Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эластичность предложения также как и эластичность спроса может быть рассчитана по дуге и в точке.
2. Коэффициент дуговой эластичности предложения по цене, показывает среднюю реакцию предложения на изменение цены на 1% на каком-либо участке кривойS: E Sp 3. Коэффициент эластичности предложения в точке (коэффициент точечной эластичности предложения), рассчитывается на основе бесконечно малых величинdQиdP, поскольку является пределом дуговой эластичности: E Sp= На ценовую эластичность предложения также оказывают влияние и другие – неценовые факторы, к которым относятся: · Уровень загрузки производственных мощностей; · Применяемая технология производства; · Временной период (фактор длительности временного интервала); · Наличие товарных запасов на складах предприятия; · Возможность мобилизации внутренних и внешних источников финансирования. С течением времени эластичность как спроса, так и предложения по цене возрастает, т.е. чем длиннее временной интервал, тем выше эластичность: P SI SS SL PI EI ES PS EL SL1 PL PE EL1 Lim SL D1 D QI=QEQSQLQL1 Q График 6.11. Геометрическая интерпретация изменения эластичности во времени. Рассмотрим в отдельности каждый временной интервал и изменение эластичности соответствующее изменению длительности временного интервала подстройки спроса и предложения. Предположим, что спрос на какой-либо товар возрос, а значит график функции спроса сместился из положенияDв положениеD1, тогда в: 1) мгновенном временном интервале(от англ. – instantaneous term): предложениеSIне успевает отреагировать на возникшие изменения спроса, что приводит к возникновению дефицита данного товара на рынке и увеличению его цены до уровняPI, а новое равновесие устанавливается в точкеEI. 2) коротком временном интервале(от англ. – short term): предложение данного товара в некоторой степени уже в состоянии удовлетворить возросший спрос, а значит график предложения сместится в положениеSS, что выразится в увеличении объема производства данного товара доQS, что будет означать увеличение выпуска по сравнению с предыдущим значениемQI, а цена несколько снизится до уровняPSиз-за уменьшения объема дефицита и равновесие рынка установится в точкеES, которое будет уже более близким к начальному равновесному состоянию, с другой стороны предложение станет более эластичным. 3) длительном временном интервале(от англ. – long term): предложение данного товара уже полностью в состояние удовлетворить возросший спрос, что приведет к смещению графика функции предложения в положениеSL,SL1, а в пределе в положение параллельное оси абсцисс. Это будет означать еще большую степень удовлетворения предъявленного на рынке объема спроса на данный товарQL,QL1, что будет характеризоваться ростом объема производства даже по сравнению с первоначальным уровнем и снижением уровня цен до значения близкого к начальному равновесному значениюPL, а в пределе может даже достичь этого значенияPE. Таким образом, чем длительнее временной интервал подстройки параметров спроса и предложения, тем выше эластичность, с одной стороны, а с другой, состояние рынка будет характеризоваться все увеличивающимся равновесным объемом производства товара и снижением равновесного уровня цены до уровня близкого к равновесному, а в пределе может даже достичь его. Знание эластичности имеет практическое значение для продавцов и покупателей. Так, например, если спрос на товар эластичен, то для продавца, стремящегося увеличить совокупную выручку от продажи товара, выгоднее не повышать, а снижать цены и увеличивать предложение. P D1 P1 D2 D P2 0 Q 1 Q2 Q График 6.12. Взаимосвязь совокупной выручки и цены. Выручка, представленная площадью прямоугольника0P2D2Q2 больше, чем0P1D1Q1. С понятием эластичности спроса и предложения связано также понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену. Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т.е. кто реально уплачивает тот или иной налог. P S1 P S1 S S 1,35 tax tax 1,00 1,15 0,85 1,00 D 0,65 D Q Q График 6.13. Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложения. Предположим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти. Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На графиках показано, что реальное распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (график – 1) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 15 центов – производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении (график – 2) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель).
ТЕОРИИ ЦЕНЫ |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 532. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |