Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтогенетическое исследование мышления и речи в работах Ж. Пиаже.
Первым, кто обратил внимание на особую функцию эгоцентрической речи ребенка, был известный швейцарский психолог Ж.П. Пиаже. По его описанию, эгоцентрическая речь – часто наблюдаемый во время игры разговор ребенка с самим собой вслух. Пиаже определил эгоцентрическую речь как стадию перехода детской речи для себя к нарастанию мысли для общества. Эта речь лишь «аккомпанемент» детской деятельности и не имеет самостоятельного функционального значения. Постепенно поведение ребенка начинает социализироваться, вместе с ним и речь, превращаясь в коммуникацию. С этих позиций Пиаже рассматривал структуру и дальнейшую «судьбу» этого вида речи. Она обречена на отмирание как и отмирание эгоцентризма в мысли ребенка.
Выготский исходил из других позиций. Речь, как и все другие психические функции, осуществляет процесс перехода от интерпсихических функций (внешних) к интрапсихическим функциям (процесс интериоризации). Эту теорию он подкрепил экспериментальными исследованиями. Вначале речь носит развернутый характер, с переходом к последующим возрастам постепенно сокращается, становится шепотной, а затем и совсем исчезает, превращаясь во внутреннюю.
«.. внутренняя речь не является лишь аккомпанементом, а имеет самостоятельную функцию, служит целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, как бы обслуживая мышление ребенка».
Концепция Н.И. Жинкина о кодовых переходах.
В аспекте изучения внутренней речи многими исследователями психолингвистики ставился вопрос о соотношении мышления и речи.
Бесспорный факт, что есть виды мышления, не связанные с речью (наглядно-действенное), но в возрасте 2-х лет происходит перекрест линий развития мышления и речи. Речь становится интеллектуализированной, а мышление – речевым. Соответственно, во внутренней речи есть вербальные и невербальные компоненты. Изучением этих компонентов, а также вопросом перехода от одного компонента к другому занимался отечественный психолингвист Н.И. Жинкин в своей новаторской теории об особых кодах внутренней речи. Его исследования подтвердили, что существует несловесное мышление в виде образов предметов и схем. Это мышление Жинкин обозначил как «предметно-схемный код». Это непроизносимые мысли, в которых отсутствуют слова. Но в то же время, отмечал Н. И. Жинкин, внутренняя речь не состоит исключительно из предметных образов, в ней есть и схемы, и образы, и отголоски интонации, и отдельные слова - все, что когда-то было запечатлено памятью. Поэтому впоследствии Жинкин стал понимать код внутренней речи более широко: не как чисто предметно-схемный код, а как «смешанный» - предметно-схемный и языковой. В этом коде происходит преобразование мыслимого содержания действительности в знаки речи и наоборот. Жинкин ввел еще одно понятие УПК – универсально-предметный код – это второй код, с помощью которого осуществляется перевод мысли на язык человека и отображает взаимодействие языка и интеллекта. Первоначально у ребенка формируется наглядно-действенное мышление. Ребенок выделяет вокруг себя предметы и устанавливает связи между ними. Эти мыслительные операции не зависят от того, на каком языке говорит человек. Поэтому этот код назван универсальным. · Он обеспечивает «переводимость» с одного языка на другой, т.к. именно с помощью УПК во внутренней речи отображаются смысловые связи между предметами и явлениями действительности.
Внутренняя речь, согласно Выготскому, играет роль «мысленного черновика» при письме и устной речи, причем переход от внутренней речи к внешней представляет собой не прямой перевод с одного языка на другой.. не простую вокализацию внутренней речи, а переструктурирование речи.
Прямой переход от мысли к слову невозможен, поскольку то, что в мысли содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |