Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Февраля 2013 года протокольным решением Президиума ФАС России N 8 был утвержден перечень из 20 лучших дел территориальных органов ФАС России 2012 года. 48 страница




Тарифы САСКО представило в адрес управления без даты их утверждения, однако исходя из писем, направленных в адрес контрагентов, видно, что даты уведомлений транспортно-экспедиторских фирм г. Магадана о повышении тарифов и даты введения новых тарифов полностью совпадают с датой принятия решений об изменении тарифов и датой введения тарифов ФЕСКО.

Так, САСКО 19.02.2010 исх. N 3.1 направило в адрес контрагентов уведомление о том, что "в связи с ростом цен на топливо, увеличением стивидорных, портовых, а также эксплуатационных расходов" объявляет об изменении тарифов на линии Владивосток - Магадан, которые вступают в действие в МПС с 05.03.2010, в ПСЖВС - с 15.03.2010" и вновь стало применять тарифы за перевозку контейнеров в МПС и ПСЖВС, по контейнерам перевозчика, точно в таких же размерах, как и ФЕСКО, а в ПСЖВС, по контейнерам грузовладельца, с этой же даты увеличило тарифы на 20%, в результате чего и эти тарифы сравнялись с тарифами конкурента.

31.05.2010 САСКО направило в адрес контрагентов уведомление о том, что "в связи с возросшими эксплуатационными расходами" сообщает о повышении ставок на линии Владивосток - Магадан с 01.07.2010 и увеличивает тарифы в ПСЖВС на перевозку контейнеров перевозчика на 11 - 13%, грузовладельца 16 - 19%, устанавливая их на уровне ФЕСКО. В результате чего тарифы конкурентов в МПС и ПСЖВС установлены и действуют снова в одинаковых размерах.

04.10.2010 САСКО направило в адрес контрагентов уведомление о том, что "в связи с наступлением осенне-зимнего периода" вводит сезонную надбавку на линии Владивосток - Магадан с 01.11.2010. Тарифы САСКО по-прежнему установлены и действуют в одинаковых с конкурентом ФЕСКО размерах с одной и той же даты.

21.03.2011 САСКО направило в адрес контрагентов уведомление о том, что "в связи с повышением стоимости топлива, увеличением эксплуатационных расходов" повышает с 01.05.2011 тарифы на линии Владивосток - Магадан.

Комиссия также устанавливает, что с момента выхода САСКО на рынок в 2009 году обществом ни разу не изменялся тариф в обратном направлении Магадан - Владивосток, до тех пор, пока этого не сделала конкурирующая фирма ООО "ФИТ", которой ОАО "ДВМП" переданы с 04.03.2011 морские суда, на которых перевозил грузы ФЕСКО и к которой в настоящее время осуществляется присоединение ФЕСКО.

Результатом повышения тарифов, произведенного САСКО с 01.05.2011, в который раз стало установление и применение тарифов на направлении Владивосток - Магадан - Владивосток в межпортовом сообщении и ПСЖВС в таких же размерах, как у конкурента.

В ходе проведенного летом 2011 года исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в морской порт Магадан антимонопольным органом установлено, что деятельность на указанном рынке в 2009 - 2010 гг. осуществляли только два хозяйствующих субъекта - ООО "ФЕСКО Лайнз Владивосток" и ОАО "Сахалинское морское пароходство". Коэффициенты рыночной концентрации указывают на то, что рынок имеет высокий уровень концентрации, конкурентная среда на рынке не развита.

Как следует из анализа динамики тарифов ФЕСКО и САСКО в период с ноября 2009 года по май 2011 года на услуги перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в направлении Владивосток - Магадан - Владивосток, оба хозяйствующих субъекта установили и поддерживали сложившийся уровень тарифов путем их одновременного изменения на одинаковую величину. При этом одинаковой является ценовая политика обеих организаций в отношении перевозок в ПСЖВС, где базовые тарифы более низкие по сравнению с МПС, а размеры повышения более высокие, чем в МПС, кроме того, совпадает ряд условий применения тарифов на указанном направлении. Следует отметить, что решением Комиссии Магаданского УФАС по делу N 03-10/03-2011 ценовая политика по необоснованному применению ФЕСКО тарифов на перевозку крупнотоннажных контейнеров по направлению из Владивостока в Магадан, так же как и из Восточного в Магадан, в разных размерах в МПС и ПСЖВС, признана нарушением п. 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

Согласованные действия не имеют какого-либо документального оформления, являются моделью группового поведения и предполагают совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.

Результатом согласованных действий, приводящих к установлению и поддержанию цен (тарифов), является устранение ценовой конкуренции, что минимизирует издержки, а также риски, связанные с ведением конкурентной борьбы между участниками.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пунктом 2 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий наряду с прочими обстоятельствами может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Комиссия Магаданского УФАС России провела анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ФЕСКО и САСКО установила следующее.

По САСКО.

В 1 квартале 2010 года САСКО от деятельности на линии Владивосток-Магадан-Владивосток получен убыток в размере 23974 тыс. руб., объем перевозки составил 39,6 млн. т/миль, при этом убыток на 1 т/миль составил 0,605 руб.

За 1-е полугодие 2010 года обществом получен убыток в размере 1866 тыс. руб., объем перевозки составил 109,6 млн. т/миль, при этом убыток на 1 т/милю составил 0,017 руб., то есть снизился по сравнению с 1 кварталом в 35 раз.

По итогам работы за 2010 год САСКО получены убытки в размере 53247 тыс. руб., объем перевозки составил 231,1 млн. т/миль, при этом убыток на 1 т/милю составил 0,230 руб., что меньше чем в 1 квартале 2010 г. в 2,6 раза.

1 квартал 2011 года САСКО так же отработало с убытком, однако полученный убыток в размере 7524 тыс. руб. в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 2010 года, а убыток на 1 т/милю сократился в 6 раз и составил 0,099 руб. При этом объемы перевозки увеличились вдвое и составили 75,4 млн. т/миль. Доходы в 1 квартале 2011 года увеличились в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, а расходы только в 1,9 раза.

В 1-ом полугодии 2011 года САСКО уже получена прибыль 31755 тыс. руб. и рентабельность перевозок составила 11,68%. Рост доходов на рассматриваемом направлении в 1-ом полугодии 2011 года к аналогичному периоду 2010 года составил 2,1 раза, в то время как рост расходов 1,9 раза. Объемы перевозок увеличились на 65%. Так же необходимо отметить, что рост тарифов на линии Владивосток - Магадан в ноябре 2010 года по отношению к ноябрю 2009 года составил по МПС 120%, в ПСЖВС 135 - 161%, при этом расходы САСКО за 2010 год на 1 т/милю увеличились всего на 0,9%, а уровень инфляции по данным Магаданстата (письмо от 25.07.2011 N 7/1989) в Приморском крае за этот период времени составил 6,6%, а в Хабаровском Крае 7,8%.

Следует отметить, что все указанные показатели приняты из информации, поступившей от САСКО, не подтвержденной документально. Общество в письме от 17.06.2011 N 1.3/21-188 информирует Комиссию, что учет фактических расходов в разрезе статей затрат по видам контейнеров или направлениям не ведется, и представило на определение Комиссии по направлениям Ванино - Магадан, Владивосток - Магадан "условную себестоимость работы на линиях, определенную как долю в общей себестоимости транспортного флота, пропорционально доли доходов соответствующей линии в общем объеме доходов пароходства". Поэтому Комиссия предполагает, что экономические результаты деятельности на направлении, указанные САСКО, могут не соответствовать реальным результатам, что соответствует и мнению ФЕСКО, который считает, что себестоимость перевозок САСКО на линии гораздо ниже, чем у него, поскольку ФЕСКО входит в группу юридических лиц, имеет большие операционные расходы, разветвленную структуру, большой штат и, как следствие, значительный объем попутных затрат намного превышают расходы иных продавцов по ряду причин. Поэтому ФЕСКО полагает также, что применение другими компаниями тарифов, определенных и применяемых компанией, позволяет другому участнику рынка перевозок извлекать на направлении дополнительную прибыль.

Письмом 1.3/21-680 САСКО сообщает, что пересмотр тарифов с 01.10.10 связан с сезонными природными факторами, в силу которых увеличивается продолжительность рейсов; сезонными рыночными факторами, к которым общество отнесло ремонтные работы по подготовке флота, традиционно приходящиеся на 1 квартал года, что увеличило затраты пароходства в 1 квартале 2011 года к уровню 4 квартала 2010 года на 98,5%; общие рыночные факторы, так, в период с 01.07.2010 стоимость мазута марки М-100 увеличилась с 14300 руб. до 15800 руб. (10%), к концу 1 квартала 2011 г. до 18200 руб. (27%), при этом доля расходов на закупку топлива составляет около 27% в общем объеме себестоимости транспортного флота. А с 1 января 2011 г. изменились ставки отчислений во внебюджетные фонды, при этом доля расходов на содержание экипажей судов составляет около 12%.

Между тем указанные доводы противоречат фактическим затратам, представленным САСКО, из которых следует, что в 2010 году ремонтные работы флота уменьшились почти в два раза по сравнению с 2009 г., при этом они увеличились к 3 кварталу, но уменьшились ко 2 кварталу, и остались на уровне 1 кв. Доходы и расходы на морских перевозках в северные порты ДВФО не ритмичны, во многом зависят от географических и природных условий, поэтому анализ себестоимости следует делать из расчета среднегодовых затрат, из которых следует, что стоимость топлива в 2010 г. увеличилась к 2009 г. только на 14,4%, а к 1 июлю только на 10%.

САСКО устанавливались тарифы на перевозку грузов контейнерами из порта Владивосток в период с ноября 2009 - 2010 годов путем повышения ранее действовавших. При этом состав покупателей остался неизменным, изменение общих условий обращения услуги, включая налогообложение, тарифное регулирование несоразмерны изменению тарифов.

Таким образом, учитывая, что САСКО относительно недавно осуществляет перевозки на рассматриваемом направлении Владивосток - Магадан, то согласованные действия по установлению тарифов на морские перевозки грузов в контейнерах для общества имеют своим результатом завоевание данного товарного рынка, наращивание объемов, тем самым обеспечивается постепенный рост доходности оказания услуги. Указанный вывод Комиссии подтверждается вышеприведенной динамикой результатов финансово-хозяйственной деятельности САСКО. Кроме того, в письме от 10.06.2011 N 1.3/21-680 САСКО признает, что результат таких действий соответствовал интересам пароходства.

По ФЕСКО.

По итогам работы ФЕСКО за 2009 год на направлении из Владивостока в Магадан рентабельность тарифов составила по контейнерам с грузом перевозчика 162% в МПС, 41% в ПСЖВС; по контейнерам с грузом собственников 221% в МПС, 61% в ПСЖВС. В 2009 году по перевозке 40 фут. контейнеров прибыль составила: в МПС-контейнер перевозчика 65350 руб., норма прибыли (рентабельность) 157%; контейнер грузовладельца 70149 руб., норма прибыли (рентабельность) 218%; в ПСЖВС-контейнер перевозчика 9685 руб., норма прибыли (рентабельность) 23%; контейнер грузовладельца 16535 руб., норма прибыли (рентабельность) 51%. Таким образом, ФЕСКО установлены и применяются в 2009 году тарифы, не соответствующие размеру необходимых расходов и прибыли.

По итогам работы за 1 квартал 2010 года необходимые расходы на направлении Владивосток - Магадан на перевозку 20 футового контейнера перевозчика составили 60031 руб., на перевозку контейнера грузовладельца - 56785 руб. Прибыль от перевозки в МПС контейнеров: перевозчика составила 9714 руб., норма прибыли (рентабельность) 16%; грузовладельца составила 11140 руб., норма прибыли (рентабельность) 20%.

По итогам деятельности за 1 полугодие 2010 года рентабельность на линии ФМЛ составляла 23%, что на 15% больше, а расходы на 3% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. Необходимые расходы на направлении Владивосток - Магадан на перевозку 20 футового контейнера составили: перевозчика 31145 руб., грузовладельца 27760 руб. При этом средние расходы на 1 контейнер уменьшились по сравнению с 1 кварталом 2010 года практически в 2 раза. Прибыль от перевозки в МПС контейнеров составила: перевозчика 42172 руб., норма прибыли (рентабельность) 135%; грузовладельца 43596 руб., норма прибыли (рентабельность) 157%. Прибыль по перевозке в ПСЖВС контейнеров составила: перевозчика 11396 руб., норма прибыли 37%; грузовладельца 10914 руб., норма прибыли 39%. Следовательно, у ФЕСКО не было оснований для повышения с 1 июля 2010 года тарифов на перевозки контейнеров грузоперевозчика, следующих в ПСЖВС, на 11%, указанное повышение не соответствовало изменению расходов на оказание услуги.

По итогам деятельности ФЕСКО за 9 месяцев 2010 года рентабельность на линии ФМЛ составляла 13%, что на 18% больше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. Прибыль от перевозки в МПС контейнеров составила: перевозчика 45230 руб., норма прибыли (рентабельность) 154%; грузовладельца 46707 руб., норма прибыли (рентабельность) 187%. Прибыль по перевозке в ПСЖВС контейнеров составила: перевозчика 15743 руб., норма прибыли 53,7%; грузовладельца 11919 руб., норма прибыли 46%. Несмотря на указанную высокую рентабельность и еще не имея результаты финансово-хозяйственной деятельности по итогам 9 месяцев, общество утверждает 01.10.2010 тарифы на перевозку 20-ти фут. контейнеров в МПС на 3,6 - 4%, в ПСЖВС на 6 - 8% выше к предыдущих тарифов и на 19,4 - 19,6% в МПС и 35,5 - 11% в ПСЖВС, действовавших по состоянию на 01.10.2009 года.

Средние расходы за 2010 год на перевозку 20 фут. контейнера составили: перевозчика 33786 руб., что к уровню 2009 года составило 122%; грузовладельца 30244 руб., что к уровню 9 мес. 2009 года составляет 140%. Прибыль от перевозки в МПС контейнеров составила: перевозчика 41780 руб., норма прибыли (рентабельность) 124%; грузовладельца составила 43324 руб., норма прибыли (рентабельность) 143%. Прибыль по перевозке в ПСЖВС контейнеров составила: перевозчика 12966 руб., норма прибыли 38%; грузовладельца 7493 руб., норма прибыли 25%. Прибыль в 2010 году по перевозке в МПС 40 фут. контейнеров составила: перевозчика 63559 руб., рентабельность 125%; грузовладельца 64234 руб., норма прибыли (рентабельность) 142%. Прибыль по перевозке в ПСЖВС 40 фут. контейнеров составила: перевозчика 11717 руб., норма прибыли 23%; грузовладельца 6316 руб., норма прибыли 14%.

Таким образом, обществом устанавливались тарифы на перевозку грузов контейнерами из порта Владивосток на протяжении 2009 - 2010 годов путем повышения ранее действовавших, в то время как изменение расходов, необходимых для оказания рассматриваемой услуги, не соответствуют изменению тарифов. При этом состав покупателей остался неизменным, изменение общих условий обращения услуги, включая налогообложение, тарифное регулирование не соразмерно изменению тарифов. Комиссия Магаданского УФАС России своим решением от 15 ноября 2011 года по делу N 03-10/3-2011 признала тарифы ФЕСКО по услуге перевозки морским транспортом крупно тоннажных контейнеров с грузами из порта Владивосток в 2009 - 2010 годах в межпортовом и в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении монопольно высокими и нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Анализируя состав затрат, составляющих себестоимость услуги по перевозки контейнеров морским транспортом, Комиссия отмечает следующее:

1) структура и уровень затрат обоих перевозчиков значительно различаются, что подтверждается письменными и устными пояснениями обоих перевозчиков. ФЕСКО оказывает данную услугу на арендованных судах, в то время как САСКО имеет свой флот, следовательно, ФЕСКО несет значительные затраты по аренде судов с заложенной в него прибылью арендодателя и не несет затраты по ремонту судов, заработной плате, начислениям на нее. САСКО несет все расходы по содержанию и ремонту флота, а также затраты по оплате труда экипажа;

2) перевозки рассматриваемыми хозяйствующими субъектами осуществляются хоть и из одного города, но из разных морских портов. Так, ФЕСКО обслуживается в морском торговом порту г. Владивосток, а САСКО - в морском рыбном порту г. Владивосток, следовательно, затраты на погрузо-разгрузочные работы (ПРР) порта у обоих хозяйствующих субъектов различны, поскольку тарифы на ПРР утверждаются Федеральной службой по тарифам России для каждого морского порта индивидуально и являются различными;

3) предприятия имеют совершенно различную учетную политику, в том числе и потому, что ФЕСКО, кроме морских перевозок, осуществляет еще и транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляет на отдельном счете аккумулирование расходов, связанных с содержанием и обслуживанием контейнерного парка, которые относит затем на стоимость перевозки только собственных контейнеров, что ложится в основу разницы между тарифами на перевозку между контейнерами перевозчика и собственника. САСКО этот учет не ведет, обоснования разницы и калькуляции под тарифы отсутствуют. ФЕСКО пояснил, что расчеты тарифов утеряны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...