Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория спроса и предложения. Конкуренция и ее виды.




Изучение действия рыночного механизма начинают с анализа модели спроса и предложения. В зависимости от ситуации каждый выступающий на рынке субъект может быть как покупателем, так и продавцом. И в том, и в другом случае он является участником обмена различными благами, решение о котором принимает сам, руководствуясь собственными интересами.

Модель спроса и предложения объясняет способ функционирования рынков, в результате которого определяются цены и количество проданных (купленных) товаров и услуг. Анализируя динамику рыночной конъюнктуры, экономическая наука открыла законы, которые выражают количественную взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением, сформулировала законы спроса и предложения.

Спрос и предложение отражают, как желание экономических субъектов производить и покупать товары, так и их возможности. Спрос включает в себя два элемента: потребности, т.е. желание приобрести тот или иной товар, и денежные средства, которыми располагает потребитель для приобретения данных товаров и услуг. Потребности человека, общества в принципе безграничны, но рынок реагирует лишь на те из них, за которые потребители в состоянии заплатить.

Как правило, при высокой цене приобретается меньшее количество товаров, чем при низкой. Эта зависимость получила название закона спроса.

Закон спросаутверждает, что количество товара, спрашиваемого покупателями, находится в обратной зависимости от величины цены при прочих равных условиях.

 

P
Q
D
0
D – кривая спросаdemand; P – цена; Q – количество товара

 


3

 

Рис.3 Закон спроса

 

Цена является главной переменной функции спроса QD. Характер кривой спроса (D) определяется функцией спроса:

- в упрощенном виде QD = f(P)

- в полном виде QD = f(P, I, S, W, Psub, Pcom, N1, B)

где I – доходы покупателей;

S – вкусы и предпочтения;

W – ожидания;

Psub– цены на товары-заменители (субституты);

Pcom– цены на сопутствующие (комплиментарные) товары;

Цены на сопряженные товары по-разному влияют на спрос.

Когда два товара являются субститутами по отношению друг к другу, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).

Комплементарные товары сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Это означает, что для таких товаров, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки).

N1 – количество покупателей;

B – другие факторы.

Если переменна Р (ценовой фактор) влияет на расположение точки QD на кривой D, то остальные переменные (неценовые факторы) влияют на смещение самой кривой вправо или влево.

Следует различать спрос и объем спроса, который представляет собой количество или объем товара, которое потребитель желает и может приобрести при каждом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.

Графически изменение объема спроса выражается в «движении по кривой спроса», когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены.

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой», возникающее в результате действия неценовых факторов спроса. В этом случае говорят об «изменении спроса».

 

P

 

 

                                        D2

                                        D

                                   D1              

Q

Рис.4Влияние неценовых факторов спроса

 

В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары. Однако из данного правила существуют и исключения.

Однако, существуют товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода (товары Гиффена – низкокачественные товары, увеличение объема спроса при увеличении цены), эффект Сноба (сокращение спроса, что бы не быть «как все»), эффект «Веблена» (увеличение спроса на эксклюзивные товары, приобретение из престижных соображений).

 

Предложение также включает два момента готовность к отчуждению того или иного товара и условия, на которых производитель готов их продать. Предложение также зависит от цены: чем она выше, тем больше разница между полученной выручкой и производственными затратами, тем выгоднее производство данного товара, тем большим окажется количество употребляемых для этого ресурсов.

Эта зависимость называется законом предложения.

Предложение – выражает способность и желание производителей выпускать определенное количество товаров и предлагать их на рынке при данном уровне цен.

Закон предложения утверждает, что количество товара, предлагаемого продавцами, находится в прямой зависимости от величины цены при прочих равных условиях.

P
Q
S
0
S – кривая предложения

 


Рис.5 Закон предложения

 

Функция предложения:

- в упрощенном виде QS = f’ (P)

- в полном виде QS = f’ (P, P2, K, T, N2, B)

где P2 – цены на ресурсы;

K – уровень технологий;

T – налоги и субсидии;

N2 – количество продавцов.

Как и в случае с кривой спроса, переменная Р влияет на расположение точки QS на кривой S, а остальные переменные – на смещение кривой S.

Производство, в известной степени, инерционно. Различают разные периоды изменения объема предложения фирмы в результате изменения цены.

1 период – мгновенный (кратчайший). Изменение спроса приводит к изменению цены, но не отражается на объеме предложения. Производитель не может среагировать на изменение цены.

2 период – короткий. Изменяется объем предложения в результате увеличения используемых ресурсов. Как правило, за счет увеличения потребления сырья и рабочей силы.

3 период – долгосрочный (длительный). Это такой этап, на котором задействованы не только имевшиеся, но и дополнительно введенные мощности.



Рыночное равновесие.

Важную роль в экономике играет механизм равновесия рынка. Именно условие рыночного равновесия делает возможным совершение операций купли-продажи.

Кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена меняется. Чтобы определить на каком уровне установится цена, необходимо сопоставить кривые спроса и предложения.

Q
S
PMIN
Если сделки совершены только по цене РЕ, а кол-во Q пропорционально кол-ву покупателей и продавцов (рынок конкурентный), то: - 0PMINEQE – издержки продавцов; - PMINPEE – излишек продавцов; - PEPMAXE – излишек покупателей.  
Е
излишек
дефицит
Р2
Р1
РЕ
QЕ
PMAX
D
QMAX
QMIN
0

 

 


Рис.6Рыночное равновесие

 

Состояние равновесия: PE = PS = PD; QE = QS = QD

Равновесной ценой называется такая цена, которая уравновешивает объем спроса и объем предложения в результате действия конкурентных сил.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...