Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В экономической теории существуют различные подходы к определению цены: предельной полезностью, издержками производства, соотношением спроса и предложения, стоимостью.




В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла, который сделал попытку объединить первые три из перечисленных концепций в одну.

Он отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т.е. цена.

В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном – издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени: мгновенном, краткосрочном и длительном.

В условиях мгновенного периода, когда предложение товаров фиксировано, цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.

В условиях краткосрочного временного интервала, когда спрос может произойти изменение, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом: если спрос определяет предложение, а предложение – спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим.

Согласно теории К. Маркса основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство. Цена же есть денежное выражение стоимости товара.

В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.

Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка.

Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства.

Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.

В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей.

Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречие не просматривается.

Таковы в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара.

В рыночной экономике цена выполняет три важные функции:

· ориентирующую, которая дает информацию для действий поку­пателей и продавцов;

· стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;

· распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.

При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

· фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

· регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень развитости рыночных отношений в экономике данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.

Уровень цен выражается индексом цен, который представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ПРОЦЕСС РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В смешанной экономике государство активно вмешивается в воспроизводственный процесс, когда рыночные механизмы приводят к неэффективным состояниям экономической системы. Регулирование рынка может преследовать самые различные цели: борьбу с инфляцией, предотвращение нежелательной дифференциации доходов, сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение безработицы и т.д. Государственное воздействие на рынок может проводиться как путем использования экономических рычагов, так и посредством прямого контроля за уровнем цен и объемами производства.

Рассмотрим наиболее распространенные методы государственного регулирования. К их числу следует отнести, прежде всего, введение налога с продаж, рассчитываемого на единицу продукции.

                                                S1

    P

                                               t (tax)

S

   P1                             E1

                                         E

    P0

    P2

 

                          Q1 Q0                  Q

График 6.14. Эффект введения государством налога с продаж.

Допустим, что исходное рыночное равновесие до введения налога характеризовалось ценойР0 и объемомQ0. Государство вводит налог, который должен уплачивать производитель в сумме t с каждой единицы товара. Понятно, что для производителя это означает удорожание производимого товара. Кривая предложенияS. сдвинется на величинуtи займет положениеS1. Рыночное равновесие сместится из точкиЕв точкуЕ1. Оно будет характеризоваться объемом производстваQ1, который будет меньше первоначального объема на величинуQ1Q0, и ценамиР1 иР2. ЦенаР1 которую будет платить покупатель, окажется выше первоначальной равновесной ценыР0, а ценаР2, которую фактически получит продавец, после уплаты налога, будет нижеР0. При этом ценаР1 будет несколько меньше, чем (P0 +t), поскольку на рост цены покупатели ответят сокращением спроса. Потери в цене производителя составят (P0P2) что подтолкнет его к совершенствованию технологии, улучшению организации производства товаров.

Налог с продаж может уплачивать не продавец, а покупатель. Однако ситуация от этого не претерпит принципиальных изменений. В любом случае налоговое бремя будет ложиться и на продавца и на покупателя. А вот распределение его между продавцом и покупателем будет зависеть от наклона линий спроса и предложения, т.е. от их эластичности.

Другим распространенным экономическим рычагом государственного воздействия на соотношение спроса и предложения являются дотации. В рыночной экономике правительство использует безвозмездную финансовую помощь для того, чтобы стимулировать производство новых товаров, развитие новых отраслей, предотвратить безработицу, обеспечить независимость страны от поставок продукции из-за рубежа.

Если дотация установлена в твердом размере в расчете на единицу продукции, то ее воздействие на рыночное равновесие можно рассматривать как отрицательный налог, т.е. линия предложения сдвинется не вверх, а вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем, уменьшается. Цена, получаемая продавцом, увеличивается, а объем продаж возрастает.

                                                S1

    P

                                               s (subsidy)

S

   P0                             E

                                         E1

    P1

    P2

 

                                                                 

 

                          Q0 Q1                  Q

График 6.15. Эффект введения государством дотаций.

Государство может также устанавливать фиксированные цены с тем, чтобы стабилизировать несбалансированный рынок. При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток продукции, во втором — дефицит со всеми вытекающими отсюда последствиями («черный рынок», очереди, административные формы распределения товаров, снижение качества товаров и т.д.).

 

               P                               S1

   P2                                    E2                                        S

                                                  E

   P0

                                                                                      

   P1        E1                                                         

                  Q1  Q2  Q0    Q3     Q

График 6.16. Установление государством фиксированных цен на уровне ниже равновесного, сопровождаемое возникновением товарного дефицита.

На графике представлена типичная ситуация, вызванная установлением фиксированной цены на уровне более низком, чем равновесная цена и повлекшем возникновение дефицита. Фиксированная ценаР1 создавая дефицит в объемеQ1Q3, вынуждает производителей производить более дорогую продукцию. Поскольку официально такой путь развития производства невозможен, он перемещается в сферу «теневой» экономики. Поэтому за рамками легального рынка линия предложенияSсдвигается и занимает положениеS1. Расстояние междуSиS1 будет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. В результате возникает рыночное равновесие в точкеЕ2 менее благоприятное для потребителя, чем было бы при свободном ценообразовании. Цена «черного» рынка (Р2) выше и фиксированной (Р1) и равновесной цены (Р0), а объем продаж (Q2) больше, чем на легальном рынке (Q1), но меньше равновесного объема (Q0). Таким образом, установление фиксированных цен на уровне ниже равновесной цены невыгодно для потребителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...