Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обязательные и факультативные функции речи.
Обязательные 1. Коммуникативная – весь период дошкольного возраста посвящен развитию речи для общения с окружающими (отдать в сад). В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений, формируется мышление. Коммуникативная функция способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры. А это влияет на формирование адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
2. Познавательная (интеллектуальная) функция речи тесно связана с возможностью общения. При помощи речи ребенок не только получает новую информацию, но и по-новому ее усваивает. Речь оказывает важное влияние на формирование гностических процессов. С помощью слова взрослый обозначает важные качества предметов, направляет внимание ребенка на эти признаки. Позже именно благодаря речи у ребенка развиваются такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез.
3. Регулирующая функция речи складывается у нормально развивающегося ребенка уже на ранних этапах его развития. Сначала взрослый регулирует поведение ребенка, объясняя, что можно, что нельзя. Эта функция является одной из наиболее важных для формирования личности человека, его эмоционально-волевой сферы, т.к. помогает выстроить свое поведение в соответствии с ситуацией. Благодаря этой функции осуществляется воспитание человека. В 4-5 лет смысловая сторона речи уже значительно развита и становится возможным формирование целенаправленного поведения (правила игры) и структурированной интеллектуальной деятельности. При недостаточности лобных долей отмечается нарушение развития регулирующей функции речи. Действия ребенка отличаются импульсивностью, он затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций.
Тема № 5- 6 Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности План: 1. Особенности семантики и синтаксиса внутренней речи. 2. Онтогенетическое исследование мышления и речи в работах Ж. Пиаже. 3.Концепция Н.И. Жинкина о кодовых переходах. В теоретической концепции РД Жинкина Н.И. –Зимней И.А. речь рассматривается как совокупность способов осуществления речевой деятельности. Этим способам соответствуют различные формы речи. Таких форм 3 - внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя. Особенности семантики и синтаксиса внутренней речи. Проблема внутренней речи еще недостаточно исследована в психолингвистике, как теоретически, так и экспериментально.
Важнейшее значение в этом направлении имеют труды Выготского. Внутренняя речь – это особый самостоятельный момент речевого мышления, в котором сфокусированы все динамические отношения мысли и слова. Она возникает из внешней речи и отличается от нее максимальной сокращенностью.
Особенности внутренней речи: 1. Максимальная (абсолютная) предикативность. Выготский в своих исследованиях пришел к выводу, что у внутренней речи «свой особый синтаксис», который заключается в отрывочности, фрагментарности, сокращенности по сравнению с внешней. «В ней в первую очередь сокращается подлежащее (так как говорящему и так понятен предмет мысли) и остается сказуемое с относящимися к нему словами. Т.е. внутренняя речь указывает, что нужно выполнить. 2. Свернутость, сокращенность структуры речевого высказывания. Превращаясь во внутреннюю, внешняя речь свертывается, интериоризируется, теряет свой развернутый морфологический и грамматический характер. Кроме того, происходит редуцирование фонетики. Нет надобности произносить слово до конца. Возникает звуковой каркас слова в виде опорных согласных (кн – вместо книга или корневая морфема). 3. Особый семантический строй: a. Преобладание смысла над значением Дать понятие значения и смысла. значение всегда постоянно и неизменно, а смысл слова меняется в различных контекстах. Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Во внутренней речи преобладание смысла доведено до математического предела. Внутренняя речь оперирует преимущественно семантикой. b. Агглютинация семантических единиц - своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Слово, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л. С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи.
c. Идеоматичность (индивидуальная семантика) речи Во внутренней речи возникает «внутренний диалект». Человек понимает смысл слов через призму собственного предыдущего опыта, вследствие чего рождается индивидуальное значение слов, понятных только в плане внутренней речи.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |