Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

На характер кривой предложения также оказывают, влияние ценовые и неценовыё факторы.




Среди ценовых факторов, влияющих наAS, выделяют те, которые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара (микроуровень): уровень цен, технологическая структура производства, объем применяемых ресурсов, издержки, изменения рыночной структуры, и т.п.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг (макроуровень) влияют также количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала). Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, и к ростуAS.

К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

· цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные), повышение которых увеличивает издержки производства и соответственно понижает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Снижение цен вызывает обратную ситуацию;

· рост производительности труда увеличивает объем производства и, тем самым, совокупное предложение. Кривая AS смещается вправо;

· правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево и наоборот.

График совокупного предложения условно состоит из трех отрезков:

· горизонтального или «кейнсианского», когда производство растет при неизменяемом уровне цен;

· восходящего, когда увеличивается объем национального продукта и незначительно растут цены;

· вертикального или «классического», когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей.

Факторы

совокупного

Предложения

 

                                                        вертикальный

                                                                     «классический»

                                                                            отрезок

 

                                                     восходящий

                                                                       отрезок

           горизонтальный «кейнсианский» отрезок

             Объем производства ВНП

График 2.2. Кривая совокупного предложения.

Характер кривойASв большей степени зависит как от экономического поведения предпринимательских структур, так и сложившейся экономической конъюнктуры в национальной экономике. Она становится благоприятной в том случае, когда в длительном временном горизонте устанавливаются равновесные цены на ресурсы и конечные продукты, а уровень производства растет в большей мере за счет совершенствования технологических факторов и инновационных технологий.

При стабильной экономической конъюнктуре складывается равновесное соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением. В теории и реальной практике различают частичное равновесие на одном рынке, совместное равновесие, складывающееся, как правило, на рынках благ, денег и ценных бумаг, и общее равновесие на всех рынках. Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения и ни один из экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих покупок или продаж. Общее равновесие обеспечивает стабильность в развитии экономики, повышение уровня жизни и высокие темпы экономического роста.

Математическая модель общего экономического равновесия, разработанная в конце XIX в. швейцарским экономистом Л. Вальрасом, представлена системой уравнений, отражающих взаимосвязи отдельных рынков в экономике. Она имеет следующий вид:

,

гдеРi – цены произведенных благ;

Xi – количество благ;

Vj – цены проданных производительных услуг;

Yj – потребленные объемы производительных услуг.

Левая сторона равенства отражает стоимостный объем предложения, а правая – общий спрос на доходы, полученные от продажи факторов производства и произведенных с их использованием благ и услуг. Общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, полученных собственниками факторов производства.

Общее экономическое равновесие всегда проявляется лишь как определенный момент воспроизводственного процесса (точка Е– пересечениеADиAS).

Факторы

совокупных                                            AD1

Спроса и                                                                 AD

Предложения

                                                            AD2

                                         E1

 

 

AS1

                                            E

 

                                       E2                AS

                                                        AS2

             Объем производства ВНП

График 2.3. Общее экономическое равновесие.

Общее равновесие означает удовлетворение покупателей и продавцов результатами взаимного обмена доходов и товаров при оптимальном уровне цен. Развитие экономики в этом случае принимает стабильный характер. Но стабильность не исключает подвижноститочки Еи изменения положения кривой совокупных спроса и предложения.

Рассмотрим возможные варианты отклонений:

1. Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предложение:AD>AS.

Для достижения равновесного состояния, можно реализовать два варианта:

· Не изменять объема производства, но повысить цены. В этом случае реальный объем производства станет отставать от совокупного спроса и возникнет дефицит товаров и услуг, цены на которые подвергнуться инфляционному росту.

· Расширить выпуск продукции. В этом случае повысится выпуск продукции, что приведет к росту совокупных издержек производства, а новая точка равновесия будет соответствовать более высоким значениям объема производства и уровня цен.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...