Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок, его механизм и функции




Рыночная экономика – это совокупность отношений между собственниками, регулируемых, в основном, объективными экономическими законами воспроизводства в условиях конкуренции и свободно формирующихся цен.

Рынок– это экономическая форма обмена продуктами, ресурсами, которые выступают в качестве товаров и когда производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

На рынке происходит взаимная передача прав собственности. Такая передача прав осуществляется в виде сделок – трансакций, что приводит к возникновению особых издержек – трансакционных.

Рынки можно классифицировать по различным признакам:

- экономическому предназначению продукта (рынок потребительских товаров, ресурсов);

- масштабу (локальный, национальный, мировой);

- степени ограничения конкуренции (монопольный, свободный);

- легальности (легальный, нелегальный) и т.д.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он включает в себя четыре элемента: рыночную цену, конкуренцию, спрос и предложение.

Рыночные цены являются сигнальной системой рыночного механизма и выполняют следующие функции:

1) информационную - рыночная цена дает знать о предложении товаров со стороны продавцов и о том, сколько они хотят получить за свою продукцию, о платежеспособном спросе покупателей, о недостатках или избытке производственных ресурсов;

2) стимулирующую функцию - цена способна поощрять тех, кто рационально использует свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяя передовую технику и технологию;

3) распределительную - от рыночной цены зависит, кто и насколько увеличит свои доходы или, наоборот, понесет убытки от продажи товаров.

Таким образом, цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей.

Конкуренцияиграет важную роль в рыночном механизме. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они направляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и прибыльную для производителя продукцию.

Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций:

а) выявление и установление общественной или рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Это основная (базовая) функция. В этой связи особая роль конкуренции состоит в поддержании на рынке равновесной цены;

б) выравнивание индивидуальных стоимостей и, соответственно, дифференциация размеров прибыли на основе различий в производительности труда, в управлении производством;

в) формирование средней нормы прибыли, способствующее переливу капиталов в пользу наиболее нужных в общественном отношении производств. Конкуренция поощряет сильнейших и реализует экономическое уничтожение слабейших.

Таким образом, конкуренция работает на рынок, диктуя когда, каких, сколько товаров целесообразно производить, продавать на нем. Поэтому конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Спрос - платежеспособная потребность в том или ином товаре.

Предложение - количество товара, которое производители могут и хотят произвести по определенным ценам.

«+» и «-» рыночной экономики

Положительными чертами являются:

· эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства;

· гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

· оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

· свобода выбора сферы деятельности и экономическая ответственность за результаты;

· независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

· действенная система мотивации и материальных стимулов к хозяйственной деятельности;

· саморегулирование рынка.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

· нестабильная система, подверженная спадам и подъема;

· рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит социальное неравенство;

· не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);

· рынок ориентирован только на денежный доход, не способствует производству социально-необходимых товаров и решению социальных задач.

Для возникновения рыночной экономики необходимы две причины. Первая - наличие общественного разделения труда или специализации производителей. Отсюда вытекает необходимость обмена, общественной взаимосвязи между производителями. Вторая - экономическая обособленность, которая выступает как, во-первых, производственная самостоятельность. Человек сам решает что, где и как производить. Во-вторых, коммерческая самостоятельность, т.е. где и по каким ценам покупать и продавать. И, в-третьих, - экономическая самодостаточность, а именно: удовлетворение потребностей как личных, так и производственных полностью и исключительно зависит от результатов его производства. Выступая во взаимодействии эти две причины – общественное разделение труда и экономическая обособленность предопределяют специфику общественного производства как системы отношений где продукты производятся для обмена путем купли-продажи или эквивалентного обмена.

Нарушение принципа эквивалентности ведет к торможению в развитии рыночной экономики и даже к сокращению обмена производимой продукции.

Продукт, производимый для обмена путем купли-продажи, является товаром.

Рыночная экономика в своем развитии прошла этапы: простое товарное и капиталистическое производство. Обмен товарами по мере своего развития также менялся от простого товарообмена по формуле Т-Т (товар-товар) к обращению товаров: Т-Д-Т (товар-деньги-товар).

Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Деньги выполняют ряд функций: мера стоимости, средство обмена, средство накопления, средство платежа.

1. Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров.

Когда-то товары выражали свои меновые стоимости в определенных количествах серебра и золота. Эти количества денежного товара должны быть в свою очередь измерены. Отсюда вытекает необходимость вединице измерения денег. Такой единицей при золотомстандарте является определенное весовое количество золота, принятое за денежную единицу в той или иной стране, т.е. масштаб цен.Он устанавливается государством в законодательном порядке и показывает, сколько граммов золота содержится в одной денежной единице. В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой.

2. Деньги выполняют функциюсредства обмена. Функция денег как средства обмена состоит в том, что они выступают в качестве посредника в процессе обмена товаров.

3. Деньги выполняют функциюсредства накопления,когда они выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства после продажи им каких-либо товаров и услуг.

4. С развитием товарного обмена возникает своеобразная его форма: отчуждение товаров может быть отделено по времени от реализации его цены, т.е. товары могут быть проданыв кредит. Несовпадение во времени покупок и продаж порождает функцию денег каксредства платежа.

Итак, сущность денег выводится из функций денег (прежде всего — как средства обмена и средства платежа). Этот характерный для современной экономической науки подход — выводить сущность денег из их функций — сформулирован английским экономистом Дж. Хиксом так: деньги — это то, что используется как деньги.

Контрольные вопросы по теме №3

1. Дайте определение рыночной экономике.

2. Какие функции выполняют рыночные цены?

3. Какие элементы рыночного механизма Вы знаете?

4. Какие «плюсы» и «минусы» рыночной экономики Вы знаете?

5. Дайте определение понятию «деньги».

6. Перечислите функции денег.

 

Литература

 

1.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для вузов.- М.: Инфра-М, 2008. Гл. 22.

2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. Гл. 15, 16, 17.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010, 576 с.

4. Основы экономической теории: Учеб.пособие. Ч.1 / В.Н. Волович, В.М. Васильцова, И.Б. Сергеев, С.А. Тертышный, Н.Ю. Кирсанова, О.М. Ленковец. - СПб: изд. СПГГИ (ТУ) им. Г.В. Плеханова, 2007, 92 с.

5.Самуэльсон П., Нордхауз В.: Пер.с англ.: 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Гл.25, 26.

6.Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2005. Гл. 6,7.

7.Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2012. Гл. 22.

8.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2008. Гл. 25, §1,2,3,4.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...