Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика выполнения задания по курсовой работе




Содержание

1.Оценка результатов имитационного моделирования. 3

2.Методика выполнения задания по курсовой работе. 5

3.Стратегическое планирование. 5

4.Значения результатывных показателей эффективности функционирования СМО по аналитической модели по вариантам стратегического плана. 8

5. Разработать и отладить имитационную модель в СИМ GPSS W... 12

6. Имитационное моделирование по вариантам стратегического плана. 14

7. Оценка однородности результатов ИМ  с результатами АМ параметрическими методами. 16

8. Корреляционный анализ результатов АМ и ИМ.. 37

9. Выводы.. 84

 



Задание на курсовую работу №17

Оценка результатов имитационного моделирования (ИМ) системы массового обслуживания (СМО) M/M/m c результатами аналитического моделирования (АМ)

1. Результативные показатели эффективности функционирования СМО приведены в таблице 1.

Таблица 1

 Код Обозначение Наименование переменной
1  р0  y1  Вероятность, что в момент поступления заявки СМО свободна
2  y2  Среднее количество заявок в очереди
3  y3  Среднее количество заявок в ОА
4  y4  Среднее количество заявок в системе
5  y5  Среднее время ожидания заявок в очереди
6  y6  Среднее время задержки заявок в ОА
7  y7  Среднее время пребывания заявок в системе
8  y8  Стандартное отклонение количества заявок в очереди
9  y9  Стандартное отклонение количества заявок в ОА
10  y10  Стандартное отклонение количества заявок в системе
11  y11  Стандартное отклонение времени ожидания заявок в очереди
12  y12  Стандартное отклонение времени задержки заявок в ОА
13  y13  Стандартное отклонение времени пребывания заявок в системе

 

2. Диапазоны изменения факторов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Код Наименование переменной Левая граница Правая Граница
1 Среднее время между поступлением заявок 80 120
2 Среднее время обслуживания одной заявки 50 70
3 m Количество ОА 1 5

 

Временные параметры распределены по экспоненциальному закону.

3. Составить стратегический план моделирования, состоящий из 15 вариантов: одной центральной точки, восьми точек плана полного факторного эксперимента (ПФЭ), шести звёздных точек.

4. Вычислить значения результативных показателей эффективности функционпрования СМО по аналитической модели по вариантам стратегического плана.

5. Разработать и отладить имитационную модель в СИМ GPSS W.

6. Провести ИМ СМО в СИМ по вариантам стратегического плана.

7. Оценить однородность результатов ИМ c результатами АМ. Средние

 значения оценить по разнице в процентах, по доверительному интервалу и по критерию Стьюдента. Дисперсии оценить по критерия Пирсона и Фишера.

8. Провести корреляционный анализ результатов ИМ, с результатами АМ

по: коэффициенту Фехнера, ранговому коэффициету корреляции Спирмена, ранговому коэффициету корреляции Кендалла, коэффициенту линейной корреляции, эмпирическому корреляционному отношению.

Пункты 7 и 8 выполнить по среднему времени ожидания заявки в очереди и пребывания заявки в системе.

9. Провести анализ полученных результатов и составить отчёт.

  Профессор кафедры АСОИУ                          И.М. Якимов

  9.02.2017 г.

Методика выполнения задания по курсовой работе

       1 пункт курсовой работы выполнен в задании на курсовую работу. В таблицу 1 дополнительно введён столбец обозначений результативных показателей эффективности функционирования СМО.  

   2 пункт курсовой работы в основном выполнен в задании на курсовую работу.В таблицу 2 дополнительно введён столбец обозначений факторов.

Требуется составить таблицу 3 соответствия реальных значений факторов ко-дированным, изменяющимся в диапазонах от -1 до +1.

  Таблица 3

Код Наименование фактора в кодированном виде Левая граница Среднее значение Правая граница
х1 –х3 Совпадает с названием фактора в натуральном виде -1   0   1  
Код Наименование фактора в натуральном виде Левая граница Среднее значение Правая граница
Х1 Среднее время между поступлением заявок 80 100 120
Х2 Среднее время обслуживания одной заявки 50 60 70
Х3 Количество ОА 1 3 5

 

Пункт 3 –стратегическое планирование

Стратегический план составляется в соответствии с допущением о виде уравнений регрессии математической модели. Если примем допущение, что уравнения регрессии нелинейные и нелинейность второй степени, то для получения зависимости вида:

y = b0x0+b1x1+b2x2+b3х3+b12x1x2+b13x1x3+ b23x2x3 +b123x1x2х3 +b11x12+b22x22+b33х32,                                                                                                                           (1)

Ввиду того, что в уравнение регрессии (1) входит11 переменных, то для их определения требуется провести имитационное моделирование (ИМ) не менее чем по 12 вариантам. При использовании в качестве ядра плана полного факторного эксперимента (ПФЭ) и дополнительного ИМ к нему в центральной точке и в пяти звёздных точках общее количество вариантов составит:

  N=1+2m+2k=1+23+2∙3=1+8+6=15.                           (2)

Матрица стратегического планирования для 7 факторов в кодированном виде приведена в таблице 4

Таблица 4

  Тип х0 х1 х2 х3 Тип х0 х1 х2 х3

Варианты

ЦТ 1 1 0 0 0

ЗТ

10 1 -1 0 0

ПФЭ

2 1 -1 -1 -1 11 1 1 0 0
3 1 1 -1 -1 12 1 0 -1 0
4 1 -1 1 -1 13 1 0 1 0
5 1 1 1 -1 14 1 0 0 -1
6 1 -1 -1 1 15 1 0 0 1
7 1 1 -1 1

 

         
8 1 -1 1 1          
9 1 1 1 1          

 

Пункт 4 - вычисление значений результативных показателей эффектив-ности функционирования СМО по аналитической модели по вариантам стратегического плана производится по готовым формулам, приведённым в СМО от Кирпичникова. 

 

 

Модель М/М/m

Вычислим значений результативных показателей эффективности функционирования СМО на примере центральной точки, т.е. факторы принимают следующие значения:

 

1. Вероятность, что в момент поступления заявки СМО свободна

 

Среднее время между поступлением заявок     =100

Среднее время обслуживания одной заявки     = 60

Количество ОА   m =3

 

Интенсивность поступления транзактов в систему:

Интенсивность обслуживания транзактов в ОА:

Приведённая плотность поступления транзактов в систему:

Вероятность отсутствия транзактов в системе:

Вероятность ожидания:

Среднее количество транзактов в обслуживающих аппаратах:

 Среднее количество транзактов в очереди.       

Среднее количество транзактов в системе:

Проверка:

Среднее время обслуживания транзактов в ОА:

Среднее время пребывания транзактов в системе:                                                                 

Среднее время ожидания транзактов в очереди:                                                                

Проверка:

Условие выполняется.

Дисперсия количества транзактов в ОА:  

.

Стандартное отклонение количества транзактов в ОА:               

Дисперсия количестватранзактов в очереди:

Стандартное отклонение количества транзактов в очереди:               

.                                                                                                                                                  

Дисперсия количестватранзактов в системе:   

Стандартное отклонение количества транзактов в системе:               

Дисперсия времени обслуживания транзактов в ОА:

Стандартное отклонение времени обслуживания транзактов в ОА:

Дисперсия времени ожидания транзактов в очереди:

 Стандартное отклонение времени ожидания транзактов в очереди:

 

Дисперсия времени пребывания транзакта в системе:

.

 Стандартное отклонение времени пребывания транзактов в системе:

 

Ввиду того, что количество транзактов в очереди зависит от количества транзактов на обслуживании требуется эту связь оценить количественно по ковариации:

Отметим, что ковариация времени ожидания и времени обслуживания равна нулю так как эти переменные независимы друг от друга.

  Должны выполняться следующие равенства:ё

Все вычисления выполнены с помощью Excel.

 

Основные результаты аналитического моделирования приведены в таблице 5.1

Таблица 5.1 – Основные результаты аналитического моделирования СМО М/М/3

Код Наименование АМ  
1 Среднее количество транзактов в ОА 0,6
2 Среднее количество транзактов в очереди 0,0062
3 Среднее количество транзактов в системе 0,6062
4 Среднее время обслуживания транзактов в ОА 59,88
5 Среднее время ожидания транзактов в очереди 0,617
6 Среднее время пребывниятранзактов в системе 60,5
7 Стандартное отклонение времени обслуживания транзактов в ОА 60
8 Стандартное отклонение времени ожидания транзактов в очереди 8,546
9 Стандартное отклонение времени пребывания транзактов в системе 60

 

 


Таблица 5.2.  Результаты аналитического моделирования.

 

Код В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10 В11 В12 В13 В14 В15
1 0,6 0.625 0.42 0.875 0.58 0.625 0.42 0.875 0.5833 0,75 0,5 0,5 0,7 0.6 0.6
2 0,0062 1.04 0.2976 6.125 0.82 0.006 0.003 0.0005 0.0008 0,015 0,003 0,003 0,01 0.9 0.00005
3 0,6062 1.665 0.7176 7 1.4 0.625 0.417 0.8755 0.58338 0,765 0,503 0,503 0,71 1.5 0.60005
4 60 50 50 70 70 50 50 70 70 60 60 50 70 60 60
5 0,616 83.3 35.71 490 98 0.006 0.0008 0.037 0.006 1,18 0,364 0,303 1,12 90 0.006
6 60,616 133.3 85.71 560 168 50.006 50.0008 70.037 70.006 61,18 60,364 50,303 71,12 150 60.006
7 60 50 50 70 70 50 50 70 70 60 60 50 70 60 60
8 5,52 123,4 69,62 555,61 152,722 0,127 0.018 1,114 0,179 7,84 4,2 3,47 8,2 137,5 0,15
9 60.3 50 50 70 70 50 50 70.01 70 60.51 60.14 50.12 70.5 60 60

  Пункт 5. Разработать и отладить модель в СИМ GPSS W

Структурная схема системы массового обслуживания с экспоненциальным входным потоком и обслуживанием и с количеством обслуживающих аппаратов, равным m, приведена на рис.5.1.

Рис.5.1. Структурная схема СМО М/М/m

Здесь требуется привести программную модель на языке GPSS W и отчёт по результатам моделирования первого варианта.

Результаты имитационного моделирования по результатам стратегического планирования при прогоне 10000 транзактов для СИМ GPSS W приведены в таблице 6.






Пункт 6. Имитационное моделирование по вариантам стратегического плана

Таблица 6. Результаты ИМ в GPSS W

 

Код В1 В2 В3 В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10 В11 В12 В13 В14 В15
1 0,6180 0.606 0.359 0.7781 0.512 0.6247 0.4152 0.8731 0.5830 0,7739 0,5056 0,5056 0,7212 0.7282 0.6016
2 0,005 0.98 0.2888 6.4523 0.7747 0.0005 0.0004 0.0007 0.0009 0,012 0,002 0,002 0,008 0.9469 0.0011
3 0,623 1.586 0.6478 7.2304 1.2867 0.6252 0.4156 0.8738 0.5839 0,7859 0,5076 0,5076 0,7292 1.6751 0.6027
4 60,2546 49.9580 50.1965 70.6935 70.3127 50.1139 50.1045 70.3085 70.1381 60,2507 60,1589 50,1325 70,3821 60.7585 60.1120
5 0,6986 79,96 35,268 522,16 94,5402 0,0009 0,003 0,01305 0,0015 1,287 0,3619 0,302 1,2136 96,52 0,0108
6 60,9532 129,918 85,4645 592,8535 164,8529 50,1148 50,1075 70,32155 70,1396 61,5377 60,5208 50,4345 71,5957 157,2785 60,1228
7 58,758 49.35 49.03 69.64 69.688 48.781 48.769 68.74 68.644 58,924 58,73 48,778 68,98 59.73 58.69
8 4,5 119,5 60,5 539,62 146,58 0,098 0,041 0,95 0,098 5,61 3,71 3,59 5,67 132,02 0,1
9 58,758 49.35 49.03 69.64 69.688 48.781 48.769 68.74 68.644 58,924 58,73 48,778 68,98 59.73 58.69

Пункт 7.Оценка однородности результатов ИМ, полученных в СИМ Arena с результатами АМ параметрическими методами.

Самый простой метод параметрической оценки результатов ИМ – оценка их различия от результатов АМ, выраженное в процентах: 

                   (1)

       где уij* - оценка i-го параметра, определённая по результатам ИМ для j-го генератора случайных чисел;

             yi - значение i-го параметра, вычисленное по результатам АМ.

    Просчитаем параметрическую оценку результатов параметра «Среднеевремя ожидания в очереди» для 1-го варианта для СИМ «Arena» И АМ:

   

Таблица 7.1. Результаты сравнения АМ и ИМ по параметру «Среднее время ожидания в очереди» в процентах.

  АМ ИМ Разница в %
В1 0,616 0,6986 13,40909
В2 83.3 79.96 4,0096
В3 35.71 35.268 1,23775
В4 490 522.16 6,563265
В5 98 94.5402 3,53041
В6 0.006 0.0986 85
В7 0.0008 0.025 212,5
В8 0.037 0.4305 16,35135
В9 0.006 0.115 91,66667
В10 1,18 1,287 9,067797
В11 0,364 0,3619 0,57692
В12 0,303 0,302 0,33003
В13 1,12 1,2136 8,357143
В14 90 95.52 6,133333
В15 0.006 0.108 80

Итого:

+5

-10

 

    Результаты сравнения считаются удовлетворительными, если разница ИМ и АМ не превышает 5%.

Удовлетворительные оценки для результатов ИМ и АМ получены по 5 тестам из 15, что составляет 33%.

Посчитаем среднюю разницу в процентах для параметра «Среднее время ожидания в очереди»: 23,6397818%.

              Пример расчета параметрической оценки результатов для параметра «Среднее время пребывания в системе» для 1-го варианта для ИМ и  АМ:

   

    Результаты оценки разности параметра «Среднее время пребывания в системе» для ИМ и АМ для 15 вариантов приведены в таблице 7.2.

Таблица 7.2. Результаты сравнения АМ и ИМ по параметру «Среднее время пребывания в системе» в процентах.

  АМ ИМ Разница в %
В1 60,616 60,9532 0,556289
В2 133.3 129,918 2,537134
В3 85.71 85,4645 0,286431
В4 560 592,8535 5,866696
В5 168 164,8529 1,873274
В6 50.006 50,1148 0,217574
В7 50.0008 50,1075 0,213397
В8 70.037 70,32155 0,406285
В9 70.006 70,1396 0,190841
В10 61,18 61,5377 0,584668
В11 60,364 60,5208 0,259757
В12 50,303 50,4345 0,261416
В13 71,12 71,5957 0,66887
В14 150 157,2785 4,852333
В15 60.006 60,1228 0,194647

Итого:

+14

-1

 

    Результаты сравнения считаются удовлетворительными, если разница не превышает величину в 5%.

Удовлетворительные оценки  по параметру «Среднее время пребывания в системе» получено по 14 тестам из 15.

Посчитаем среднюю разницу в процентах  для параметра «Среднее время пребывания в системе»: 1,264640822%.

    Полученные результаты будем считать удовлетворительными.

    По показателю «Среднее время пребывания в системе» получены лучшие результаты, примерно меньше в 10 раз, чем результаты по параметру «Среднее время ожидания в очереди». Это связано с тем, что результаты параметра «Среднее время ожидания в очереди» в основном составляют сотые части от единицы. Из-за столько малых величин различие даже на сотую часть покажет отличие в несколько процентов. В то время, как результаты параметра «Среднее время пребывания в системе» варьируются в интервале от 10 до 60 и различие в несколько сотых долей покажет несущественную разницу в процентах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...