Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рынок, его механизм и функции
Рыночная экономика – это совокупность отношений между собственниками, регулируемых, в основном, объективными экономическими законами воспроизводства в условиях конкуренции и свободно формирующихся цен. Рынок– это экономическая форма обмена продуктами, ресурсами, которые выступают в качестве товаров и когда производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей. На рынке происходит взаимная передача прав собственности. Такая передача прав осуществляется в виде сделок – трансакций, что приводит к возникновению особых издержек – трансакционных. Рынки можно классифицировать по различным признакам: - экономическому предназначению продукта (рынок потребительских товаров, ресурсов); - масштабу (локальный, национальный, мировой); - степени ограничения конкуренции (монопольный, свободный); - легальности (легальный, нелегальный) и т.д. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он включает в себя четыре элемента: рыночную цену, конкуренцию, спрос и предложение. Рыночные цены являются сигнальной системой рыночного механизма и выполняют следующие функции: 1) информационную - рыночная цена дает знать о предложении товаров со стороны продавцов и о том, сколько они хотят получить за свою продукцию, о платежеспособном спросе покупателей, о недостатках или избытке производственных ресурсов; 2) стимулирующую функцию - цена способна поощрять тех, кто рационально использует свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяя передовую технику и технологию; 3) распределительную - от рыночной цены зависит, кто и насколько увеличит свои доходы или, наоборот, понесет убытки от продажи товаров. Таким образом, цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Конкуренцияиграет важную роль в рыночном механизме. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они направляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и прибыльную для производителя продукцию. Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций: а) выявление и установление общественной или рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Это основная (базовая) функция. В этой связи особая роль конкуренции состоит в поддержании на рынке равновесной цены; б) выравнивание индивидуальных стоимостей и, соответственно, дифференциация размеров прибыли на основе различий в производительности труда, в управлении производством; в) формирование средней нормы прибыли, способствующее переливу капиталов в пользу наиболее нужных в общественном отношении производств. Конкуренция поощряет сильнейших и реализует экономическое уничтожение слабейших. Таким образом, конкуренция работает на рынок, диктуя когда, каких, сколько товаров целесообразно производить, продавать на нем. Поэтому конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике. Спрос - платежеспособная потребность в том или ином товаре. Предложение - количество товара, которое производители могут и хотят произвести по определенным ценам. «+» и «-» рыночной экономики Положительными чертами являются: · эффективность распределения ресурсов на основе рационального ведения хозяйства; · гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; · оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; · свобода выбора сферы деятельности и экономическая ответственность за результаты; · независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.; · действенная система мотивации и материальных стимулов к хозяйственной деятельности; · саморегулирование рынка. Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы: · нестабильная система, подверженная спадам и подъема; · рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит социальное неравенство; · не обеспечивает экономического механизма защиты окружающей среды; · рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.); · рынок ориентирован только на денежный доход, не способствует производству социально-необходимых товаров и решению социальных задач. Для возникновения рыночной экономики необходимы две причины. Первая - наличие общественного разделения труда или специализации производителей. Отсюда вытекает необходимость обмена, общественной взаимосвязи между производителями. Вторая - экономическая обособленность, которая выступает как, во-первых, производственная самостоятельность. Человек сам решает что, где и как производить. Во-вторых, коммерческая самостоятельность, т.е. где и по каким ценам покупать и продавать. И, в-третьих, - экономическая самодостаточность, а именно: удовлетворение потребностей как личных, так и производственных полностью и исключительно зависит от результатов его производства. Выступая во взаимодействии эти две причины – общественное разделение труда и экономическая обособленность предопределяют специфику общественного производства как системы отношений где продукты производятся для обмена путем купли-продажи или эквивалентного обмена. Нарушение принципа эквивалентности ведет к торможению в развитии рыночной экономики и даже к сокращению обмена производимой продукции. Продукт, производимый для обмена путем купли-продажи, является товаром. Рыночная экономика в своем развитии прошла этапы: простое товарное и капиталистическое производство. Обмен товарами по мере своего развития также менялся от простого товарообмена по формуле Т-Т (товар-товар) к обращению товаров: Т-Д-Т (товар-деньги-товар). Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Деньги выполняют ряд функций: мера стоимости, средство обмена, средство накопления, средство платежа. 1. Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров. Когда-то товары выражали свои меновые стоимости в определенных количествах серебра и золота. Эти количества денежного товара должны быть в свою очередь измерены. Отсюда вытекает необходимость вединице измерения денег. Такой единицей при золотомстандарте является определенное весовое количество золота, принятое за денежную единицу в той или иной стране, т.е. масштаб цен.Он устанавливается государством в законодательном порядке и показывает, сколько граммов золота содержится в одной денежной единице. В настоящее время функцию меры стоимости выполняют бумажные деньги без всякого золотого обеспечения. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. 2. Деньги выполняют функциюсредства обмена. Функция денег как средства обмена состоит в том, что они выступают в качестве посредника в процессе обмена товаров. 3. Деньги выполняют функциюсредства накопления,когда они выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства после продажи им каких-либо товаров и услуг. 4. С развитием товарного обмена возникает своеобразная его форма: отчуждение товаров может быть отделено по времени от реализации его цены, т.е. товары могут быть проданыв кредит. Несовпадение во времени покупок и продаж порождает функцию денег каксредства платежа. Итак, сущность денег выводится из функций денег (прежде всего — как средства обмена и средства платежа). Этот характерный для современной экономической науки подход — выводить сущность денег из их функций — сформулирован английским экономистом Дж. Хиксом так: деньги — это то, что используется как деньги. Контрольные вопросы по теме №3 1. Дайте определение рыночной экономике. 2. Какие функции выполняют рыночные цены? 3. Какие элементы рыночного механизма Вы знаете? 4. Какие «плюсы» и «минусы» рыночной экономики Вы знаете? 5. Дайте определение понятию «деньги». 6. Перечислите функции денег.
Литература
1.Базылев Н.И. Экономическая теория: учебник для вузов.- М.: Инфра-М, 2008. Гл. 22. 2.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2003. Гл. 15, 16, 17. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. М.: Норма: Инфра-М, 2010, 576 с. 4. Основы экономической теории: Учеб.пособие. Ч.1 / В.Н. Волович, В.М. Васильцова, И.Б. Сергеев, С.А. Тертышный, Н.Ю. Кирсанова, О.М. Ленковец. - СПб: изд. СПГГИ (ТУ) им. Г.В. Плеханова, 2007, 92 с. 5.Самуэльсон П., Нордхауз В.: Пер.с англ.: 16-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. Гл.25, 26. 6.Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2005. Гл. 6,7. 7.Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2012. Гл. 22. 8.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2008. Гл. 25, §1,2,3,4.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |