Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение как общественное явление






 


Функция подготовки к непрерывному образованию ориентирует че­ловека на активное участие в производстве и общественных отношени­ях, готовит к практической деятельности, нацеливает на постоянное совершенствование своей политехнической, профессиональной, обще­образовательной в целом подготовки.

Функция креативности нацеливает личность на непрерывное раз­витие ее всесторонних качеств.


9 Зак. 2491


257


Комментарии

Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих по­колений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятель­ность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный про­гресс и преемственность поколений.

Воспитание и производительные силы. Воспитание функционирую в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки про­изводительных сил общества есть коренная социальная потребность, ос­нова возникновения, функционирования и развития воспитания как об­щественного явления. Основой содержания воспитания как общественною явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к тру­ду.

Воспитание и экономический базис. Определенный уровень раз вития производительных сил обусловливает характер воспитания: его направ­ленность, содержание, формы, методы. Для гуманистической, демократи­ческой педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гар­моничное развитие на основе единства природных дарований и требова­ний развивающейся общественной жизни, в том числе производства.

Воспитание и язык, культура. Язык и культура в значительной мере обеспечивают педагогический процесс, овладение детьми опытом челове­чества, нормами воспитания, совместной деятельности людей по удов­летворению их потребностей.

Воспитание и формы общественного сознания (политика, мораль и нрав­ственность, право, наука, искусство, религия). Формы общественного со­знания представляют собой духовную питательную среду воспитания.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов свое­го утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения.

Мораль и нравственность буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную сис­тему моральных норм, а воспитание - приспосабливает его к ним.

Право предполагает внедрение в сознание детей идей недопустимости пренебрежения нормами нравственности, ведущего человека к нарушению закона.

Нравственное поведение совпадает с требованиями закона, а безнрав­ственное ведет к его нарушению.

Наука ориентирует на постепенное овладение ребенком системой объ­ективно-достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, являю-







258


10.5. Воспитание как общественное явление


щихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-про­изводственную жизнь, получения любого специального образования.

Искусство формирует художественное познание мира, порождает эс­тетическое отношение к жизни, творческий подход к общему развитию человека, а также оказывает содействие гражданскому и духовно-нрав­ственному становлению личности.

Религия отражает и объясняет явления природы и общества не на ос­нове науки, а на базе религиозной веры в сверхъестественные силы, за­гробный мир. В тоже время она вносит свой вклад в воспитательный про­цесс, формирование мировоззрения человека.



259



Комментарии

Педагогическая деятельность- есть особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, по­литическими, нравственными, эстетическими целями.

Субъекты педагогической деятельности- это те люди и их группы, кто ее осуществляет. К ним относятся:

- общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, ре­лигиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздей­ствие на людей;

- группа, т.е. небольшая по величине общность людей, в среде кото­рой осуществляется педагогическая деятельность;

- педагог, т.е. тот человек, который организует и руководит педагоги­ческой деятельностью.

Функции педагогической деятельности- это главные механизмы ее ре­ализации. К ним относятся:

- управление, т.е. организация и осуществление педагогической дея­тельности;

- воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на ок­ружающую действительность и жизнь в обществе;

- обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности;

-развитие, т.е. процесс функционального совершенствования умствен­ной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни;

- психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей
внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их
пути.

Компоненты педагогической деятельности- это ее составные части, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся:

- проектировочный, предполагающий постановку таких конкретных целей и задач педагогической деятельности, в результате достижения ко­торых удается сформировать у людей определенные качества личности;

- организаторский, включающий в себя основные направления по тщательной организации педагогической деятельности, от реализации которых зависит ее эффективность;

- познавательный, обеспечивающий максимальную продуктивность интеллектуально-познавательной активности объектов и субъектов педа­гогической деятельности;

- коммуникативный, предполагающий тщательную организацию и 'эффективное проявление общения и взаимодействия объектов и субъек­тов ходе педагогической деятельности;



260


10.6. Педагогическая деятельность как общественное явление

- исследовательский, предусматривающий изучение и совершенство­вание самого процесса педагогической деятельности.

Объекты педагогической д е 1 г г е л ь н о с т и - люди и их группы, с прису­щими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

261


Комментарии

Социализация личности - это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного чело­вечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролево­го освоения окружающего мира и общества.

Макрофя кторы - это социальные и природные детерминанты социа­лизации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании синонимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживающих в определенных террито-риально-администативных границах и объединенных между собой в силу исторических, социально-экономических, политических и психологичес­ких причин. Специфика развития страны, государства определяют важ­нейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании синоним государства) - в педагогике и других науках используется для характеристики социаль­ных условий формирования и развития личности.

Культура- система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека - био­логическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления нуж­ды в чем-либо), производственную (создание средств материального жиз­необеспечения - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личности, обуслов­ленные ее проживанием в составе общностей средней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на определенной террито­рии устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, об­щими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.

Региональные условия - условия, характерные для социализации лю­дей, проживаюуцих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую сис­тему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобра­зие).

Тип поселения- село, поселок, город, область, в силу определенных .причин придающие своеобразие социализации людей в них проживаю­щих.

Средства массовой коммуникации- технические средства (печать, ра-

262


10.7. Факторы социализации личности


дио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории. Средства массовой коммуникации широко используются государством, обществом в процессе воспитания людей.

Микрофакторы - детерминанты социализации личности, относящие­ся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).





263



Комментарии

Традиционный механизм социализациипредставляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, проф­ессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознан­ном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия гос­подствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными орга­низациями, как специально созданными для социализации, так и реа­лизующими социализирующие функции параллельно со своими основ­ными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализациидействует в рамках субкуль­туры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс цен­ностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих прояв­лений, которые типичны для людей определенного возраста или кон­кретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процес­се взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного пе­реноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами мо­гут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослужи­вец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диало­гом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или от­вергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Рефлексия - механизм взаимопонимания, т.е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей.

С помощью рефлексии человек может формиро­ваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека осуществляется спомощью всехназванных механизмов.

264


265










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...