Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности устного изложения учебного материала




ние в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспо­могательный диалога, обеспечивающего диагностику получаемой пре­подавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Лекция активизирует познавательную деятельность обучающихся, будит их мысль, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины, к поискам ответов на возникшие вопросы.

307


Комментарии

Обсуждение изучаемого материала - метод обучения, предполагаю­щий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга.

Беседа педагога с детьми - важный вид обсуждения учебного мате­риала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эмпи­рических знаний, необходимых и достаточных для компетентного учас­тия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к исти­не.

Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учите­лем А может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и актив­ным, вовлекающим их в творческий процесс.

Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познаватель­ной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный поиск, в разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и обобщений.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. С помощью диалога в ней осу­ществляется и проблемное обучение, т.е. постановка задачи, уточнение понимания ее сути, и обсуждение различных вопросов, важных для по­нимания проблемы, и подведение учащихся к самостоятельным выво­дам.

Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном ус­воении знаний школьниками, в активизации их жизненного опыта. Раз­вивающий эффект беседы проявляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Воспитатель­ное влияние беседы состоит в том, что она пробуждает в ребенке самос­тоятельность, помогает обретению уверенности в собственных силах.

Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Классно-групповое занятие - вид обсуждения изучаемого материа­ла, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить, в частнос­ти, дискуссия.

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала являет­ся семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организо­вать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание об­ращается на определение литературы, необходимой для изучения, вы­деление основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выяв­ление степени подготовленности школьников и их возможностей.

308




Характеристика метода обсуждения изучаемого материала

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступи­тельную, основную и заключительную части занятия, а также дополни­тельные вопросы, средства наглядности, практические задания учени­кам. Наиболее сложная задача преподавателя - организовать на семи­наре творческое обсуждение проблемы.

309



Комментарии

Демонстрация- метод обучения, строящийся на основе показа обуча­ющимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений при­роды, научных и производственных процессов, действия приборов и аппа­ратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различ­ных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучае­мого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании.

Демонстрация как метод обучения обеспечивает эффективное вос­приятие и осмысление учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве. С ее помощью расширяется кругозор ребенка, психологически облегчается процесс усвоения зна­ний, создается чувственно эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана. Обеспечение основательного, глубоко­го первичного восприятия учебного материала достигается демонстра­цией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных эк­спериментов, реальных процессов в природе и обществе.

Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в их образно-понятийной целостности н эмоциональной ок­рашенности. Развивающее значение демонстрации заключается в рас­ширении общего кругозора, в активизации всех психических процессов школьника, в возбуждении у него живого интереса к предмету позна­ния.

Воспитательный эффект демонстрации - в огромном эмоциональ­ном воздействии демонстрируемых явлений, углубляющем усвоение сути изучаемого материала.

Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать про­цесс усвоения знаний школьниками

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определен­ных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подго­товленных учеников; демонстрацию изобразительных средств нагляднос­ти; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроиз­ведение звукозаписи.

Каждый из этих видов демонстрации имеет специфичную методику применения в различных формах учебной работы, но есть и общие тре­бования для метода в целом, которые представлены на схеме.

310










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...