Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка




Лекции по дисциплине «Психолингвистика»

Тема №1 - 2 ч - Определение психолингвистики как науки

План:

1. Предмет, цели и задачи психолингвистики.

2. Связь психолингвистики с другими науками.

3. Краткие исторические сведения по истории психолингвистики.

 

Психолингвистика- наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

 

Определение Глухова Вадима Петровича - наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности.

 

Предмет ПЛ - речевая деятельность человека, ее содержание, структура, способы, формы, функции, а также средство осуществления – язык.

 

Цель ПЛ – рассмотрение механизмов порождения и восприятия речи в аспекте онтогенеза и коммуникации.

 

Объектом выступает человек как    субъект речевой деятельности и носитель языка.

 

Взаимосвязь с другими науками. ПЛ возникла на стыке двух старейших отраслей научного знания - психологии и лингвистики (языкознания). 

· С психологией (общей, возрастной, социальной, специальной и многими другими ее областями)

- психология рассматривает речь с позиций психической деятельности, как игровую, познавательную, трудовую. С этой позиции речи присущи те же свойства как деятельности вообще, например, целенаправленность, мотивированность, предметность и т.д.

- речь помогает понять, как человеческая психика воспринимает и отражает окружающий мир в словесных знаках.

- социальную психологию с ПЛ связывает изучение процесса  общения в различных коммуникативных ситуациях;

· С лингвистикой

- ПЛ и языкознание направляют свое внимание на систему языка, в которой лексика, грамматика, фонетика, фразеология и т.д. занимают определенные места.

- изучают систему значений, свойственную исключительно одному конкретному языку (немецкому, китайскому, русскому).

· С медициной, преимущественно с неврологией, которая имеет отношение к многим формам речевой патологии, с психиатрией, оториноларингологией и т.д.

· Место ПЛ в логопедии.   

ПЛ логопедии дает следующие фундаментальные знания:

           ˜ представление о том, как и в каких условиях, осуществляется речевая деятельность, как формируется многоуровневая речевая система;

           - обозначает суть понятий языковые и речевые способности;

           ˜ знания о языковой системе и о том, как используются знаки языка при осуществлении речевой и мыслительной деятельности, что важно при восстановлении речи при афазии, и не только. Эти знания позволяют понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения (не только ЗВПР, но и ЛГСР);

 

Все эти сведения позволяют расширить сферу логопедического воздействия, осуществляя комплексный подход при формировании и восстановлении речи.

 

Гриншпун Б.М. – «Задачи логопедической работы никогда не сводятся к устранению недостатков речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании речевой способности – способности к осуществлению речевой деятельности».

 

Краткие сведения по истории психолингвистики.

Психолингвистика как наука возникла в начале 50-х годов прошлого столетия. К этому моменту уже существовали определенные представления о речи и языке многих лингвистов и психологов. Остановимся на некоторых наиболее важных суждениях.

Предшественником психолингвистики считается создатель научной лингвистики, немецкий философ   Вильгельм фон Гумбольдт. Ему принадлежит идея определения речи как речевой деятельности и понимание языка как связующего звена между социумом и человеком.

В отечественной лингвистике известны труды ученого Потебни А.А. По его мнению, речевой акт - исключительно психическое явление, но язык вносит в него социальное начало (речевые традиции определенного народа). 

Знаменитый отечественный лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ также считается предшественником психолингвистики. Это первый лингвист, который предпринял попытку описать уровни сложной речевой деятельности и исследовал детскую речь.    

Швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр подчеркивал и проводил различение языка и речи, своими исследованиями оказал огромное влияние на развитие психолингвистики в 20 веке.

Щерба Л.В. продолжил исследования Б.де Куртенэ, Потебни и сформулировал 3 аспекта языка. Он писал о различении языка как системы и речевой деятельности, о процессах говорения и понимания, о социальной ценности языка.

 Выготский Л.С. – первый психолингвист. Главная заслуга заключается в том, что он проник в тайну порождения речи, во всей сложности показал взаимодействие в этом процессе механизмов мыслительного, речевого и языкового действия, разложив его не «по элементам», а «по единицам, сохранившим свойства целого». Он предугадал дальнейшее развитие психолингвистики на несколько  десятилетий вперед, и некоторые направления его исследований еще не получили дальнейшего развития. 

  А.А. Леонтьев является основоположником отечественной психолингвистики. Его заслугой является глубокий анализ психолингвистических трудов  в зарубежной и отечественной науке и создание теоретической концепции речевой деятельности. Данный курс психолингвистики базируется   на основных психолингвистических положениях А.А. Леонтьева.

 

Тема №2 – 2 ч.

Соотношение языка и речи как двух составляющих психики человека

План:

  1. Соотношение языка и речи.  
  2. Структурно-классификационный и процессуальный подход к строению системы языка. Единицы языка.
  3. Парадигматические и синтаксические отношения единиц языка.

   

  1. Соотношение языка и речи. 

 Впервые эта проблема была поставленаФердинандом де Соссюром.  

Язык - (он определил как ) это исторически сложившаяся система знаков для осуществления деятельности общения. (а речь как процесс передачи сведений с помощью языка). Язык имеет социальную природу. Это не деятельность, а готовый продукт, пассивно используемый говорящим. Важнейшее отличие - статичность языка. 

     Речь - процесс передачи сведений с помощью языка. Это деятельность в первую очередь, это индивидуальный акт воли и разума. Это своеобразная форма существования мыслей, чувств и переживаний.  Важнейшее отличие - динамичность. 

Язык – это инвариант (то есть стабильная, устойчивая часть речевой деятельности), речь – это вариантные реализации языка (изменяющегося, моментального).

     Речь и язык составляют диалектическое единство. Язык становится средством общения только в процессе речи. В свою очередь речь осуществляется по правилам языка. Любое речевое высказывание подчиняется законам данного языка не только в отношении фонетики и лексики, но и грамматики. С другой стороны речь изменяет и совершенствует язык (влияние различных языков, достижения науки)

 

  1. Структурно-классификационный и процессуальный подход к строению системы языка. Единицы языка.

В современном языкознании существует два подхода к анализу языка: структурно-классификационный и процессуальный.

   

Процессуальный   подход пытается описать скрытый языковой процесс в системе речевой деятельности. Данный подход свойственен психолингвистике. В нем выделяют три взаимосвязанных составляющих: языковая способность, языковой процесс, языковые произведения.

Языковой процесс - это реализация языковой способности, т.е. осуществление языковых операций: лексических, морфологических, фонетических, фонематических и т.д.

Языковые произведения – это речевой материал, текст, связное высказывание.

 

Под способностями подразумевается индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения деятельности.

   Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Дети не механически выучивают язык, а развертывают языковую способность. Современные исследователи подтверждают, что творческий характер языковой способности проявляется в способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения.

Языковая способность имеет трехкомпонентную структуру: синтаксический, семантический и фонологический компоненты.   

Языковая способность может иметь интенсивный и экстенсивный пути развития. Кроме того, условия воспитания у детей могут быть одинаковы, но будет отличаться тактика овладения языком.  

     «Референциальные» дети проявляют более высокий уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты (что это?). 

«Экспрессивные» дети скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов.

    В более старшем возрасте у тех и других детей возникают неосознанные языковые обобщения, что характеризует развитие «чувства языка».

 

Структурно-классификационный подходк анализу языка. Структурно-классификационный подход рассматривает конечные продукты речевой  деятельности,  = языковые единицы.

«Структура» – совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого.

 

Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней:

1) фонетико-фонологический (единицы – фонемы и аллофоны);

2) морфологический (единицы – морфемы);

3) лексико-семантический (единицы – лексемы -слова);

4) синтаксический (единицы – словосочетания и предложения).

Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц.

Единицы языка – это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение. Выготским Л.С. языковые единицы были определены как «уже неразложимые далее единицы, которые обладают всеми свойствами целого».

По своему назначению языковые единицы бывают разных типов:

  1. Строевые (фонемы, морфемы);
  2. Номинативные (слова, словосочетания);
  3. Коммуникативные (предложения).

 

Таким образом, в этом подходе изучаются языковые единицы: Фонема, Морфема, Лексема, Предложение, Текст.

Фонема обладает смыслоразличительной ролью, которая наиболее ярко проявляется в односложных словах-паронимах: лук – сук – сок и т.д.

Главная функция фонемы заключается в следующем: правильное произношение звука на внешней фазе реализации речевой деятельности, обеспечивает адекватную передачу смысла, причем сама по себе фонема не является ни семантической, ни смыслообразующей единицей.

Исходя из этого, основной задачей логопедической работы является развитие навыков правильного продуцирования фонем, что в конечном итоге способствует полноценной реализации коммуникативных функций речи.

Морфема-- это сочетание звуков,  обладающее так называемым грамматическим значением (префиксы; суффиксы; флексии; аффиксы (корень)).

Функции морфем в языке:

1. При их помощи осуществляются  процессы словоизменения;

2. При их помощи осуществляются  процессы словообразования;

3. При их помощи оформляются  связи слов в словосочетаниях;

4. Определенным  сочетанием морфем создается основное лексическое значение слова (дом – домик - домище).

Морфемный аграмматизм.

Вывод: полноценное усвоение языка невозможно без овладения его морфологическим строем.

  

Слово – это основная и  универсальная единица языка. Это устойчивый звукокомплекс, обладающий значением и «фиксированным» сочетанием морфем.

С позиции языкознания слова имеет 3 функции:

1. Слово это лексема, обладающая значением

2. Слово -  грамматическая единица

Слово относится к определенному грамматическому разряду, классу. Относясь к грамматическому классу, каждое слово имеет набор грамматических категорий. СУЩ. – категория рода, числа, падежа. Этой каждой категории (падеж, число) соответствует своя словоформа.

3. Слово выступает как языковая единица в качестве строительного материала синтаксиса. Подлежащее, сказуемое, определение и т.д.

 

Предложение - как и слово,  универсальная основная единица языка.

Если слово является универсальным средством отображения в сознании человека предметов окружающей действительности, то предложение - это основное средство отображения мысли. Кроме того, предложение является основной речевой единицей реализацией речевой деятельности.

Текст – это макроединица языка. Это сочетание нескольких предложений в относительно развернутом виде, раскрывающее текст или иную тему.

Отличительные признаки текста как единицы языка:

1. тематическое единства

2. смысловое и структурное единство

3. композиционное построение и грамматическая связность.

С помощью текста предмет речи отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде.

В глобальной речевой коммуникации в человеческом обществе текст как макроединица играет определяющую роль - именно текст служит основным средством «фиксации» информации и передачи от одного говорящего к другому. Не звук, не слово, не предложение.

 

Основные единицы языка образуют уровни.

Уровневое (вертикальное) строение системы языка

Синтаксический строй речи

 

 

 

 


Иерархическая структурная организация языка. Показывает последовательность, этапы «речевой работы» по формированию у ребенка языковых представлений и обобщений.

 

Эта последовательность не имеет строго линейного характера. Может происходить одновременно, то есть формирование выше стоящих структур языка может начитаться и до того,  как сформировались базовые подструктуры. 

 

Вывод: полноценное усвоение языка возможно только на основе полного и  прочного усвоения языковых знаний применительно ко всем его структурным компонентам, на основе формирования соответствующих языковых операций с основными единицами речи.

 


Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка

 

Вышеперечисленные единицы языка между собой сложно взаимодействуют. Это взаимодействие определяет «горизонтальную» или внутреннюю структуру языка.

Особенности внутреннего строения языка в современной ПЛ определяются категориями «парадигматическая» и «синтагматическая» системы отношений.

 

Парадигматическая система – система отношений, в которой вступают единицы языка одного уровня и образуют так называемые языковые парадигмы.

Парадигма – набор однотипных элементов отличающихся друг от друга каким-либо признаком, а парадигматические отношения в языке - это отношения противопоставления. Примеры. На фонологическом уровне звуки вводятся в систему фонематических оппозиций.

Говорящий всегда в ситуации выбора фонемы, слова, грамматической формы и т.д.

 

Выводы:

1.  Одной из закономерностей развития речи в онтогенезе является то, что усвоение системы языка протекает через усвоение языковых парадигм. Соответственно и логопедическая работа должна строиться через последовательное усвоение языковых парадигм.

2. Переход к усвоению каждой последующей языковой парадигмы должен осуществляться только после того,  как предшествующая парадигма освоена полностью или хотя бы на две трети. Этот принцип раскрывает проблему формирования языковых обобщений.

3. Поскольку отношения в парадигме выстраиваются на противопоставлении, соответственно и усваиваться детьми они будут лучше на основе частотного противопоставления.

Нарушение этого принципа организации речевой работы ведет к формированию фрагментарных и хаотичных знаний.

 

Синтагматическая система

Синтагма – сочетание знаков языка, объединенных синтаксической связью, представляющее собой законченную языковую структуру.

Синтагматическая система отображает закономерности сочетаемости  знаков языка при построении речевых высказываний.

Она показывает, как из сочетания звуков и морфем создается слово, как из слов образуются предложения, а из предложений – текст.

Синтагматическая система организует слова в плавную речь. Фонемы в слове имеют свой жесткий линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием. Структурный аграмматизм.

Сигматической системе характерна связь и то, и другое;, где одно слово связано с другими по признакам рода; времени, числа, падежа.

Нельзя сказать: Маленькая мальчик идти магазин в.

Речь начинается с определения во внутреннем плане схемы всего речевого высказывания, затем происходит поиск отдельных парадигм (лексика, морфема),  но опора в поиске идет на синтагматические средства, то есть порядок слов в предложении, флексии, предлоги.

 

Тема № 3-4: Теория речевой деятельности    

План:

1. Определение понятия «речевая деятельность», отличительные особенности РД. 

2. Фазная структура РД

3. Виды речевой деятельности.

4. Операционная структура речевой деятельности

5. Обязательные и факультативные функции речи.

 

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения.

Это сложная форма сознательной деятельности, в которой участвуют как минимум 2 субъекта: формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Речевая деятельность есть особый вид деятельнос­ти, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании).

 

Наиболее полное определение предложено отечественным психолингвистом И.А. Зимней:

· «Речевая деятельность  представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».

 

Речевая деятельность может входить в другую более широкую деятельность: трудовую, познавательную, игровую.

Отличительные признаки речевой деятельности (по А.А.Леонтьеву)

1. Предметность речевой деятельности. Речь всегда направлена на тот или иной предмет.

2. Целенаправленность. Любое речевое высказывание имеет свою цель. Цель обычно связана с функцией речи: передать информацию, что-то спросить. При этом РД может быть автономна, т.е. происходить самостоятельно (в беседе) либо в структуре другой деятельности, когда сама по себе цель не является речевой (в столовой человек просит хлеб).

3. Мотивированность. Всегда есть мотив.

4. Фазная (горизонтальная) организация деятельности. Программа – реализация – контроль. Принцип соподчинения, каждое действие подготавливает к последующему действию.

5. Иерархическая  (вертикальная) организация речевой деятельности

1. Смысловой уровень

2. Языковой уровень

3. Сенсомоторный уровень

6. Эвристический характер речевой деятельности. Касается конкретно восприятия. При восприятии велика роль смысловой догадки. Человек определяет смысл высказывания по наиболее информативным фрагментам.

7. Вся речевая деятельность обусловлена функционированием психических процессов, которые выступают в качестве первичных психологических механизмов РД.

 

  1. Фазная структура РД

 

Идея фазного строения принадлежит С.Л. Рубинштейну. Разные авторы выделяют разное количество фаз РД. Леонтьев – 5, Ладыженская – 4, Зимняя – 3.

Фазы  РД по Зимней И.А.:

1. Побудительно-мотивационная

2. Ориентировочно–исследовательская (операциональная)

3. Исполнительная (реализующая).

1 фаза Побудительно-мотивационная.

 Характеризуется наличием потребности и мотива.

Потребность – это личностное желание, стремление к речи («хочу сказать» или «не могу молчать»)В первый момент потребность имеет неосознанный характер как только потребность осознается, то есть появляется мысль о том, что я хочу сказать, она трансформируется в мотив.

Эту фазу называют этапом речевой интенции.

  Огромное значение для логопедии:

· Необходимо выделять в самостоятельную задачу формирование устойчивых мотивов к речи:

ü Просто желание общаться

ü Желание сообщать другим о своих достижениях

ü Желание использовать речь в игровой, познавательной, предметно-практической деятельности и др.

В первую очередь это относится к безречевым детям. В статьях различных исследователей последних лет настойчиво отмечается, что без формирования устойчивой мотивации к речи результатом будет такой уровень, когда ребенок общается только в реактивной (ответном), постоянно поддерживаемом варианте. Сформировать у ребенка произвольную самостоятельную речь не удается.

 

2 фаза. Ориентировочно–исследовательская.

1 компонент – ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях коммуникации.

 

 

2 компонент – включает в себя 2 важных умственных действия:

¾ Планирование – выделение основных этапов деятельности и определение последовательности их реализации.

¾ Программирования – развертывание составление плана в программу деятельности, происходит конкретизация и детализация плана. А так же соотносятся этапы со способами и средствами речи. Способы – это виды и формы речи (устная - письменная, диалог - монолог). Средства – это знаки языка.

 

3 фаза. Исполнительная – реализующая и, одновременно, регулирующая.

Происходит реализация РД за счет целого комплекса речевых действий и операций, которые составляют сенсомоторный уровень порождения и восприятия речи. Это определенные речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, либо операции слухового восприятия речи. Происходит операция контроля за осуществлением РД и ее результатом (сличение с программой).

 

  1. Виды речевой деятельности

 Говорение, Слушание, Письмо, Чтение – основные виды осуществления РД.

 

Эти виды рассматривают с разных позиций:

1.  По характеру речевого общения:

a. Устное общение (говорение-слушание). К этим видам у человека имеется наследственная предрасположенность: БП КГМ – зрелые в значительной степени морфоструктуры, позволяющие овладеть речью; наличие периферического речевого аппарата – анатомические части организма, отвечающие за овладение речью.      

b. Письменное общение (письмо-чтение) – надстроечные виды. Формируются на основе первых двух. Являются вторичными по происхождению и представляют собой более сложные виды РД. При афазии – являются более упроченными, т.к. формировались осознанно и являются опорой для восстановления.

 

2. По характеру выполняемой роли

a. Реактивные (чтение-слушание) – выступают в качестве ответной реакции.

b. Инициальные (письмо-говорение) стимулируют реактивные

 

3. По направленности на прием или выдачу речевого общения

a. Рецептивные (слушание-чтение) – основаны на процессах восприятия - рецепции

b. Продуктивные (письмо-говорение) – выдает в качестве продукта речевое высказывание

 

Лекция 4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...