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использова-

306










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...