Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Февраля 2013 года протокольным решением Президиума ФАС России N 8 был утвержден перечень из 20 лучших дел территориальных органов ФАС России 2012 года. 43 страница




(Далее - дилеры УАЗ.)

К материалам проверки Свердловского УФАС России, в частности, было приобщено электронное письмо (далее - письмо), отправленное 25.07.2011 менеджером ООО "ДЦ УАЗ" Мартиросом Мирзояном в адрес руководителей своих дилерских центров, следующего содержания.

"Руководителям дилерских центров. Начальникам отделов продаж ДЦ. Уважаемые руководители дилерских предприятий! Настоящим информируем Вас, что 05.08.2011 на территории Свердловской области состоится аукцион на поставку автомобилей УАЗ-390995 в количестве 54 шт. для нужд ГУВД Свердловской области. Рекомендуем Вам воздержаться прямо или косвенно от участия в этом аукционе. Уполномоченным дилером по данному аукциону является официальный дилер ОАО "УАЗ" - ООО "Автоспецмаш". В случае выявления несанкционированных поставок с Вашей стороны ОАО "УАЗ" вправе применить в отношении нарушителей штрафные санкции" (вх. ФАС России N 72611 от 29.11.2011).

Согласно списку адресатов письмо было разослано в дилерские центры, реализующие автомобили УАЗ. Письмо было отправлено с домена sollers-auto.com, учетная запись - mk.mirzoyan (mk.mirzoyan@sollers-auto.com).

В период с сентября по ноябрь 2011 г. Свердловское УФАС России получило документацию по аукциону, упоминаемому в письме, письменные подтверждения о получении письма от хозяйствующих субъектов - адресатов из списка рассылки, а также письменные пояснения от ОАО "Соллерс" на предмет рассылки письма (вх. ФАС России N 07226 от 07.02.2012) и от ООО "Автоспецмаш" - победителя аукциона (вх. ФАС России N 72611 от 29.11.2011).

Одновременно с направлением материалов в Свердловское УФАС России УФСБ России по Свердловской области направило копии материалов в прокуратуру Свердловской области для проведения проверки на предмет нарушения законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки Прокуратурой Свердловской области было установлено, что подобные письма периодически рассылались ОАО "УАЗ" в адрес дилеров с электронных почтовых ящиков домена sollers-auto.com от имени пользователей: Симоченков Владимир Александрович (va.simochenkov@sollers-auto.com), Мирзоян Мартирос (mk.mirzoyan@sollers-auto.com).

Некоторые хозяйствующие субъекты - дилеры УАЗ не подтвердили получение подобных писем от ОАО "Соллерс" (вх. ФАС России N 72611 от 29.11.2011; вх. ФАС России N 07226 от 07.02.2012) и наличие дилерского договора с ОАО "Соллерс" на поставку автомобилей (вх. ФАС России N 72611 от 29.11.2011).

ОАО "Соллерс" не подтвердило факт рассылки письма (вх. УФАС России N 01-15309 от 14.10.2011, вх. ФАС России N 07226 от 07.02.2012), сообщив, что не занималось дистрибуцией автомобилей УАЗ и не заключало дилерских соглашений, сотрудник Мартирос Мирзоян в его штате не числится.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, Свердловское УФАС России передало материалы проверки в ФАС России (вх. ФАС N 72611 от 29.11.2011).

ФАС России в период с 23 марта 2012 г. по 1 июня 2012 г. были проведены внеплановые выездные проверки соблюдения антимонопольного законодательства следующими юридическими лицами: ОАО "Соллерс" (Приказы от 14.03.2012 N 146; от 19.04.2012 N 251), ООО "Торговый дом Соллерс" (далее - ООО "ТД Соллерс") (Приказы от 14.03.2012 N 147; от 19.04.2012 N 252), ООО "Дистрибьюторский центр Соллерс" (далее - ООО "ДЦ Соллерс") (Приказы от 14.03.2012 N 145; от 19.04.2012 N 250) и ООО "Дистрибьюторский центр УАЗ" (далее - ООО "ДЦ УАЗ") (Приказы от 22.03.2012 N 185, от 19.04.2012 N 253), расположенных по адресу: г. Москва, ул. Тестовская, д. 10 (далее - проверки).

В ходе проверок проводились процедуры осмотра помещений и предметов проверяемых лиц, копировались документы, информация с рабочих компьютеров, в том числе электронная переписка сотрудников данных организаций.

По результатам проверок было установлено, что ОАО "Соллерс", ООО "ТД Соллерс", ООО "ДЦ Соллерс", ООО "ДЦ УАЗ", ОАО "УАЗ" входят в одну группу лиц, что подтверждается ответом ОАО "Соллерс" (вх. ФАС России N 17886 от 28.03.2012).

Комиссией установлено, что ответчики по делу N 111/65-12 ОАО "Соллерс", ООО "ТД Соллерс", ОАО "УАЗ", ООО "ДЦ УАЗ" (далее - Группа лиц Соллерс) реализуют автомобили УАЗ всего модельного ряда (далее - автомобили УАЗ) на всей территории Российской Федерации через дилеров УАЗ.

В 2008 - 2010 годах реализация автомобилей УАЗ осуществлялась ОАО "Соллерс" и ОАО "УАЗ" (вх. ФАС России N 52122 от 19.09.2012).

С января 2011 года полномочия по реализации автомобилей УАЗ и работе с дилерской сетью были переданы специально созданному для исполнения данных функций юридическому лицу - ООО "ДЦ УАЗ" (Приложение N 1 к протоколу осмотра от 23.03.2012 ОАО "ДЦ УАЗ" по приказу ФАС России "О проведении внезапной внеплановой выездной проверки" от 22.03.2012 N 185).

С целью ограничения конкуренции на торгах, аукционах, конкурсах и запросах котировок, где реализовывались автомобили УАЗ, в том числе при проведении процедур по закупке техники для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - торги), ГРУППА ЛИЦ СОЛЛЕРС координировала поведение дилеров на торгах, что приводило к поддержанию цен на торгах.

Координирующая роль Группы лиц Соллерс выражалась в том, что она предварительно определяла для участия на торгах одного из дилеров. С целью информирования других дилеров об этих решениях, Группа лиц Соллерс рассылала им письма, сообщая, кто из дилеров "уполномочен" участвовать в тех или иных торгах.

В случаях если победителем на торгах оказывался иной участник (не являющийся дилером), Группа лиц Соллерс требовала от дилеров не допустить поставку автомобилей УАЗ такому победителю, что приводило в том числе к срыву государственных контрактов.

Это подтверждается результатами анализа документов и информации, в том числе электронной переписки, полученных в ходе проверок и в процессе рассмотрения дела.

В частности, в ходе анализа электронной переписки было обнаружено 359 электронных писем групповой рассылки, имеющих отношение к целям проверок (далее - письма).

Данные письма были отправлены Группой лиц Соллерс в адрес дилеров.

Условно их можно разделить на три следующие категории:

Первая категория: письма с требованием к дилерам воздержаться от участия в торгах, с указанием конкретного дилера, который должен принять участие в торгах и предупреждением для остальных дилеров о наложении штрафных санкций за неисполнение данного требования. Например, 05.04.2011 Гуськов Дмитрий Александрович (сотрудник ООО "ДЦ УАЗ") осуществил рассылку в адрес 31 (тридцати одного) получателя письма следующего содержания.

"Уважаемые руководители дилерских предприятий!

Настоящим информируем Вас, что 18 апреля 2011 года на территории Калужской области состоится аукцион на поставку автомобилей УАЗ-396255 в количестве 3 шт. для нужд УВД Калужской области.

Рекомендуем Вам воздержаться прямо или косвенно от участия в этом аукционе.

Официальным дилером ОАО "УАЗ" на территории Калужской области является ООО "Калуга-Лада" г. Калуга.

В случае выявления несанкционированных поставок с Вашей стороны ОАО "УАЗ" вправе применить в отношении нарушителей штрафные санкции, согласно п. 8.6 дилерского договора, а именно лишить дилера части базовой скидки к цене на отгружаемый Товар в месяце, следующим за месяцем выявления нарушения, в размере до 2%". (Отчет N 6-12 об исследовании документов (информации), содержащихся на электронных носителях информации.)

Вторая категория: письма с уведомлением дилеров о победе на торгах не дилера, с требованием к дилерам о недопущении поставок техники УАЗ в адрес такого победителя и предупреждением для дилеров о наложении штрафных санкций за неисполнение данного требования. Например, 31.01.2011 Симоченков Владимир Александрович (сотрудник ООО "ДЦ УАЗ") осуществил рассылку в адрес 29 (двадцати девяти) получателей письма следующего содержания.

"Руководителям дилерских центров

Начальникам отделов продаж ДЦ

Уважаемые руководители дилерских предприятий!

Настоящим информируем Вас, что на территории Республики Якутия проводились аукционы на поставку автомобилей УАЗ-220694-333 для нужд Министерства Образования Республики Саха Якутия. Официальным дилером на данной территории является - ООО "Колми" г. Якутск. Аукцион выиграла компания ООО "Агрострой XXI век", г. Якутск, не являющаяся официальным дилером ОАО "УАЗ".

Рекомендуем Вам воздержаться от поставки автомобиля напрямую либо через фирмы-посредники на территорию Республики Якутия, в частности компании ООО "Агрострой XXI век".

В случае выявления несанкционированных поставок с Вашей стороны ОАО "УАЗ" вправе применить в отношении нарушителей штрафные санкции, согласно дилерского договора, а именно лишить дилера части базовой скидки к цене на отгружаемый Товар в месяце, следующим за месяцем выявления нарушения, в размере до 2%.

Данное письмо является предупреждением". (Отчет N 6-12 об исследовании документов (информации), содержащихся на электронных носителях информации.)

Третья категория: письма с информацией о фактах продаж в конкретном регионе техники УАЗ не дилером, с требованиями к дилерам о недопущении поставок техники УАЗ в адрес указанного хозяйствующего субъекта (его аффилированных структур) и предупреждениями для дилеров о наложении штрафных санкций за неисполнение данного требования. Например, 15.06.2011 Булычева Александра Викторовича (сотрудник ООО "ДЦ УАЗ") осуществила рассылку в адрес 47 (сорока семи) получателей письма следующего содержания:

"Руководителям дилерских центров

Начальникам отделов продаж ДЦ

Уважаемые руководители дилерских предприятий!

Настоящим информируем Вас, что на территории Красноярского края осуществляет деятельность по продаже автомобилей УАЗ ООО "АСМ Красноярск" г. Красноярск, ул. Дорожная, дом 16, не являющееся официальным дилером ОАО "УАЗ".

Официальными дилером ОАО "УАЗ" на территории Красноярского края является ЗАО "Автоцентр КрасГАЗсервис" г. Красноярск.

Рекомендуем Вам воздержаться от поставки автомобилей в адрес ООО "АСМ Красноярск" г. Красноярск, ул. Дорожная, дом 16 и его аффилированным структурам.

В случае выявления несанкционированных поставок с Вашей стороны ОАО "УАЗ" вправе применить в отношении нарушителей штрафные санкции согласно п. 8.6 дилерского договора, а именно лишить дилера части базовой скидки к цене на отгружаемый Товар в месяце, следующим за месяцем выявления нарушения.

Данное письмо является предупреждением". (Отчет N 6-12 об исследовании документов (информации), содержащихся на электронных носителях информации.)

По датам отправления данные письма распределены следующим образом: обнаружено 5 писем, направленных в 2008 году; 97 писем, направленных в 2009 году; 158 писем, направленных в 2010 году; 96 писем, направленных в 2011 году; 2 письма, направленных в 2012 году.

"По территориальному признаку" письма касались торгов, проходивших по всей территории Российской Федерации (не менее 64 регионов). Если в каком-либо регионе на момент проведения торгов дилер отсутствовал или не осуществлял свою деятельность, менеджеры Группы лиц Соллерс определяли письмом тех дилеров, которые будут участвовать в торгах в этом регионе.

Письма были отправлены с домена sollers-auto.com. Согласно ответу ЗАО "Регистратор Р01" (вх. ФАС России N 3751 от 06.06.2012), доменное имя sollers-auto.com было зарегистрировано 24.03.2008 на ООО "Северсталь-авто".

С 01.07.2008 ООО "Северсталь-авто" реорганизовано в ОАО "Соллерс", которое является правопреемником ООО "Северсталь-авто".

В настоящее время владельцем и администратором указанного домена является ОАО "Соллерс".

Таким образом, письма, отправленные с домена sollers-auto.com, могли быть отправлены только с ведома собственника домена - ООО "Северсталь-авто" и его правопреемника ОАО "Соллерс".

Письма отправлялись с электронных адресов менеджеров Группы лиц Соллерс:

- ОАО "Соллерс": Булычев Александр Викторович, Гуськов Дмитрий Александрович, Старостенко Антон Павлович;

- ОАО "УАЗ": Булычев Александр Викторович, Гуськов Дмитрий Александрович, Кобцев Валерий Александрович, Коничев Павел Евгеньевич, Копылов Дмитрий Владимирович, Мирзоян Мартирос Караханович, Симоченков Владимир Александрович, Скворцов Владимир Владимирович, Тихонова Юлия Дмитриевна;

- ООО "ДЦ УАЗ": Бочаров Дмитрий Алексеевич, Булычев Александр Викторович, Гуськов Дмитрий Александрович, Кобцев Валерий Александрович, Коничев Павел Евгеньевич, Мирзоян Мартирос Караханович, Симоченков Владимир Александрович, Скворцов Владимир Владимирович, Тихонова Юлия Дмитриевна, Травкин Сергей Александрович (что подтверждается материалами дела).

В соответствии с представленной в ФАС России информацией ОАО "Соллерс" (вх. ФАС России N 30596 от 29.05.2012) и ООО "ДЦ УАЗ" (вх. ФАС России N 30203 от 28.05.2012) вышеперечисленные менеджеры действительно являлись сотрудниками ОАО "Соллерс", ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ".

ООО "ДЦ УАЗ" представило копии писем, "направленных менеджерами ООО "ДЦ УАЗ" по электронной почте дилерам в связи с их участием в госзакупках" (вх. ФАС России N 30225 от 28.05.2012). Этим же письмом ООО "ДЦ УАЗ" сообщило, что письма являются "информационным инструментарием" менеджеров для мониторинга торгов, информирования дилеров об аукционах, содержат рекомендации дилерам об участии и неучастии в аукционах и рекомендации "не вступления дилеров в обязательственные отношения с "серыми дилерами", рассылка писем была необходима ООО "ДЦ УАЗ" для "нормального планирования поставок".

В ходе заседания Комиссии 20 - 26.09.2012 представители ОАО "Соллерс", ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" факт рассылки писем также не отрицали. Согласно объяснениям представителей ОАО "Соллерс" ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" причинами рассылки указанных писем были следующие факторы: создание приоритета одного дилера перед другим дилером по территориальному признаку, недопущение конкуренции дилеров и создание благоприятной среды для возврата инвестиций дилеров (вх. ФАС России N 53431 от 26.09.2012).

В пояснениях ООО "ДЦ УАЗ" (вх. ФАС России N 53431 от 26.09.2012) и в ходе заседания Комиссии 26.09.2012 представители ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" сообщили, что "мониторинг торгов" и рассылка писем являлись составной частью торговой политики.

Процесс рассылки писем курировал Кобцев Валерий Александрович, который занимал в период с января 2006 г. по настоящее время руководящие должности в Группе лиц Соллерс, а также - в ОАО "Северсталь-Авто", что подтверждается выпиской из трудовой книжки, представленной ООО "ДЦ УАЗ" (вх. ФАС России N 30203 от 28.05.2012).

Сам В.А. Кобцев в период своей работы в ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" также рассылал письма, что подтверждается его электронной перепиской (Отчет N 6-12 об исследовании документов (информации), содержащихся на электронных носителях информации).

Согласно должностной инструкции руководителя Департамента продаж автомобилей УАЗ на внутреннем рынке ООО "ДЦ УАЗ" (вх. ФАС России N 30203 от 28.05.2012), руководитель обязан:

"п. 5.2. Определять и устанавливать оцениваемые параметры по уровню организации процессов продаж...";

"п. 5.6 Разрабатывать и устанавливать планы продаж. Ставить задачи по продвижению товара, контролировать исполнение планов продаж";

"п. 5.7. Разрабатывать меры и ставить задачи по достижению плановых показателей".

Указанная должностная инструкция (заверенная копия) с подписью В.А. Кобцева об ознакомлении представлена ООО "ДЦ УАЗ" в ФАС России письмом вх. ФАС России N 30203 от 28.05.2012.

Принимая во внимание длительное время работы В.А. Кобцева на руководящих должностях в компаниях Группы лиц Соллерс, возможность того, что его действия по рассылке писем в течение ряда лет и аналогичные действия менеджеров возглавляемого им департамента (отдела) продаж осуществлялись без ведома руководства компаний Группы лиц Соллерс, полностью исключается.

В результате анализа и сопоставления информации о торгах, речь о которых шла в письмах, разосланных в 2011 году, было установлено, что рассылка указанных писем привела к поддержанию цен на торгах.

В 2011 году Группой лиц Соллерс были разосланы письма, касающиеся торгов, объявленных в 28 субъектах Российской Федерации.

В том числе было разослано 53 письма, касающихся торгов по закупке техники для государственных и муниципальных нужд, проходивших в 19 субъектах Российской Федерации. Общая стоимость государственных контрактов, заключенных по результатам данных торгов, составила 279623347 (двести семьдесят девять миллионов шестьсот двадцать три тысячи триста сорок семь) рублей 00 копеек. Поведение дилеров в ходе этих торгов координировалось ООО "ДЦ УАЗ" через сотрудников: А.В. Булычев, Д.А. Гуськов, В.А. Кобцев, М.К. Мирзоян, В.А. Симоченков, В.В. Скворцов.

В 64% этих торгов принимал участие один хозяйствующий субъект - дилер, указанный в письме, и с ним был заключен государственный контракт по начальной (максимальной) цене.

В 7% торгов принимал участие хозяйствующий субъект - дилер, указанный в письме, и победил с незначительным снижением цены.

В 16% торгов принимал участие хозяйствующий субъект, не являющийся дилером, и победил.

В 13% случаях торги были признаны не состоявшимися.

Таким образом, из вышеуказанной информации возможно сделать вывод, что в подавляющем большинстве торгов (71%) победу одержал дилер, указанный в письме Группы лиц Соллерс, при этом в 64% торгов дилер являлся единственным участником, с которым согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контракт заключался по начальной (максимальной) цене (см. приложение - не приводится).

Также необходимо отметить, что помимо ущерба, понесенного государственными (муниципальными) заказчиками вследствие низкого уровня конкуренции на торгах, реализация вышеописанной схемы координации Группой лиц Соллерс своих дилеров, позволяла дилерам извлекать дополнительные доходы путем завышения начальных (максимальных) цен на торгах.

Это происходило вследствие того, что, формируя начальную цену на автомобили УАЗ, заказчик (организатор) торгов, как правило, ориентировался на сведения о стоимости, полученные от дилера УАЗ, который впоследствии участвовал в данных торгах и становился их победителем.

Сравнение начальных (максимальных) цен на автомобили УАЗ на торгах и существовавших в этот же период времени рыночных цен (в том числе рекомендованных розничных цен, установленных производителем) показало, что в абсолютном большинстве случаев цена на торгах была завышена. Только по торгам, перечисленным в Приложении, разница между рекомендованными розничными ценами, установленными производителем, и начальной (максимальной) ценой торгов составляет 19599737 (девятнадцать миллионов пятьсот девяносто девять тысяч семьсот тридцать семь) руб. 00 коп.

Также установлено, что в 2011 году Группа лиц Соллерс разослала не менее 14 писем, касающихся коммерческих торгов, победу на которых одержали указанные в письмах дилеры. Общая сумма контрактов, заключенных по их результатам, составляет не менее 71627018 (семьдесят один миллион шестьсот двадцать семь тысяч восемнадцать) рублей 00 коп.

Представители хозяйствующих субъектов, которые, не являясь дилерами, смогли победить в торгах, пояснили, что после победы на торгах они испытывали трудности с приобретением автомобилей УАЗ для исполнения государственных контрактов; им приходилось разрешать возникшие проблемы различными обходными путями, в том числе закупать технику в другом регионе на подставных юридических или физических лиц и так далее. Указанные факты подтверждаются материалами, представленными ООО "Аста" (вх. ФАС России N 41160 от 23.07.2012).

Таким образом, рассылка указанных писем и реализация установленных в них требований Группы лиц Соллерс по координации поведения дилеров в ходе торгов на поставку автомобилей УАЗ привели к тому, что:

количество компаний, не являющихся дилерами и желающих участвовать в торгах, было сведено до минимума в связи с отказом таким компаниям со стороны Группы лиц Соллерс и/или дилеров в поставке техники, являющейся предметом торгов;

подавляющее большинство торгов на поставку автомобилей УАЗ по максимальной (или близкой к максимальной) цене выигрывали дилеры Группы лиц Соллерс;

поставка техники иным победителям торгов Группой лиц Соллерс и/или дилерами не осуществлялась или была максимально затруднена.

В результате вышеописанных действий Группы лиц Соллерс по координации дилеров конкуренция на торгах была устранена или ограничена, что привело к поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

В соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции и на основании ответа, полученного от ОАО "Соллерс" (вх. ФАС N 17886 от 28.03.2012), ОАО "Соллерс", ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" не входят в группу лиц ни с одним из дилеров.

ОАО "Соллерс", ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" осуществляют (осуществляли) деятельность на рынке производства и оптовой торговли автомобилями. В частности, данные компании Группы лиц Соллерс не участвуют (не участвовали) в торгах.

Дилеры Группы лиц Соллерс осуществляют деятельность на рынке оптовой и розничной торговли автомобилями, в том числе посредством участия в различных конкурсных процедурах - торгах.

Следовательно, Группа лиц Соллерс и дилеры осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Координация Группой лиц Соллерс действий дилеров, являющаяся предметом рассмотрения в данном деле, имела место именно на рынке оптовой торговли автомобилями посредством различных конкурсных процедур - торгов.

Группа лиц Соллерс осуществляла действия по координации экономической деятельности дилеров на торгах в период с 23.10.2008 (дата первого обнаруженного в ходе проверок письма) по настоящее время.

В ходе рассмотрения дела, в частности, в пояснениях ООО "ДЦ УАЗ" (вх. ФАС России N 53431 от 26.09.2012) и в ходе заседания Комиссии 26.09.2012 года представители ОАО "Соллерс", ОАО "УАЗ" и ООО "ДЦ УАЗ" признали, что, рассылая письма и тем самым координируя поведение дилеров на торгах, они нарушали антимонопольное законодательство Российской Федерации, а также сообщили, что в настоящее время такие действия, в том числе рассылка писем, прекращены. Однако каких-либо подтверждений реализации данных намерений ответчиками не было предоставлено.

Таким образом, действия Группы лиц Соллерс, выразившиеся в координации экономической деятельности дилеров на торгах, нарушают часть 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, так как приводят к последствиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (поддержание цен на торгах).

В ходе рассмотрения дела 30.07.2012 ООО "ТД Соллерс" заявило ходатайство о прекращении в отношении ООО "ТД Соллерс" производства по делу (вх. ФАС России N 42763 от 30.07.2012).

Комиссией в рамках рассмотрения дела N 111/65-12 в действиях ООО "ТД Соллерс" не выявлено нарушений антимонопольного законодательства, так как ООО "ТД Соллерс" осуществляет деятельность по обеспечению дилеров запасными частями и не занимается реализацией автомобилей УАЗ.

На основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела N 111/65-12 в отношении ООО "ТД Соллерс" подлежит прекращению.

Аналогичные формы незаконной координации поведения дилеров на торгах уже были предметом рассмотрения антимонопольного органа, например, в ходе рассмотрения дела N 111/112-10. Законность решения антимонопольного органа по данному делу была подтверждена в двух судебных инстанциях.

Постановлением по делу от 14.03.2012 N 09АП-3198/2012 Девятый арбитражный апелляционный суд, в частности, установил:

"...20.04.2011 по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 111/112-10 ФАС России вынесено решение, которым ООО "..." признано нарушившим ч. 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем координации деятельности хозяйствующих субъектов, которая могла привести к последствиям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (поддержание цен на торгах) и п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (экономически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными покупателями).

ООО "..." определяло поведение дилеров на торгах, в том числе при поставке техники для государственных нужд...

Координирующая роль заявителя выражалась в том, что ООО "..." предварительно определяло для участия на торгах одного из дилеров. С целью информирования других дилеров об этих решениях общество рассылало им официальные письма, сообщая, кто из дилеров уполномочен участвовать в тех или иных торгах.

В случае если победителем на торгах оказывался иной участник (не являющийся дилером заявителя), ему под различными предлогами отказывалось в поставке техники, что приводило к срыву государственных контрактов...

Доказательством координации экономической деятельности дилеров со стороны ООО "..." являются письма, имеющиеся в материалах дела, направляемые в адрес дилеров с распоряжением о недопущении продажи техники сторонним организациям и об обязательном применении мер согласно дилерскому договору...

Таким образом, согласно представленным доказательствам, полученным в рамках проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО "...", заявителем была создана система, обеспечивающая реализацию спецтехники конкретному дилеру заявителя в границах определенной территории, а также обеспечивался контроль и применение санкций за неисполнение соответствующих требований...

Как усматривается из материалов дела, упомянутая координация экономической деятельности дилеров со стороны заявителя по своему содержанию является антиконкурентной деятельностью, которая законодательством запрещена, так как последствия такой координации фактически совпадают с последствиями осуществления хозяйствующими субъектами согласованных действий, ограничивающих конкуренцию...

Таким образом, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России правомерно установила в действиях общества нарушение ч. 3 ст. 11 Закон о защите конкуренции путем координации деятельности хозяйствующих субъектов, которая могла привести к последствиям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции (поддержание цен на торгах) и п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Изложенные обстоятельства, в их совокупности и взаимосвязи, свидетельствуют о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания ФАС России. В связи с этим вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленного обществом требования правомерен.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению и не допустил нарушения процессуального закона. Оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется".

Таким образом, судебная практика подтверждает правильность позиции ФАС России по квалификации подобных действий как координации экономической деятельности, запрещенной антимонопольным законодательством.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...