Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этнопсихологические основы обучения и воспитания
является представителем другой национальности, и, с другой - оставляющего перспективы для приспособления к ним, так как сам педагог и объекты его воздействия могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение. 267 Комментарии В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые отражают психологические закономерности восприятия и осмысления педагогических воздействий и их результатов. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. Она рассматривает процесс освоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сходства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Она предполагает следующую логику процесса овладения знаниями: восприятие учебного материала, его осмысливание и запоминание, применение закрепившихся знаний на практике. "Чтобы обучать другого требуется больше ума, чем, чтобы научиться самому". М. Монтень Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем: 1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие качеств личности является результатов образования в сознании различных систем ассоциаций. 2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и применение полученных знаний на практике. 3. Центральное звено обучения - осмысливание как активная ана-литико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач. 4. Решающими условиями продуктивного обучения выступают:
- формирование активного отношения к учебе; - логическое изложение учебного материала; - активизация познавательной деятельности обучаемых; 268 Ассоциативно-рефлекторная теория обучения - демонстрация различных приемов умственной деятельности и их закрепление с помощью упражнений. Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при овладении теоретическим знаниями. 269 Комментарии Теория поэтапного формирования умственных действий, сформулированная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организация внешней деятельности, способствующая переходу внешних предметных действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специалиста. Этот процесс включает следующие шесть этапов: 1. Формируется мотивационная основа действия - складывается отношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию учебного материала, намеченного для усвоения. 2. Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия. Ориентировочная основа действий - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Содержание ориентировочной основы действий во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. 3. Выполнение материализованного действия, в ходе которого обучаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы действий. 4. Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий. 5. Выполнение действия в форме проговаривания его последовательности про себя. 6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде. Теория поэтапного формирования умственных действий результативна главным образом при формировании практических навыков и умений специалистов по обучению и воспитанию. Она позволяет в общем и специальном обучении ставить задачу повысить качество формируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки. 270
|