Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Операционная структура речевой деятельности
Три фазы речевой деятельности разворачиваются одна за другой посредством единиц речевой деятельности, к ним относят: действия и операции. Для того, чтобы полнее представить операционную структуру РД, необходимо дать характеристику каждой единице. Деятельность (А.Н. Леонтьев) – активное жизненное отношение человека к действительности. Всегда есть мотив и всегда побуждается целью. Деятельность осуществляется при помощи действий. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере. Предположим, вы хотите позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (I порядка), вам нужно совершить ряд частных действий (II порядка): отправиться на переговорный пункт, найти подходящий автомат (если существует автоматическая связь с вашим городом), занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т. п. Попадая в кабину, вы должны осуществить следующее действие в этом ряду: соединиться с абонентом. Но для этого вам придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка, набрать определенную цифру и т. д.
Действие – определяется как одна из составляющих деятельности человека. Каждому действию присущи все те же этапы, что и деятельности: цель, реализация, контроль. Но деятельность понятие более общее, обширное и приводит к конкретному ощутимому результату. Действие от деятельности отличается тем, что отсутствует собственная мотивация, все подчинено общему мотиву. Например, человек осуществляет действие по различению звуков, но это действие входит в состав такой деятельности как слушание. И цель здесь – понять собеседника, а не научиться различать звуки. Либо вождение машины – это деятельность, состоящая из множества действий: завести машину, выжать сцепление и т.д.
Основные речевые действия: 1. Речевое высказывание при говорении и письме 2. Действие восприятия и понимания в процессе слушания и чтения Действие надо каким-то способом выполнять. Этим способом является операция. Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Операции – это автоматизированные способы выполнения действия. Действие, доведенное до автоматизма, становится операцией. Операции выполняются на уровне умения или навыка. К речевым операциям, обеспечивающим построение и реализацию речевых действий, относятся: ¾ Операция сличения, выбора, смысловых и языковых элементов, ¾ Операции определения основных смысловых звеньев ¾ Операция выбора лексических единиц ¾ Операция выбора грамматической конструкции и т.д. Все эти операции осуществляют реализацию основных речевых действий: восприятия, понимания, произнесения или написания отдельного речевого высказывания.
Навык – определяется как качественный уровень выполнения действия или операции, при этом человек уже не отвлекается на техническую сторону выполнения и сосредотачивается на содержании. Навыки речевой деятельности: ¾ Навык речевого общения ¾ Навык диалогической и монологической речи ¾ Навык осмысления предмета речи ¾ Навык интонационно выразительного оформления речи ¾ Навык правильного звукопроизношения и т.д.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |