Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности демонстрации (показа) как метода обучения




Демонстрация предполагает подготовку учеников к восприятию показываемого, формирование у них установки на целенаправленное восприятие учебного материала, т.к. средства наглядности часто однов­ременно несут в себе огромный объем информации.

311



Комментарии

Упражнение-метод обучения, предполагающий многократное, созна­тельное повторение умственных и практических действий с целью фор­мирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и уме­ний.

Функция метода упражнения заключается в том чтобы трансфор­мировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях. Диагностическое зна­чение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого деть­ми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие уме­ния читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учи­теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопера­ционное воспроизведение действий, необходимых для образования на­выков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повы­шением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально лич­ностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхо­да к делу, после чего ребенок включается в целостное исполнение уп­ражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся об­суждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вно­сят поправки.

Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении сис­темой приемов, способов практического действия в интеллектуальной и физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выража­ется в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формировании ее разнообразных способностей.

Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащих­ся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет ди­агностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.

Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемых пред­метов могут проводиться физические, специальные, комплексные уп­ражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формиро­вание навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или

312



Специфика метода упражнения в обучении

вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и инди­видуальными.

313



Комментарии

Самостоятельная работа- важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении получен­ных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.

Работа с печатными источниками обычно охватывает большое количество времени школьников. Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся.

Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакоми­тельное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром тем­пе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения. Во-вторых, повторное, срав­нительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, что­бы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяс­нить и закрепить в памяти.

Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может вос­произвести основные ее положения и найти им практическое примене­ние.

Самостоятельный поискпредставляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее резуль­таты.

Педагогическая функция поисковых заданий и проектов - в инди­видуализации обучения, расширении объема знаний в условиях диффе­ренциации и профильного обучения по продвинутым программам. Та­кие задания вводят школьников в проблемы рационализации труда, исследовательских творческих методов познания. Они применяются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисцип­линам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составля­ют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому ос­мыслению исторических событий или литературно-критическим ис­точникам; разрабатывают схемы действия приборов, станков, машин, внося предложения по совершенствованию технологических процессов.

314










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...