Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этнопсихологические основы обучения и воспитания




является представителем другой национальности, и, с другой - оставля­ющего перспективы для приспособления к ним, так как сам педагог и объекты его воздействия могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение.

267


Комментарии

В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые отражают психологические закономерности восприятия и осмысления педагогических воздействий и их результатов.

Ассоциативно-рефлекторная теория обучения опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Она рассматривает процесс освоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сход­ства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Она предполагает следующую логику процесса овладения знаниями: воспри­ятие учебного материала, его осмысливание и запоминание, примене­ние закрепившихся знаний на практике.

"Чтобы обучать другого требуется больше ума, чем, чтобы научиться самому".

М. Монтень

Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем:

1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие качеств личности является результатов образования в сознании различ­ных систем ассоциаций.

2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чув­ственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и примене­ние полученных знаний на практике.

3. Центральное звено обучения - осмысливание как активная ана-литико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач.

4. Решающими условиями продуктивного обучения выступают:

 

- формирование активного отношения к учебе;

- логическое изложение учебного материала;

- активизация познавательной деятельности обучаемых;

268




Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

- демонстрация различных приемов умственной деятельности и их закрепление с помощью упражнений.

Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при ов­ладении теоретическим знаниями.

269



Комментарии

Теория поэтапного формирования умственных действий, сформу­лированная и исследованная П.Я. Гальпериным, основана на идеях о том, что организация внешней деятельности, способствующая перехо­ду внешних предметных действий в умственные, является основой раци­онального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений, развитием качеств личности специалиста.

Этот процесс включает следующие шесть этапов:

1. Формируется мотивационная основа действия - складывается от­ношение обучаемого к целям и задачам предстоящего действия и к со­держанию учебного материала, намеченного для усвоения.

2. Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения дей­ствия.

Ориентировочная основа действий - система представлений о цели, плане и средствах осу­ществления предстоящего или выполняемого действия.

Содержание ориентировочной основы действий во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечи­вает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций.

3. Выполнение материализованного действия, в ходе которого обу­чаемый выполняет требуемое с опорой на внешне представленные об­разцы действия, в частности - на схему ориентировочной основы дейст­вий.

4. Внешнеречевой этап, проговаривание вслух описаний того дейст­вия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.

5. Выполнение действия в форме проговаривания его последователь­ности про себя.

6. Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирова­ние умственного действия в свернутом виде.

Теория поэтапного формирования умственных действий результа­тивна главным образом при формировании практических навыков и умений специалистов по обучению и воспитанию. Она позволяет в об­щем и специальном обучении ставить задачу повысить качество фор­мируемых действий и понятий обучаемых при сокращении сроков их подготовки.

270


271










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 629.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...