Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модели процесса речевосприятия в отечественной психолингвистике.




Теория процесса восприятия речи по Н.И. Жинкину.

Сам процесс восприятия не проходит один уровень за другим, т.к. последовательно поуровневый анализ оказался бы слишком медленным. Человеческий аппарат восприятия не в состоянии обработать в единицу времени то количество информации, которое несет в себе речь нормального темпа.

 

Этапы:- горизонтальное строение

1. Выдвижение смысловой гипотезы, возникновение общего замысла (прогнозирует характеристики непосредственно составляющих).

          2. Осуществление замысла (реализация прогноза, сличение замысла с реальным)

           3. Основная обработка речевого сигнала.

 

Жинкин выделил несколько уровней – иерархическое строение

(они проходят последовательно и в то же время одновременно):

 

1. сенсорный. Звуки во внутреннем ухе перекодируются в нервные импульсы и поступают в височный отдел КГМ. Слуховая память удерживает эти импульсы.

 

2. перцептивный. Акустическая информация переводится на уровень какого-то слухового образа, т.е. происходит его узнавание на основе соотнесения полученных образов с эталонами.

 

3. языковой. Происходит перекодировка с его языковым значением. Узнавание отдельных слов с применением грамматических, логических правил для синтеза слов.

· При восприятии человек оперирует единицами типа НС (непосредственно составляющие – ядерные элементы, обладающие основным значением). Причем, стремится использовать крупные НС. Признаки НС для экономичного распознавания:

· - слоговой контраст, переход от согласных к гласным

· - число слогов и место ударения

· - предударный слог – начальный слог обычно обладает повышенной интенсивностью

Грамматический, лексический, семантический анализ идут параллельно и их результаты систематически проверяются на совместимость.

 

4. смысловой. Вторичная аналитико-синтетическая обработка всего смысла. Происходит интерпретация высказывания в терминах смыслов. Запоминание высказывания тоже в терминах смыслов. Это и объясняет, почему человек, пересказывая сообщение, обычно передает лишь общий смысл. Иногда в чем-то искаженный в силу того, что для говорящего и слушающего одно и то же значение может опосредоваться различными смыслами.

   

Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой.

В этой модели отображены обе стороны речевосприятия: и процесс восприятия, и процесс понимания. При этом собственно восприятие трактуется как выделение и узнавание знаков языка, процесс выделения структурных компонентов речи.

Цветкова акцентирует внимание на наличие мотивационной сферы. У каждого человека имеется личное отношение к предмету речи, и эта личностная направленность обеспечивает более глубокое проникновение в смысл услышанного.

 

 По Цветковой, процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня.

  1. сенсомоторный. Обеспечивающий собственно восприятие (прием) речи.

Он включает

    • восприятие и анализ акустико-артикуляторных признаков звуков
    • дифференциацию звуков по основным признакам, включая сличение их с «моторными» образами-эталонами
    • установление фонемного состава
    • анализ междусловных пауз
    • анализ ритмико-слоговой структуры организации речи

Т.о., этот уровень включает анализ акустической, кинестетической и кинетической организации воспринимаемого сообщения. Итогом его является выделение из огромного потока отдельных слов или целых словосочетаний.

 

2. лингвистический(лексико-грамматический). Обеспечивает понимание 

      предметного содержания на уровне значения.

      Он включает

· звено фонемного анализа выделенных из звукового потока слов.

· звено оперативной слухоречевой памяти

· звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи (перешифровка грамматики в значение).

Эти звенья осуществляются посредством следующих операций:

· Выделенный звукокомплекс соотносится с хранящимся в памяти эталоном и устанавливается его значение. 

· анализируется слоговая структура и морфемная организация.

· Актуализируются все значения, хранящиеся в памяти, и происходит дифференциация значений услышанных слов

· Выделенные слова удерживаются в оперативной памяти и составляются в устойчивые словосочетания

· Определяется общее значение целых словосочетаний, прежде всего предикативные пары: (S – P, S - Ob )

· Соотносятся эти общие значения между собой и слушающий выходит на общее (предметное) значение всего высказывания

· Выделяется система отношений, скрытая за определенными грамматическими конструкциями.

· Используется долговременная и кратковременная память для анализа общего значения всего предложения.

Результатом деятельности восприятия на лингвистическом уровне является понимание фразы как сообщения о каком-то факте или явлении окружающей действительности.

 

3.психологический уровень. Осуществляется на основе «вторичного» смыслового анализа воспроизведенного в языковом плане высказывания. Обеспечивает понимание глубинного смысла, скрытого подтекста, установление мотивации говорящего.

Осуществляются посредством следующих операций:

  • Анализ интонации и стилистики высказывания
  • Сопоставление с жестами и мимикой говорящего
  • Анализ смысла в контексте предшествующей речи
  • Оценка личности говорящего
  • Анализ ситуации речевого общения

В результате такого полифакторного анализа слушающий понимает мотивы и цели речевой деятельности говорящего.

Тема № 9:  Виды и формы речевого высказывания

План:

1. Виды внешней устной речи.

2. Письменная речь и ее психологические характеристики.

 

   В теоретической концепции РД Жинкина Н.И. –Зимней И.А. речь рассматривается как совокупность способов осуществления речевой деятельности.

      Этим способам соответствуют различные формы речи. Таких форм 3 - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя.

 

Виды внешней устной речи.

     Внешняя устная речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации.

     Основные виды ВНЕШНЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ: диалогическая, монологическая, полилогическая речь.

Диалогическая - первичная по происхождению. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций.

Осуществляется в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов 2 или нескольких участников речевого общения.

 

Диалог опирается на общность интересов,  ситуации и знание предмета речи.

 

В диалоге, наряду с языковыми средствами, большую роль играют и невербальные компоненты - жесты, мимика и средства интонационной выразительности.

 

Диалогическая речь имеет свои характерные особенности:

  • В диалоге допускается грамматическая неполнота, т.е. могут опускаться некоторые грамматические элементы; так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации.
  • Отмечается повтор лексических элементов в репликах;
  • Допускается употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (поэтому часто называют разговорной формой речи);
  • Простейшие формы диалога (да или нет) не требуют при порождении высказывания внутреннего программирования.
  • Единицей диалога является цепь реплик, объединенная одной темой и характеризующаяся смысловой и структурной законченностью.

 

 Монологическая речь

 определяется в психолингвистике как связная речь одного лица, коммуникативная цель которого - сообщение о каких-то фактах, явлениях реальной действительности.

 

Свойства монологической речи:

  • Односторонний и непрерывный характер высказывания; продолжается достаточно долго, не пе­ребивается репликами других;
  • Произвольность
  • Развернутость. Обычно это развернутая, подготовленная речь (напри­мер, лекция, доклад, выступление и т.п.).
  • Логическая последовательность изложения
  • Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации.

 

Содержание монолога заранее заданно и предварительно планируется. Говорящий планирует не только отдельные реплики, а все сообщение как целое. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее от­дельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи.

Выделяется несколько разновидностей устной монологической речи:

  • Описание
  • Повествование
  • Элементарное рассуждение

 

Описание представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления в какой-то определенный момент времени.

 

Повествование – это сообщение о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику».

 

Рассуждение - особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов. В структуру монолога-рассуждения входят: как вы думаете что?

  • Исходный тезис (истинность или ложность, которого надо доказать)
  • Аргументирующая часть
  • Выводы

Рассуждение складывается из цепи  суждений, образующих умозаключения. 

 

   Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Формирование у детей монологической речи представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

 

Независимо от формы (диалогической или монологической) основным условием коммуникативности речи является ее связность. Для овладения этой стороной речи требуется специальное обучение детей навыкам составления связного высказывания. 

 

Негативно влияет на связность нарушение другой характеристики связного высказывания - последовательности.

 

К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск значимых элементов и перестановка членов последовательности. 

 

Полилог = групповая речь = своеобразная форма речевой деятельности, объединяющая в себе компоненты диалога и монолога.

 

= это коллективная форма массовой коммуникации. Она активно используется при проведении общественных и культурно-массовых мероприятий. Ток-шоу на телевидении.

 

    По форме – это развернутый и усложненный диалог, участниками которого являются не 2-3, а сразу много людей.

  По содержанию больше соответствует монологу, но принципиально отличается тем, что задачи речевой коммуникации решаются коллективно.

Имеют место диалоги 2 или одновременно нескольких собеседников и отдельные монологические высказывания некоторых участников.

 

Отличительной особенностью полилога является наличие ведущего, функция которого прежде всего, - организация совместной речевой деятельности большого количества людей. Он выполняет роль связующего коммуниканта, которому необходимо объединить речевые подчас разнополярные высказывания разных людей в единый процесс речевой коммуникации.    

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...