Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эластичность спроса и предложения.




На характер устойчивости равновесия влияет такой важный фактор, как эластичность.

Эластичность – это степень скорости реагирования одной экономической переменной в зависимости от изменения другой.

Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

EDp ;    ESp ,где

EDp – эластичность спроса по цене;

ESp – эластичность предложения по цене;

D – изменение спроса;

S – изменение предложения;

Р – изменение цены.

· Абсолютно неэластичный спрос или предложение: E = 0 (абсолютно полная нечувствительность к изменению цены).

· Абсолютно эластичный спрос или предложение: E =  (абсолютно полная чувствительность к изменению цены).

· Единичная эластичность: E = 1 (при изменении цены товара на 1% спрос или предложение соответственно также изменяются на 1%).

· Эластичный спрос или предложение: E > 1 (повышенная реакция на изменение цены). При эластичном спросе, 1% изменение цены вызывает изменение объема продаж более чем на 1%.

· Неэластичный спрос и предложение: E < 1 (пониженная реакция на изменение цены). При неэластичном спросе, 1% изменение цены вызывает изменение объема продаж менее чем на 1%.

Q
D1 – совершенно эластичный спрос;   D2 – совершенно неэластичный спрос  
0
P
Е = 0
Е = ∞
D1
D2

 

 


Рис.7Кривые абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса

 

 

На эластичность спроса влияют следующие факторы:

• Наличие заменителей (больше заменителей - Е↑);

• Удельный вес товара в бюджете потребителя (больше вес - Е↑);

• Размер дохода (доход больше - Е↓);

• Степень необходимости товара покупателю (жизненно необходимый или предмет роскоши);

• Размеры запаса (больше запас - Е↑);

Коэффициент перекрестной эластичности, показывает зависимость спроса на товар х от изменения цены на товар y, причем товары x и y должны быть либо субститутами, либо комплементарными друг другу, поскольку по независимым товарам коэффициент перекрестной эластичности равен нулю:

E XY= , где

E XY – коэффициент перекрестной эластичности на товары x и y.

QX – объем спроса на товар х;

ΔQX – изменение объема спроса на товар х;

PY – цена товара y;

ΔPY – изменение цены товара y.

При этом если E XY > 0 – то товары, по которым рассчитывается перекрестная эластичность являются субститутами, а когда E XY < 0 – товары считаются комплементарными друг другу.

Эластичность спроса можно рассчитать не только по фактору цены, но и по доходу. В этом случае может возникнуть отрицательная эластичность, так как рост доходов населения, как правило, приводит к сокращению потребления товаров низкого качества.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.

На эластичность предложения влияют два основных фактора:

• Возможность увеличения производства (есть ресурсы - Е↑);

• Промежуток времени, необходимый для реагирования на изменение цены (за короткий промежуток реализация близка к 0, за длинный – повышается).

Теория эластичности применяется не только в анализе работы фирм, но и при формировании налоговой системы правительством. С помощью налогов государство не только наполняет бюджет, но и оказывает влияние на систему национальных рынков. В этом случае регулируется как устойчивость рыночного равновесия, так и распределение налогового бремени между производителями и потребителями.

 


Конкуренция и ее виды.

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») — борьба, соперничество в какой-либо области. В экономике под конкуренцией понимают соперничество между хозяйствующими субъектами за лучшие условия производства, покупки и продажи товаров, работ, услуг (далее – товаров). Именно конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, а также уравновешивающей рыночные цены.

Следующее определение конкуренции, содержится в ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Конкуренцию можно классифицировать по следующим признакам:

1) по масштабу (индивидуальная; местная; национальная; международная);

2) по отраслевой принадлежности (отраслевая; межотраслевая); Отрасль – это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. Внутриотраслевая конкуренция возникает, когда фирмы производят идентичные товары (оказывают или выполняют услуги, работы) и/или предъявляют спрос на однородные, специфичные для данной отрасли ресурсы. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями различных отраслей.

3) по характеру развития (свободная; регулируемая);

4) по методу ее ведения (ценовая; неценовая).

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров (оказание услуг, выполнение работ. Дале - товар) по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Ценовая конкуренция ведется с целью завоевания рынка и достижения лучших условий сбыта товара. Снижение цены возможно за счет уменьшения прибыли, либо за счет снижения издержек, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Крупный производитель может направлять ресурсы на развитие или приобретение новых технологий, которые позволят снизить издержки производства, что редко доступно мелкому производителю, т.к. финансировать научные разработки – это дорого, долго и рискованно.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества, дизайна, достигаемых благодаря техническому превосходству, рекламе, дополнительному сервисному обслуживанию.

Принято считать, что чем меньше воздействие отдельных фирм на цену товара, тем более конкурентным является рынок.

 

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

На рынке совершенной конкуренции формирование цены происходит под воздействием следующих условий функционирования рынка:

1. Отрасль должна быть представлена достаточно большим количеством продавцов – фирм и индивидов, которые предлагают однородный стандартизированный продукт множеству покупателей. Следовательно, доля каждого отдельного производителя в общем объеме производства отрасли незначительна. Поэтому любой продавец в таких условиях воспринимает рыночную цену на выпускаемую продукцию, как экзогенно (внешне) заданную рынком величину, и не в состоянии повлиять на нее.

2. Продавцы и покупатели независимы между собой, исключается возможность каких-либо соглашений между ними по контролю рынка. Продавцы и покупатели не могут договариваться об уровне цены, квотах, т.е. определять долю отдельной фирмы в общем объеме производства или сбыте товара.

3. Отсутствие каких-либо ограничений для перелива капитала из одной отрасли в другую и, следовательно, абсолютная мобильность факторов производства, в частности, взаимозаменяемость труда и капитала.

4. Совершенное знание рынка, как покупателями, так и продавцами, что предполагает свободный доступ всех экономических агентов к информации о ценах, используемых технологиях и вероятной прибыли, полную осведомленность о происходящих на рынке событиях. Это положение предполагает отсутствие асимметрии информации, когда отдельные участники рынка, имеющие доступ к информации, могут извлекать выгоду в течение периода времени, пока доступ к этой информации не получат остальные участники рынка.

5. Отсутствие транспортных издержек, их равная величина для всех продавцов в расчете на единицу продукции.

6. Рациональное поведение, т.е. покупатели и продавцы стремятся свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды.

Очевидно, что совокупность перечисленных выше условий функционирования рынка не может быть в полной мере реализована на практике, поэтому рынок совершенной конкуренции – теоретическая модель, позволяющая изучить принципы функционирования рыночного механизма, исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию.

В наибольшей степени признакам совершенной конкуренции отвечают рынки различных видов сельскохозяйственной продукции (пшеница, рис, кукуруза, молоко, яйца и т.д.).

 

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ

Под чистой или абсолютной монополией принято понимать рыночную структуру, которая характеризуется; следующими признаками:

1. существует единственный производитель данного товара, который олицетворяет собой отрасль;

2. производимая продукция уникальна в том смысле, что она не имеет близких заменителей – товаров-субститутов;

3. доступ новых производителей в данную отрасль закрыт посредством технических, финансовых, юридических и экономических преград.

4. единственный производитель сам определяет рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.

Существующие качественные разновидности монополий связаны со следующими объективными причинами:

-наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса порождает так называемую сырьевую монополию;

-государственное регулирование в интересах общества экономического спроса некоторых товаров – табака, алкоголя, оружия, наркотических и психотропных веществ и др. – создает условия для возникновения государственной или административной монополии;

-экономическая нецелесообразность конкуренции; если производство продукции одной фирмой обеспечивает весь рыночный спрос на какой-либо товар или услугу с меньшими средними издержками, чем, если бы несколько фирм поставляли на рынок точно такое же количество данной продукции – приводит к образованию естественной монополии. Естественная монополия возникает при капиталоемком производстве, т.е. порождается технологией со значительным объемом постоянных издержек производства (подробно виды издержек рассмотрены в Теме № Издержки…). Разделение выпуска между 2 и большим количеством фирм привет к тому, что существующий рыночный спрос распределится между несколькими фирмами, и производство каждой фирмой будет меньшим. Сокращение объемов производства увеличит средние издержки, т.к. понесенные затраты фирмы будут включать в стоимость меньшего количества продукции. Естественная монополия эффективна в отраслях коммунального хозяйства и технической инфраструктуры территорий, в общественном транспорте, снабжении электроэнергией, водой, газом, услугами связи и т.д.

Помимо перечисленных разновидностей монопольных объединений, распространенной и устойчивой является искусственная монополия, возникающая на базе обладания патентами, авторскими правами и лицензиями, полученными от правительства, а также собственности на все предложения какого-либо производственного ресурса

Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода (ренты), что может быть достигнуто посредством контроля над ценой и/или объемом производства на рынке. Это приводит к формированию монопольной цены, обеспечивающей получение сверхнормальной прибыли.

Монополии, возникшие путем слияния нескольких компаний, имеют разные организационные формы.

Картель – монопольное объединение нескольких фирм, договорившихся о квоте (количестве) выпускаемой продукции, разделе рынков сбыта, условиях продаж, ценах, сроках и формах расчетов. При этом предполагается сохранение производственной и коммерческой самостоятельности объединяющихся фирм.

Синдикат – монопольное объединение нескольких фирм с целью организации совместного сбыта производимой однородной продукции, через единую торговую сеть при сохранении производственной и юридической самостоятельности, но с утратой коммерческой независимости объединившихся фирм.

Трест – монопольное объединение нескольких фирм на основе создания единой собственности, производства, сбыта продукции. При этом все участники треста полностью утрачивают свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Для треста характерно объединение предприятий, которые не только производят однородную продукцию, но и связанных между собой технологическим циклом производства.

Концерн – монопольное объединение нескольких промышленных, финансовых и торговых фирм, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных единому финансовому контролю господствующей в объединении группы.

Конгломерат – монопольное объединение нескольких фирм, при котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании разных отраслей, не имеющие между собой производственной и технологической связи, создающееся на временной основе для достижения определенных целей или реализации какого-либо проекта.

 

Конкуренция может отсутствовать не только на стороне продавцов в виде монопольного предложения, но и на стороне спроса, когда единственный покупатель диктует объем продаж и цену. Такая разновидность монополии называется монопсонией.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом, возникает так называемая двусторонняя монополия.

Экономическая роль монополии носит двойственный характер.

Положительная сторона заключается в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и стремясь получить большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия в долгосрочном временном интервале теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая эти обстоятельства, государство старается противостоять монополизации экономики, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством достижения этого служит антимонопольное законодательство, позволяющее поддерживать государству равновесие между конкуренцией и монополией.

        

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОЛИГОПОЛИИ

В современных условиях понятие монополии распространяется не только на чистую монополию с единственным продавцом или покупателем, но и на более сложную структуру – олигополию, под которой понимаются совместные действия по установлению контроля над ценой на рынке нескольких крупных фирм.

Олигополии присущи следующие основные черты:

- небольшое количество, в пределах одного или двух десятков, продавцов на рынке, так как вступление фирм в рынок возможно, но существенно затруднено посредством технических, финансовых, юридических и экономических преград;

- контроль над ценами не носит всеобъемлющего характера, но он весьма существенен, цены, как правило, устанавливаются на основе принципа лидерства;

- конкуренция внутри олигополии носит преимущественно неценовой характер.

 Каждый олигополист, определяя линию своего экономического поведения, должен учитывать поведение, как потребителей своей продукции, так и конкурентов, ответная реакция которых на его действия может быть неоднозначна. Поэтому олигополисты обречены на ведение неценовой конкурентной борьбы: реклама, дифференциация товара, повышение его качества. Борьба может принимать агрессивный характер типа промышленного шпионажа и ценовых войн. Ценовые войны представляют собой вытеснение конкурентов за счет последовательного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, предлагающих аналогичные товары.

Война цен выгодна потребителю, который получает возможность приобретать товары по более низким ценам, что сокращает прибыли олигополистов. Поэтому, во избежание потери прибыли в результате ценовой войны, олигополисты стараются прийти к соглашению о фиксации цен и разделе рынков. Однако, сговор олигополистов подпадает под антимонопольное законодательство, и, таким образом, преследуется государством. Следует отметить, что в период ценовых войн потребитель выигрывает только в краткосрочном периоде, т.к. в долгосрочном периоде фирма, победившая в ценовой войне и вытолкнувшая с рынка конкурентов, получает преимущества монополиста по контролю объемов производства и установлению цен. Получив монопольную власть на рынке, фирма, как правило, возвращает потерянный в ходе ценовой войны объем прибыли, устанавливая монопольно высокую цену.

Различают два типа олигополии: чистую и дифференцированную. Чистую олигополию образуют фирмы, производящие однородный продукт (нефть, сталь, цемент и т.д.), дифференцированную олигополию образуют фирмы, производящие дифференцированную продукцию (автомобили, металлообрабатывающие станки и т.д.).

Если рынок равномерно распределен между несколькими крупными олигополистами, возникает симметричная олигополия. Если же отрасль представлена одним очень крупным производителем и большим количеством мелких и средних фирм, то имеет место асимметричная олигополия. Если на рынке всего лишь два конкурента, то такой частный случай олигополии называется дуополией.

Зеркальным отражением олигополии является олигопсония – рыночная структура, предполагающая на стороне спроса нескольких покупателей.

 

РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Монополистическая конкуренция – структура рынка, для которой характерна неценовая конкуренция. На рынке действуют в большом количестве продавцы и покупатели, характерна широкая дифференциация (разнообразие) выпускаемой продукции.

Дифференциация продукции каждым производителем достигается за счет создания условий постоянной доступности товара для покупателей, повышения качества продукта, разнообразия упаковки, условий продаж, выгодного месторасположение магазина, высокого уровня сервиса, рекламы, торговых знаков и марок и т.п. В результате каждый производитель, с одной стороны, обладает монополией на свой дифференцированный продукт, а с другой – подвергается конкуренции со стороны производителей, изготовляющих товары-заменители.

Монополистический конкурент занимает свою нишу на рынке, предлагая дифференцированный товар, т.е. производит по сути такую же продукцию, что и конкуренты, но с отличительными особенностями. Фирма создает свой сегмент, сокращая доли других участников рынка. Рыночный спрос распределяется между большим количеством продавцов, что приводит к увеличению издержек производства, т.к. фирмы включают затраты в стоимость меньшего количества продукции. В результате цена товара повышается, что можно воспринимать как своеобразную плату за большое разнообразие выпускаемой продукции. 

Рынок монополистической конкуренции характерен для предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, легкой и пищевой промышленности, кинотеатров и т. д.

 

Контрольные вопросы по теме №4

1. Что выражает закон спроса?

2. Что выражает закон предложения?

3. Как достигается равновесие на рынке товаров?

4. Какая ситуация складывается на рынке, если рыночная цена выше равновесной?

5. Какая ситуация складывается на рынке, если рыночная цена ниже равновесной?

6. Какие виды эластичности вы знаете?

7. Какие факторы влияют на эластичность спроса и эластичность предложения?

8. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, доходу, с низкой эластичностью по цене.

9. Какие виды конкуренции вы знаете?

10. Дайте определение каждой из рыночных структур: совершенной конкуренции; монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

 

Литература

 

1.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. Гл. 7,14.

2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.:Инфра-М, 2003. Гл. 4,25,26,27,28.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010, 576 с.

4. Основы экономической теории: Учеб.пособие. Ч.1 / В.Н. Волович, В.М. Васильцова, И.Б. Сергеев, С.А. Тертышный, Н.Ю. Кирсанова, О.М. Ленковец. - СПб: изд. СПГГИ (ТУ) им. Г.В. Плеханова, 2007, 92 с.

5.Самуэльсон П., Нордхауз В.: Пер.с англ.: 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Гл.3,4,8,9,10.

6.Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. – СПб.: Питер, 2008. Гл.2,3,7,8,9,10,11.

7.Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2012. Гл. 3,8,9.

8.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2008. Гл. 13, §2, 3, 5, Гл. 15, §1,2.

 

 

Основы предпринимательства

Современный рынок нельзя понять, не изучая главных действующих лиц и происходящих здесь процессов - фирм, их организацию и поведение в разных обстоятельствах.

Особенность общеэкономического содержания предпринимательства состоит в том, что в нем заключены различные стороны хозяйственной деятельности. Поэтому оно предстает как экономическая категория, метод хозяйствования и тип экономического мышления (поведения).

Исходным пунктом в характеристике предпринимательских отношений является установление субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть отдельные частные лица. Они выступают посредством организации единоличного производства. Предпринимательство может осуществляться группой людей, которые связаны между собой договорами и экономическими интересами. Объединение партнеров позволяет решать задачи более крупного масштаба по сравнению с индивидуальным предпринимательством. Субъектами коллективного предпринимательства выступают ассоциации: акционерные общества (АО), арендные коллективы, кооперативы. Также субъектом предпринимательства в некоторых случаях выступают трудовые коллективы, например в организации арендаторов. В данном случае последняя выступает в такой юридической форме как объединение партнеров. Наконец, субъектом предпринимательства может быть и государство в лице соответствующих органов.

Главное в предпринимательстве - это способность выявить возможности для ведения бизнеса и умениеим воспользоваться. Предприниматель является центральной фигурой в бизнесе. Во-первых, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в едином хозяйственном процессе. Во-вторых, у предпринимателя зарождается первоначальный толчок к производству. В-третьих, он изыскивает средства для претворения в жизнь своей идеи. Как руководитель производства он является составной частью совокупного работника, и у него не меньше прав на произведенный продукт, чем у рабочего.

Деятельность предпринимателя имеет не только индивидуальную, но и общественную ценность в стремлении получить максимальную прибыль, применяя для этого опыт и определенный арсенал методов, предприниматель организует изучение потребностей общества и их удовлетворение.

В рыночной экономике именно предприниматель должен первым угадать, какие товары и услуги завтра потребуются покупателю. В силу этого труд предпринимателя участвует в создании продукции и поэтому предпринимательство выступает как один из факторов производства.

Как метод хозяйствования предпринимательство характеризуется следующими чертами:

1. Самостоятельность и независимость хозяйственных субъектов. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по каким ценам продавать - все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

2. Экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов. Известно, что предприниматель преследует цель получить максимальную прибыль. Особенность деятельности хозяйствующего субъекта в рыночной экономике заключается в том, что, преследуя свои особые интересы, он в конечном счете "невидимой рукой" направляется к достижению общих целей, работает на общество.

3. Постоянный риск и ответственность. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. При самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Что касается ответственности, то она, как правило, конкретна и выражается в соответствующих показателях.

В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предполагаемыми и действительными затратами. Если цены товаров не возмещают предпринимателю затрат, это значит, что либо он не сумел эффективно организовать свою деятельность, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Таким образом, необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держит предпринимателя в напряженном состоянии.

Предпринимательство как тип экономического мышления представляет собой совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет способность подчинить деятельность достижению единой цели, идеала, объединяющего многих людей.

Точное определение идеалов корпорации - то, на чем во многом основан весь бизнес. Выбранная цель позволяет соизмерить с ней возможности, удовлетворить стремления и замыслы. Необходимое условие достижения поставленной цели - точный расчет. Поэтому первостепенное значение имеют оперативно ведущиеся сбор, обработка и использование информации. Таким образом, в обобщенном виде предпринимательство можно определить как инициативную, связанную с риском деятельность субъекта хозяйствования, осуществляющего новые комбинации с целью реализации своих идей к достижения социально-экономического эффекта.

Предпринимательство может быть совершенным и несовершенным, т.е. оно зависит от характера и масштабов развития рыночных отношений. Одним из проявлений степени совершенства его является способ организации (стихийный или организованный). Например, признаком совершенства предпринимательства является его соответствие законодательству страны.

Бизнес, в отличие от предпринимательства, - более широкое понятие. Бизнес рассматривают как систему деловых отношений между участниками дела. Как системное явление бизнес обладает, во-первых, собственным внутренним импульсом развития - конкуренцией;

во-вторых, системой обеспечения и воспроизведения в виде прямых связей субъектов деловых отношений;

в-третьих, инфраструктурой - биржами, банками, информационными системами;

в-четвертых, системой управления - менеджментом;

в-пятых, системой изучения партнеров и потребителей - маркетингом;

в-шестых, системой оценки деятельности в виде денег.

Таким образом, бизнес - это саморегулирующаяся система рыночной экономики.

Современное рыночное хозяйство отличается многообразием форм предпринимательской деятельности и, соответственно, типов фирм. Их сложное взаимодействие, разнообразие стратегий конкурентной борьбы и придает в конечном счете гибкость всей рыночной экономике. Организационной единицей бизнеса является фирма или компания. Это самое общее название любой производственной или коммерческой ячейки предпринимательства, независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности. Таким образом, фирма - это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме.

В настоящее время только в странах с развитым рыночным хозяйством действует несколько десятков миллионов фирм. Исторический опыт хозяйствования породил различные формы и способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков:

1) виду хозяйственной деятельности;

2) формам собственности;

3) количественному критерию;

4) по национальной принадлежности и контролю.

5) по отраслевой принадлежности;

6) территориально-национальным масштабам. Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательными установлениями соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования и ликвидации фирмы.

Выбор статуса фирмы зависит от способа формирования капитала (личный, паевой, акционерный, государственный, иностранный), от субъекта принятия управленческих решений (собственник, учредитель, собрание учредителей или пайщиков, государство, иностранный компаньон), от форм распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю, рента, платежи).

Собственность.

Собственность – это сложное общественное явление, которое в экономическом смысле подразумевает сложившиеся отношения между людьми в части присвоения и использования полезных благ.

Согласно теории прав собственности, феномен собственности возникает из проблемы относительной редкости или ограниченности ресурсов. Собственность, писал Карл Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Таким образом, отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными словами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издержки очень высоки. Хорошо известно, что владельцы домов в районах с высоким уровнем преступности отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую ценность этой собственности к нулю.

Экономическая связь «присвоение – отчуждение» юридически может быть закреплена в разной степени:

· правом владения, т.е. исключительным физическим контролем над благом, обладанием им;

· правом пользования – возможностью извлекать для себя полезные свойства блага;

· правом распоряжения, т.е. решать дальнейшую судьбу блага, кто, как и на каких условиях будет его использовать в дальнейшем.

· право на доход.

Экономическое отношение собственности существует только там, где собственность служит источником дохода. Если его нет, то экономически собственность не реализуется, хотя юридическое право собственности может иметь место.

При этом для возникновения отношений собственности необходимо правообладание всеми тремя указанными правомочиями. Право владения и право пользования, взятые вместе, формируют право аренды.

Закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами называется спецификацией прав собственности.

Система отношений собственности образует фундамент финансовых и экономических связей в областях производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Она порождает у людей экономические интересы.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности:

частную. В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды.

общественную. Собственность различных некоммерческих негосударственных организаций. Например, фондов, церкви.

государственную. Исключительные права принадлежат государству, или точнее, тем, кто его контролирует.

общая собственность или «свободный доступ» (никак не определенная собственность). Порождает проблему, которая называется «трагедия общин». Этим термином обозначается тенденция к хищническому использованию ресурса.

Эти базисные режимы прав собственности могут сосуществовать в самых различных сочетаниях в разных странах. В России в ходе приватизации было создано много фирм со смешанной государственно-частной формой собственности.

Формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется следующими методами:

Национализация – это переход частной собственности на основные объекты хозяйства в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация;

Приватизация – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может носить скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация – представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенного ранее выкупа собственности у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию на основе рыночных механизмов.

В результате разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной; во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования и начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Контрольные вопросы по теме №5

1. Дайте определение предпринимательства.

2. Какими чертами характеризуется предпринимательство, как метод хозяйствования.

3. Что лежит в основе хозяйственного риска?

4. Дайте определение собственности.

5. Какими правомочиями обладает собственник?

6. Что такое спецификация прав собственности?

7. Назовите типы и формы собственности.

8. Что такое разгосударствление?

9. В чем цель приватизации?

10. Что такое национализация?

 

Литература

1.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2008. Гл. 10,11.

2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.:Инфра-М, 2003. Гл. 23.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010, 576 с.

4. Основы экономической теории: Учеб.пособие. Ч.1 / В.Н. Волович, В.М. Васильцова, И.Б. Сергеев, С.А. Тертышный, Н.Ю. Кирсанова, О.М. Ленковец. - СПб: изд. СПГГИ (ТУ) им. Г.В. Плеханова, 2007, 92 с.

5.Самуэльсон П., Нордхауз В.: Пер. с англ.: 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Гл. 5,6.

6.Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. – СПб.: Питер, 2005. Гл. 4,5.

7.Симкина Л.Г. Экономическая теория: Ученое пособие. –СПб: Питер, 2012. Гл. 4,5,6.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...