Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОД ЭКОНОМИКИ КА НАУКИ И ПРАКТИКИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ




 

Методология экономики – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделить несколько главных подходов:

· субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

· неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

· рационалистический;

· диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики. Поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Главным становится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели.

Рационалистический подход ставит целью открытие естественных или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную экономическую систему общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – изучение не человеческого поведения, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит. Такой подход позволяет признать общество как совокупность равноправных субъектов. Основное внимание при таком под­ходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом заключается диалектика.

Из предмета экономической теории следует, что объектом изучения являются не только вещи, но и включаемые в хозяйственный оборот ресурсы природы, наконец, люди,, их экономические отношения между собой. Как показывает анализ экономической сферы, только около 40% экономических проблем, задач можно решить с помощью математики, остальные требуют качественного социального анализа, использования прошлого опыта и аналогий, предполагают логику рассуждений, интуицию. Экономическая теория – наука общественная, хотя и стоит к точным наукам ближе, чем история, философия, право. Как общественная наука она использует широкий спектр общенаучных методов познания.

Метод – это совокупность способов познания действительности и обоснования научной идеи.

Так, метод научной абстракции – отвлечение, освобождение от частных черт, посторонней информации, упрощение ситуации, позволяющие выделить главное содержание, типичные черты изученного явления. Именно здесь возникают общие понятия и экономические категории.

Метод анализа и синтеза позволяет сначала условно разделить изучаемый объект на части, детально рассмотреть каждую из них, а затем провести синтез, т.е. воссоздать явление в общем виде. Современная экономическая наука обогатила метод анализа и синтеза особым приемом предельного анализа, когда исследуется дополнительный результат от дополнительного привлечения ресурса.

Общепризнанно, что развитие в природе и обществе идет в направлении от простого к сложному. Практический и теоретический анализ этого процесса позволяет использовать метод исторического подхода и логический метод. Хотя они и не совпадают, но они близки друг другу, и потому их часто объединяют в один общий метод.

Чтобы отделить ложные представления о предмете от истинных в экономической науке применяются два взаимодополняющих метода: индукции и дедукции.

Индукция – это логическое умозаключение, при котором на основе частностей выводятся общие положения, принципы.

Дедукция – это обратный процесс обоснования частных положений на основе вывода их из общих.

Количественные соотношения, взаимосвязи между экономическими величинами на основе многомерной вероятностно-статистической обработки экономической информации исследуются с помощью метода эконометрического моделирования. Экономико-математическая модель – это абстрактное, упрощенное представление экономических процессов и их взаимодействия в виде системы математических зависимостей.

Графический метод – это пространственное схематичное выражение в выбранной системе координат изучаемых математических зависимостей, характеризующих экономические процессы.

Используя перечисленные научные методы анализа экономическая теория позволяет прийти к выводам и рекомендациям, которые излагаются в единстве позитивных и нормативных суждений.

Позитивное суждение отражает знание того состояния экономики, которое на данный момент существует, нормативное – которое должно быть. Большинство теоретических положений носит позитивный характер. Они фиксируют установившиеся взгляды и положения, обобщения и результаты экономического анализа. Научные исследования проводятся с целью показать, что должно быть, что нужно сделать для достижения желаемых результатов, как это сделать, поэтому нормативные утверждения – «надо, необходимо, следует» им присущи в большей мере.

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «ойкономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт (430–355 до н.э.). Слово «ойкономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, изначальном смысле «ойкономия» означает науку об искусстве ведения домашнего хозяйства. Однако стать наукой системе древних представлений об экономическом устройстве общества мешала неразвитость хозяйственных связей и отношений.

Последующее развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замкнутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникла потребность в систематизированных и целостных знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575–1621) публикует «Трактат политической экономии», который дал название нарождавшейся тогда науке, сохранившееся и по сей день.

Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегреческие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл – искусство управления государственным, общественным хозяйством.

В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства.

В формировании и развитии политической экономии как науки выдающуюся роль сыграли такие ученые, как Франсуа Кенэ, так и английские экономисты Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772–1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762–1832). Несмотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относятся к классикам политической экономии. Классиков объединял ряд общих предпосылок, основанных на концепции экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire – laissez passer»(от фр. – буквально – «пусть идет как идет»). Принцип «laissez faire – laissez passer» – политическое требование, сформулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «homo economicus» – «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастройки экономики А. Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система находится в состоянии долгосрочного экономического равновесия.

А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов, всей нации в целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бесплодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудничество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыночного обмена.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818–1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (К. Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате революции. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития общества.

Во второй половине XIX в. исследования концентрируются все в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов, выработке соответствующих практических рекомендаций. Ученые все чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации распределения ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этим меняется и название самой науки. Термин political economy («политическая экономия») вытесняется новым названием – economics («экономическая теория»).

Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неоклассического направления, основателя «кембриджской школы» Альфреда Маршалла (1842–1924). Называлась она «Принципы экономической науки» (Principles of economics). А. Маршалл считал, что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, быть научным обобщением рационального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под «экономикс» стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...