Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути совершенствования знаний по психологии и педагогике




на местах, в конкретных учебных заведениях, с одной стороны, заинте­ресованы, а с другой, активно вовлекаются в деятельность по пропа­ганде новейших достижений психолого-педагогической науки, конкрет­ных прикладных знаний, способствующих повышению эффективности их важного труда.

273


Комментария

Ушинский К. Д. - основоположник научной педагогики и народной школы в России. Решал все теоретические и практические вопросы вос­питания с точки зрения служения интересам своей Родины, своего на­рода. Он руководствовался девизом: "Сделать как можно больше поль­зы своему отечеству - вот единственная задача моей жизни."

Ушинский К.Д. неоднократно подчеркивал что, "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях".

Каптерев П.Ф. - русский педагог и психолог, автор крупных работ по теории и истории педагогики. Он стремился создать психологически обоснованную дидактику (обучение), разрабатывал методы и приемы, которые не только облегчают учащимся процесс познания, но и стиму­лируют их активность и самостоятельность.

Каптерев П.Ф. неоднократно высказывался против перегрузки школьных программ учебным материалом, указывал на необходимость предоставления учащимся старших классов свободного времени и со­здания условий для самостоятельной работы.

Шацкий С Т . - русский и советский педагог, создатель первой опыт­ной станции по народному образованию. Под его руководством разра­батывались и на практике проверялись организация, содержание и ме­тоды учебно-воспитательной работы.

Шацкий СТ. понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается их физического труда, игр, занятий искусством, умственной жизни, социальной деятельности.

Блонскин П.П. - русский педагог и психолог, вложивший большой вклад в развитие педагогики в России. Развивал уже в советское время задачи и совершенствовал методы народной школы: обучение и воспи­тание на основе знаний закономерностей развития ребенка, его потреб­ностей и интересов; разностороннее нравственное, умственное, эстети­ческое и трудовое воспитание детей.

Блонский П.П. сформулировал принципы, сохраняющие свою ак­туальность и сегодня: неразрывная связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образова­ния с современным состоянием науки, необходимость согласовывать его с индивидуальными возможностями ребенка.

Сухомлинский В.А. - выдающий советский педагог-практик, дирек­тор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина).


274


275


10.13. Ученые, внесшие большой вклад в развитие педагогики в России


Он разработал практические направления нравственного и трудового воспитания (формирования идейно-нравственных убеждений школьни­ков), формирования правильного отношения к труду, воспитания у них коллективизма.

Макаренко А.С. - советский педагог и писатель, создатель и руко­водитель трудовой колонии и трудовой коммуны для несовершеннолет­них правонарушителей, где на практике осуществлял целостную, тео­ретически обоснованную систему воспитания трудового детского кол­лектива. В результате им был создан высокоорганизованный детский трудовой коллектив, соединявший обучение с производительным тру­дом.

Ядро учения Макаренко А.С. - теория воспитания коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношения с личностью ребенка.

Занков Л.В. - видный советский педагог. Исследовал вопросы пси­хологии обучения, общей психологии и дидактики, проблемы взаимо­отношения обучения и развития. На основе раскрытия объективных за­конов связи дидактики и развития разработал систему научного обуче­ния, направленную на достижение высокого качества усвоения знаний и разностороннего развития.

Под руководством Занкова Л.В. были проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики: впервые в условиях экспе­римента исследованы закономерные связи между обучением и общим развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающие индивидуальные варианты развития детей в одних и тех же условиях.

Скаткин М.Н. - советский педагог-практик, автор учебников естес­твознания для начальной школы и методических руководств по его пре­подаванию. Разрабатывал и на практике проверял вопросы дидактики, содержания и методики политехнического обучения в средней школе.


Глава одиннадцатая





ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

"Науку часта смешивают со знани­ем. Это грубое недоразумение. Наука есть не столько знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следу­ет".

В.О. Ключевской

Проблемой первостепенной важности для педагогики является разработка и совершенствование научно обоснованной системы пе­дагогической деятельности в интересах осуществления целостного пе­дагогического процесса.

Педагогический п р о ц е с с есть целенаправленное, содержательно на­сыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогичес­кой деятельности взрослых и изменения личности ребенка в результа­те активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Он реально существует как научно обоснованная, развивающая­ся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспита­ния, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Внутри этой системы возникают и действуют органически присущие ей принципы и закономерности.

Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими об­щественными процессами (экономическим, политическим, нравствен­ным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов, реального взаимодей­ствия производительных сил и производственных отношений.

Если экономический базис общества способствует развитию про­изводительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая об­щественные потребности, способны играть активную роль в разви­тии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают ак­тивное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, то возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс, по­является необходимость решительных изменений в обществе и рефор­мирования школы.

По мере осуществления экономической реформы, демократиза­ции общественных отношений в нашей стране возрастает роль шко­лы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

277



Комментарии

Субъектами и объектами педагогического процесса я в л я ю т с я педагог

и ребенок, образуя динамичную систему «педагог - ребенок» при ведущей роли педагога.

Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное ' педагогическое образование, осознает себя ответственным перед общест­вом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педа­гогического процесса в результат непрерывного образования, самовоспи­тания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.

Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педа­гогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усво­ению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Вторым компоие/ггом педагогического процесса является его содержа­ние. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, под­вергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностя­ми детей. В содержание педагогического процесса входят основы челове­ческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производ­ства, труда, науки, культуры.

Третьим структурным компонентом педагогического процесса являет­ся его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являют­ся формы и методы воспитания и обучения.

Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педаго­гическая диагностика - установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдель­ных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятель­ности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуа­циях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды са­мостоятельной продуктивной работы.

Пятый компонент педагогического процесса - критерии эффективнос­ти педагогического процесса. Вих состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убежде­ний, черт характера, свойств личности.

Шестым структурным компонентом педагогического процесса являет­ся организация взаимодействия с общественной и природной средой. Об­щественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагоги­ческий процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель в организации отношения к ней воспи­танников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогиза-ции общественной жизненной среды. Педагогически организованной сре­дой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.

278


279


11.1. Сущность педагогического процесса


Комментарии

Принципы учебного процесса - это устоявшиеся и проверенные прак­тикой его закономерные связи и зависимости.

Принцип общественно значимой целевой направленностиучебно-вос-питательного процессапредполагает всестороннее развитие каждого ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве

Принцип комплексного подхода к организации детской деятельнос­ти позволяет строить ее в органических связях с формирующимся у школьников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведе­ния, с нравственным отношением к ученью, труду, природе, самому себе, другим людям.

Принцип целостного и гармоничного формирования личности в про­цессе обучения и воспитанияпредполагает одновременное ее развитие как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней задатков, физических и духовных осо­бенностей.

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предусматрива­ет последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с ними.

Принцип единства требовательности и уважения к детям предпол­агает, что активное участие в важных общественных делах и ответствен­ность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собствен­ных глазах, окрыляют и вдохновляют ею.

Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их ини­циативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогичес­кий процесс.

Принцип придания эстетической направленности всей жизни, обуче­нию и воспитаниюдетейдает им возможность познать подлинную кра­соту общественных эстетических идеалов.

Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отно­шению к их развитиюдает возможность развивать заложенные в ребен­ке природой задатки в самые разнообразные способности.

Принцип приведения методов и приемов деятельности детей в соответ­ствие с целями их обучения и воспитанияобеспечивает включение в сло­жившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемы, кото­рые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у каждого из них неповторимой активной и творческой индивидуальнос­ти.

Принцип последовательности и систематичности в обучении и вос­
питании
дает возможность четко строить педагогический процесс, по­
вышать его эффективность.                          '






280










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...