Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание




К. Маркс, Ф. Энегльс «Немецкая идеология»

Предисловие

1. С тз младогегельянцев люди живут плохо ← создали себе иллюзии (что такое бог, что такое человек и проч.) и подчинились им.

2. Освобождение людей с их тз = заменить иллюзии на правильные мысли.

3. М: Цель книги – развенчать борьбу с идеологией идеологическими средствами.

4. «Люди тонут в воде только потому, что они одержимы мыслью о тяжести».

 

 

Фейербах. Противоположность материалистических и идеалистических воззрений

1. С тз немецких идеологов в Германии с 1842 по 1845 – произошла революция крупнее и масштабнее ФБР – революция в области чистой мысли.

2. После разложения гегельянства, младогегельянцы, присвоившие себе тот или иной фрагмент Гегеля и начали конкурировать за умы.

3. Для того, чтобы увидеть ограниченность, мелочность и провинциальность этой борьбы му младогегельянцами нужно: 1) Посмотреть на контраст му их словами и действиями. 2) Взглянуть на ситуацию с внегерманской позиции.

 

 

Идеология вообще, немецкая в особенности

1. Немецкая критика основывается на некритически принятых проблемах, поставленных и решенных в мистической форме Гегелем.

2. Вместо того, чтобы снять гегелевскую систему целиком, МГ обратили ее фрагменты друг против друга.

3. Философская критика выступала как критика религии. И если она сначала они критиковали действительную религию и теологию, то позже они объявили религией любые господствующие положения (правовые, политические и проч.).

4. Старогегельянцы считали, что ими все понято, если оно подводится под определенную категорию.

5. МГ критиковали все, подставляя всюду религиозные положения.

6. И СГ и МГ считают, что господствует религия, догматы, понятия, всеобщее. Но СГ прославляли это положение дел, а МГ восстают против этого.

7. Т.к. у МГ мысль это то, что связывает людей по рукам и ногам → Бороться надо с этим иллюзиями.

8. МГ считают, что поступки и отношения людей – следствие продуктов их сознания → Требуют от людей заменить их сознание «верным» сознанием = Истолковать существующее по-иному = признать его, дав ему иное истолкование [ср. ТОФ №11].

9. Молодое поколение МГ само заявляет, что оно борется только против фраз. Но оно противопоставляет одним фразам другие – тоже фразы.

10. Но ни одному из них не пришло в голову исследовать связь немецкой философии и немецкой действительности.

 

 

Предпосылки материалистического понимания истории

1. Предпосылки мат понимания истории – действительные предпосылки. Отвлечься от них можно разве что только в воображении.

2. 1) Действительные индивиды. 2) Их деятельность. 3) Материальные условия их жизни (которые они находят уже готовыми + которые созданы их собственной деятельностью).

3. Наличие этих предпосылок можно обнаружить эмпирическим путем.

4. Первая посылка – действительные индивиды – их телесная организация → отношение к остальной природе.

5. Люди отличаются от животных многими качествами. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства ← обусловлено их телесной организацией.

6. Пр необходимых жизненных средств = производство своей мат жизни.

7. Способ Пр жизненных средств ← Свойства самих жизненных средств, необходимых им в готовом виде и подлежащие изменению.

8. Это не только воспроизведение их физического существования, но и способ деятельности их = определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов – таковы они и сами.

9. То, что они из себя представляют = что и как они производят → Это зависит от мат условий их производства.

10. Это Пр начинается впервые с ростом населения. Оно предполагает общение индивидов му собой. Форма общения ← Пр.

 

 

Пр и общение. РТ и формы собственности: племенная, античная, феодальная

1. Взаимоотношения му нациями и внутри нации определяются тем, насколько развиты ПрСилы, РТ и общение.

2. РТ – показатель развития ПрСил.

3. РТ приводит сначала к отделению ГиД, потом к РТ му Пром и Торг в городе, а потом и к более мелкому делению внутри Пром и Торг.

4. Положение этих различных групп друг к другу ← Способ применения Агро, Пром, Торг труда. «(Патриархализм, рабство, сословия, классы)».

5. При более развитом РТ эти взаимоотношения обнаруживаются не только внутри одной нации, но и между нациями.

6. Различные ступени РТ = Различные формы Соб. }→Отношение индивидов к орудиям, материалам и продуктам труда → Отношение индивидов друг к другу.

7. Первая форма Соб – племенная Соб. Неразвитая форма Пр → Слабое разделение труда, ограниченное расширением существующего в семье РТ (скрытое рабство).

8. Вторая ФСоб – античная общинная и ГосСоб. Возникает путем объединения племен в город. Наряду с общинной начинает развиваться и ЧСоб, но как подчиненная первой.

9. Граждане совместно владеют рабами → Народовластие приходит в упадок с развитием ЧСоб. Уже есть РТ му ГиД, которое перерастает в РТ му государствами, одни из которых представляют город, а другие – деревню.

10. Имеет место, сос, концентрация ЧСоб, и сдс, превращение крестьян в пролетариат (му гражданами и рабами).

11. Третья ФСоб – феодальная. Завоевание варварами РИ → Уничтожение ПрСил, упадок Пром и Торг, сельское и городское население уменьшилось → Рассеянность по большой территории мелких крестьян.

12. Как и в племенной и в античной ФСоб, феод покоится на сообществе, но ему противостоят не рабы, а мелкие крестьяне.

13. Корпоративная Соб в городах = Труд каждого отдельного индивида → Необходимость противостояния дворянству + потребность в общих рыночных помещениях (производитель = купец) + рост конкуренции с беглыми крестьянами → Цехи.

14. Некоторые ремесленники в условиях роста населения накапливали К → Система подмастерьев.

15. В феод РТ было не резким. ПрофРТ втч.

 

 

Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание

1. «Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения. Эмпирическое наблюдение должно в каждом отдельном случае – на опыте и без всякой мистификации и спекуляции – выявить связь общественной и политической структуры с производством. Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов – не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т.е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при наличии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий».

2. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порождением их материальных действий. То же самое относится к духовному производству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. того или другого народа. Люди являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм[18]. Сознание [das Bewutsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewute Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни».

3. Если идеология людей стоит на голове – это проистекает из исторического процесса их жизни.

4. В отличие от немецкой философии, исходившей из понятия вещей и самомнения вещей о себе, мы наоборот исходим из действительных вещей и из них выводим их понятие и их самомнение.

5. «…Мы исходим… не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представленных людей, чтобы от них прийти к подлинным людям».

6. « Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками».

7. С этой тз идеология утрачивает свою самостоятельность. У нее нет своей собственной отдельной истории.

8. «Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

9. Эта тз исходит из действительных предпосылок: люди, взятые не в своей изолированности, а в своем эмпирически наблюдаемом процессе развития.

10. → История перестает выглядеть как набор мертвых фактов (эмпиризм) или как деятельность воображаемых субъектов (идеализм).

11. Нужно заменить спекулятивное мышление исследованием действительной жизни.

12. Такое «Изображение действительности лишает самостоятельную философию ее жизненной среды».

13. «В лучшем случае ее может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмотрения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от действительной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев. Но, в отличие от философии, эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала – относится ли он к какой-нибудь минувшей эпохе или к современности, – когда принимаются за его действительное изображение. Устранение этих трудностей обусловлено предпосылками, которые отнюдь не могут быть даны здесь, а создаются лишь в ходе изучения действительного жизненного процесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи».

14. Далее будут выделены некоторые из этих абстракций, которыми МЭ пользуются в противоположность идеологии и будут объяснены на исторических примерах.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...