Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуально-психологические факторы суицидального рискаСтр 1 из 12Следующая ⇒
УДК 316.6 ББК 88.5 М 507 Меновщиков В. Ю. М 507 Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы психологического консультирования в центрах социально-психологической (психолого-педагогической) помощи, а также других учреждениях и психологических службах. Пособие предназначено для студентов психологических факультетов, практических психологов и специалистов по социальной работе. Книга выпущена при участии ООО «СОП» 5-89357-200-9 ..- © Пермский областной центр психолого- педагогической помощи населению, 2002. © Издательство «Смысл», 2002. © Ф.С. Сафуанов, оформление, 2002. ОГЛАВЛЕНИЕ От автора...................................................................................................... 5 глава 1. общее представление о кризисе, проблеме и кризисной интервенции ....................................... 7 глава 2. суицид как проявление кризиса.............................................. 14 2.1. теории самоубийства........................................................ 14 2.2. факторы суицидального риска......................................... 16 2.3. задачи консультанта......................................................... 23 2.4. признаки суицидальной опасности («ключи»)............ 24 2.5. оценка степени опасности (летальности) ситуации................................................... 26 2.6. действия по отношению к суицидальному 2.7. поддержка консультанта................................................. 35 глава 3. психологическое консультирование при переживании горя (потери, утраты)................................. 38 3.1. критические периоды времени. Симптомы горя................................................................... 38 3.2. консультативная помощь................................................. 42 глава 4. консультативная работа и эмоциональные проблемы (депрессия, страх, тревога).................................... 48 глава 5. болезнь, умирание, смерть и другие экзистенциальные вопросы в консультативной практике................................................... 55 глава 6. насильники, жертвы, со-жертвы............................................... 62 6.1. насилие. классификация видов и форм.......................... 62 6.2. консультирование жертв СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ................................................................................ 62 6.3. домашнее (семейное) насилие.............................. 66 6.4. консультирование по вопросу СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ ...................................................................................... 78 глава 7. консультирование по проблемам, связанным с детьми.................................................................. 88 7.1. общие принципы работы с родителями В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ............................................................. 88 7.2. основные проблемы дошкольников................................ 92 7.3. школьные проблемы.......................................................... 96
глава 8. консультирование в подростковом и юношеском возрасте 8.1. консультирование подростков 8.2. подростковые и молодежные телефоны 8.3. причины и проявления наиболее
глава 9. добрачное, супружеское и постсупружеское КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 9.1.ЧТО ТАКОЕ СУПРУЖЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Типы супружеских проблем 9.2. организация и тактика консультирования (терапии) .................................... 119 9.3. работа с одним из супругов ...................................... 119 9.4. построение приема супружеских пар .................... 124 9.5. консультирование разводящихся и постсупружеское консультирование .................... 133 глава 10. консультативная работа с зависимостями .................. 136 10.1. общее представление о зависимости и со-зависимости ............................ 136 10.2. наркомания .............................................................. 139 10.3. Алкоголизм ................................................................ 143 10.4. Помощь клиентам С ЗАВИСИМОСТЯМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМ ................... 146
глава И. консультирование по проблемам, связанным с работой 11.1. психологическое консультирование и профориентация 11.2. проблемы безработицы глава 12. психологическое консультирование организаций ....................................................................... 162 12.1. задали психолога- консультанта в организации. формы работы ................................... 162 12.2. типичная схема работы с организацией ............... 167. 12.3. примеры проблем ..................................................... 172 12.4. внутренний и внешний консалтинг ..................... 178 литература ................................................................................... 180 ОТ АВТОРА Эта книга, по сути, продолжает мою работу «Введение в психологическое консультирование», написанную в 1996 году и изданную в Перми (1997) и в Москве (1998; 2000)'. От затронутых в ней общих, «вводных» вопросов, касавшихся теоретических основ консультирования, построения консультативного процесса, отдельных приемов и техник, в данной книге я перехожу к конкретным, частным случаям, к работе с кризисными, проблемными, постоянными и иными клиентами психологических служб. Книга «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями» основана на лекциях, прочитанных мною в 1998—2000 годах на факультете психологии Пермского государственного педагогического университета. Пока лекции приобретали черты книги, вышло несколько интересных работ в той же области (Р. Кочюнас, А. Моховиков и других). Надеюсь, однако, что и мой труд окажется востребованным и расширит представления о психологическом консультировании как о науке и практике психологической помощи здоровым и «не совсем здоровым» психически людям. Хочется также заметить следующее. На супервизорских группах, которые я веду сам или на которых присутствую как участник, часто поднимаются вопросы, связанные с работой по конкретной проблематике — суицидальной, Пользуясь случаем, автор выражает искреннюю благодарность Д- А. Леонтьеву, директору издательства «Смысл». От автора алкогольной и т.д. и т.п. Убежден, что хотя любой кризис, любая проблема клиента имеет свою специфику, в принципах работы с разными клиентами гораздо больше сходства, чем различий, определяемых ситуацией. И в этом смысле нам — психологам-консультантам или психотерапевтам — практически все равно, с чем обратился за помощью клиент. Касается ли проблема супружеских отношений, общения с людьми или наркомании, — помогающий, даже ничего не зная об этих предметах, окажет помощь, если он просто умеет ее оказывать. Гораздо более значимым, чем знание определенной проблематики, оказывается личная (личностная) готовность помогающего и его профессиональные навыки и умения. В то же время, неверно было бы утверждать, что понимание особенностей кризиса или специфики проблемы не способствует успешности работы, не придает консультанту (психотерапевту) большей уверенности и целенаправленности в выборе конкретной стратегии и тактики работы с клиентом. Именно поэтому и появилась эта книга. Виктор Меновщиков Пермь, 17 декабря 2000 г. Глава 1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРИЗИСЕ, ПРОБЛЕМЕ И КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В принципе любая ситуация, которая заставляет человека искать психологической помощи, является кризисной. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию или момент времени для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент (Перри, 1995). Китайский символ слова «кризис» состоит из двух иероглифов: один из них означает «опасность», а другой «возможность сделать что-либо». Отталкиваясь от этого Гордон Хэмбли дает следующее определение кризиса: «Кризис — это опасная возможность с сопутствующей тревогой». Он же выделяет два вида кризиса: — Жизненный кризис (кризис развития); — Случайный кризис (кризис обстоятельств) (Хэмбли, К жизненным кризисам относятся основные события в жизни человека, такие как рождение, смерть, женитьба или замужество и т.д. Во многих случаях эти кризисы довольно предсказуемы, но тем не менее могут вызывать значительную стрессовую реакцию. Кризисы второго вида, напротив, непредсказуемы, их нельзя предвидеть: некто шел по улице и попал под машину; женщину изнасиловали; человек внезапно тяжело заболел, — все эти события ведут к случайным кризисам, или кризисам обстоятельств. Проблемная ситуация, как правило, не столь остра, не столь стрессогенна для клиента. Она может длиться годами без какой-либо значительной динамики и тем не менее представляет для клиента проблему (с более или менее четко очерченным, постоянным характером ситуации), Глава 1 с которой он обращается за помощью, поддержкой к разным людям, в том числе и к психологам-консультантам. Действия консультанта в кризисных ситуациях на наш взгляд мало специфичны и практически не зависят от характера ситуации. Напротив, в любой кризисной ситуации есть сходные черты — стресс, растерянность, различные негативные чувства: страх, вина, отчаяние и др. Закономерности динамики любого кризиса приводят к утверждению некоторых общих правил, по которым может действовать психолог-консультант. Большинство кризисных ситуаций требуют, чтобы консультант добивался трех целей: 1. Установление отношений доверия. 2. Определение сути кризисной ситуации. 3. Обеспечение обратившемуся возможности действовать. Первая цель — установление отношений доверия — достигается эмпатическим выслушиванием и отражением чувств клиента. При этом важно не только сочувствовать, но также выразить это сочувствие (эмпатию) хорошо подобранными словами. Клиент должен знать, что вы его понимаете и готовы работать вместе с ним в поисках разрешения кризиса. Вторая цель — установление характера и деталей кризиса. Клиенту нужно дать возможность выразить ясно и подробно что случилось, что послужило причиной кризиса. Необходимо сфокусировать рассказ клиента так, чтобы в конечном итоге кризисную ситуацию можно было описать одним предложением. В процессе диалога полезно отделить те аспекты проблем, которые могут быть изменены, от тех, которые изменить нельзя. Стоит также попросить клиента описать какие-либо предыдущие попытки найти решение, а затем исследовать другие возможные решения. Например, можно спросить: «Что случится, если вы...», «А как вы будете себя при этом чувствовать?». То есть нужно помочь клиенту обдумать различные вероятные последствия возможных его решений, а также способы, которыми он может выполнить свое решение. Необходимо постараться подключить внутренние, духовные силы личности и, возможно, Общее представление о кризисе, проблеме..._________ 9 найти какие-либо внешние силы, способные помочь выйти из кризиса. Третья цель кризисного консультирования — дать возможность клиенту действовать: помочь наметить определенный план действий и убедиться в том, что он реален и достижим. Если это так, и клиент принял на себя ответственность за реализацию плана, то консультант должен его ободрить и поддержать решение. Каким бы ни было это решение, клиент почувствует себя лучше после того, как примет его и начнет действовать. Хэмбли называет такой подход «консультированием надежды и действия», призывая консультанта в случае кризиса порождать надежду и призывать клиента к действию (Хэмбли, 1992). Можно более детально и подробно описать кризисное консультирование, вмешательство в кризис (интервенцию). Ниже приводятся восемь базовых принципов кризисной интервенции. К ним относится: Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена. Самоопределение. Обратившийся к нам в момент кризиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс. Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий. Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции — предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития. Поддержка. В своей работе специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса. Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис — это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индиви-
Глава 1 да. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису. Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент. Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, нацеленный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке. Предлагается следующая Модель решения кризисных проблем: 5 чем состоит проблема (кризис}! Выслушайте то, что клиент предъявляет как проблему (кризис). Если есть какие-то неясности, следует спросить напрямую, но спокойно, мягко, почему он (она) так считает. Не стоит забывать, что отправные точки клиентов могут существенно отличаться от ваших (система ценностей, жизненный опыт, умение владеть собой) и поэтому то, что они воспринимают как проблему, может показаться консультанту смехотворным или трудным для понимания. Если клиенты считают, что это проблема (кризис) — пусть будет так. Очень часто бывает полезно знать, почему в данный отрезок времени нечто представляется проблемой (кризисом). Это можно понять, задавая вопросы типа: «Что изменилось сегодня по сравнению со вчерашним днем?» или «Что нового произошло в последние дни (недели)?» Развитие проблемы (кризиса) почти всегда включает изменение обстоятельств и нашу способность справиться с этим. Не менее важно знать о других действующих лицах — их наличие может быть либо причиной стресса, либо ресурсом помощи в разрешении кризиса. Что предпринималось до сих пор! Сосредоточьтесь и старайтесь понять ситуацию. Важно знать, что клиент сделал для того, чтобы попытаться разрешить проблему (кризис). Такая линия разговора-исследования отражает вашу уверенность в том, что человек спо- Общее представление о кризисе, проблеме... 11 собен найти решение. Отождествляясь с тем, что уже было испробовано, вы помогаете клиенту ощутить реалистичность и осуществимость его возможностей. Это также требует от человека переосмысления произошедшего с ним до сих пор. Нередко клиенты испуганы или смущены, и это не позволяет им ясно мыслить. Частично ваша цель состоит в том, чтобы вернуть человеку эту способность, восстановить умиротворенность и умение рационально мыслить. Можно говорить с клиентом также о том, что существуют различные отправные точки в работе с кризисом: 1) посоветовать сделать то, что он может сделать сам, своими силами, например, пойти прогуляться, помедити-ровать, почитать, убрать в квартире; 2) рекомендовать ему выйти за рамки своего внутреннего мира, например, позвать друга, поговорить с человеком, послужившим причиной стресса; и 3) подсказать ему использовать общественные ресурсы — группы поддержки, священнослужителей, доктора, консультанта. О чем-то можно только поразмышлять, но не пытаться применить. Может так случиться, что некоторые варианты оттолкнут клиента, скорее всего из-за неточной или недостаточной информации. В отдельных случаях он не поймет, что данные услуги могут быть ему полезны. Возможно, его просто нужно подбодрить, чтобы он, почувствовав себя достаточно уверенно, сделал первый шаг и попросил помощи. В некоторых случаях человек имеет за своими плечами отрицательный жизненный опыт, который причинил ему страдания или, по меньшей мере, неприятности, и желание вновь испытать то же невелико. Подбадриваемый или вдохновленный новой для него информацией клиент может «почувствовать разницу» и захочет еще раз попробовать. Россия не только страна невыслушанных людей. По нашим наблюдениям, Россия еще и страна людей, которые не привыкли обращаться за помощью к каким-либо социальным службам и к иным элементам сети поддержки за исключением близких родственников или друзей. Обращение к психологу-психотерапевту по-прежнему многих пугает. А социальную защиту считают не эффективной, ей не верят.
12 Глава Общее представление о кризисе, проблеме... 13
Что же выбрать? Что же все-таки, принимая во внимание все сказанное выше, наиболее подходит конкретному человеку? Иногда страх или ощущение, что они не могут сделать что-то определенное, подталкивает людей к принятию несвойственного им решения, будто это последняя возможность достичь успеха. Консультант должен помочь клиенту почувствовать, что он владеет собственной судьбой; клиент должен понять, что действие — это возможный путь к успеху. При этом специалисты Метро Крайсис Лайн повторяют: «Запомните: мы не решаем проблемы клиентов, мы помогаем найти решение, которое они считают своим» (Руководство по телефонному консультированию, 1996). Психологу-консультанту также стоит обратить внимание еще на две рекомендации этой же службы, позволяющие конкретизировать и сделать более действенным решение клиента. Правило 1. Минимальные изменения, ведущие к преодолению кризиса. Слишком грандиозную и глобальную задачу невозможно выполнить до конца. Важно ставить перед собой реальные, достижимые цели. Используйте маленькие задачи — те, решение которых с большей вероятностью приведет к успеху. Такой подход воодушевляет людей и они легче склоняются к возобновлению попыток выйти из кризиса. Не переусердствуйте, призывая их сделать больше, чем они мог>т, — это может привести к провалу. Правило 2. Рассмотрение конкретного плана. В заключение дайте человеку возможность сказать вам, что он намерен сделать для выхода из кризиса. «Когда вы положите телефонную трубку (закроете дверь моего кабинета), что вы будете делать?» или «Завтра вы хотели позвонить кому-то; какой у него номер телефона?». Таким образом вы поддержите человека (Руководство по телефонному консультированию, 1996). Необходимо также помнить, что помимо ваших кризисных служб существуют другие элементы так называемой социальной сети. И действие этих сетей не стоит ог- раничивать. Помощь могут оказать и родственники и друзья кризисных клиентов. Напротив, по возможности взаимодействие с социальной сетью стимулируется. Никакой консультант не пробудет с клиентом 24 часа в сутки. Даже в кризисных стационарах это время ограничено. Поэтому важно реальное окружение человека, способное оказать помощь. Еще один вариант работы с кризисом — это так называемые группы самопомощи, типа «Анонимы с депрессией», группы для переживающих потерю и т.п. Правда, следует заметить, что для России это скорее дело не настоящего, а ближайшего будущего. Вопросы 1. Дайте определение понятию «кризис». 2. Что более характерно для проблемной, а что — для 3. Какие виды кризиса вы знаете? 4. Каких целей должен добиваться психолог-консуль Суицид как проявление кризиса 15
Глава 2 СУИЦИД КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА Теории самоубийства В любой кризисной или вообще психологической службе самоубийство неизменно является одной из самых волнующих тем. Особенно это касается начинающих психологов-консультантов. Да и для проработавших значительное время очередная встреча с чьим-то суицидом, суицидальными намерениями — еще один, очередной вызов личностной стойкости и профессионализму. Поэтому особенно важно иметь как эмоциональную, так и когнитивно-поведенческую подготовку к встрече с суицидальной ситуацией, подготовку, которая позволит действовать с достаточной долей уверенности. Исходя из этих предпосылок, поговорим о суициде максимально подробно и начнем с различных теоретических концепций. Еще с древности отношение к смерти и суициду носило двойственный характер: до первых цивилизаций Египта, Греции и Рима самоубийство, по-видимому, не поощрялось, затем отношение к нему стало более толерантным. Много позже зашел спор о том, является ли такой способ ухода из жизни чем-то нормальным или патологическим. Первые психологические концепции, берущие начало в научных трудах первой половины XIX века, рассматривали самоубийство как продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания. Эскироль, в частности, считал, что только в состоянии безумия человек способен покушаться на собственную жизнь, и все самоубийцы — душевнобольные. Аналогичных взглядов придерживались и некоторые русские исследователи (см.: Клиническая психиатрия, 1989). В начале XX века (1912 г.) ортодоксальным психиатрическим взглядам была противопоставлена социологическая теория самоубийств Дюркгейма, считавшего, что суицидальные мысли возникают прежде всего в результате разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивида от той социальной группы, к которой он принадлежит. Учитывая особенности этого разрыва, Э. Дюркгейм (1994) выделял следующие типы суицидов: 1) эгоистический (у лиц, недостаточно интегриро 2) альтруистический (полная интеграция с социальной 3) анемический (реакция личности на тяжелые измене Влияние этой теории заметно прослеживается и в современной концепции, рассматривающей самоубийство как своеобразный «крик о помощи». Далее в работах психоаналитического направления суицид трактуется как следствие нарушения психосексуального развития личности в результате отсутствия важных лиц в решающих стадиях развития, как метод восстановления утраченного объекта любви и воссоединения с ним. Фрейд также рассматривал суицид в русле взаимоотношений Эроса и Та-натоса. Суицид — влияние Танатоса, то есть инстинкта смерти, а не жизни (Фрейд, 1984). Другими словами, агрессия по отношению к самому себе. Большинство советских авторов при объяснении механизмов, лежащих в основе суицидального поведения, исходили из классических представлений И. П. Павлова о суициде как следствии кратковременного или длительного Аномия характеризуется отсутствием приемлемых норм управляемого поведения и спутанностью культурной идентичности, хроническим состоянием раздражения и неудовлетворенности жизнью, отсутствием уважения к себе и цели, потерей надежды на лучшее будущее.
16 торможения рефлекса цели. По И. П. Павлову, рефлекс цели — это «стремление к обладанию раздражающим пред-1 метом, понимая и обладание, и предмет в широком смыс-1 ле слова» (цит. по: Клиническая психиатрия, 1989). Сила] этого рефлекса представляет собой относительно стабиль- ] ную величину, проявляющуюся независимо от смысла и ценности цели. Однако находясь под постоянным влияни-1 ем внешних условий, рефлекс цели подвергается широким изменениям: от усиления до почти полного исчезновения. В последнем случае и возникает суицид, так как с угасани-1 ем рефлекса цели исчезает и ценность жизни. В соответствии с современными воззрениями, утвердив- I шимися в отечественной суицидологии, самоубийство рас- ] сматривается как следствие социально-психологической I дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации, причем суицидогенность ситуации не заключена в ней самой, а определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей (Клиническая психиатрия, 1994). Люди часто убивают себя, н^ осознавая, что они совершают самоубийство. Такие опасные привычки как злоупотребление алкоголем, наркотиками, безрассудное вождение автомобиля, прыжки с парашютом и т.д. тоже могут быть проявлениями желания умереть, но, как правило, желания неосознаваемого. 2.2, Факторы суицидального риска Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. Так, на попытку самоубийства влияют индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные цен-1 ности, уровень алкоголизации населения, время года и т.д. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на: 7) социально-демографические, 2) природные, 3) медицинские, 4) индивидуально-психологические3. /. Социально-демографические факторы Пол. Установлено, что женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Объяснение этого факта, возможно, таится в методах самоубийства: женщин обычно больше интересует вопрос о том, что произойдет с их телом после смерти, их больше волнует эстетика самоубийствами.: Вагин, Трегубое, 1993). Подавляющая часть женщин почти всегда использовала пассивные средства саморазрушения, например снотворные препараты, яды или газ. Отравление барбитуратами меньше изменяет внешность, чем огнестрельное ранение в голову. Большинство же мужчин чаще совершают суицид путем повешения, использования огнестрельного оружия или прыжка с высоты (см.: Хрестоматия по суицидологии, 1996). Так, соотношение суицидальных попыток у женщин и мужчин составляет приблизительно 2—3:1, но по количеству суицидальных попыток, самоубийств и актов самоповреждений, взятых вместе, мужчины преобладают над женщинами. В нашей стране существенных отличий в уровнях покушений на самоубийство у мужчин и женщин не выявлено; однако отмечается некоторое увеличение числа суицидальных попыток у мужчин — 1,1:1. Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3—6 лет (см.: Клиническая психиатрия, 1994). В США смертность от самоубийства в возрасте до 10 лет очень низкая, в 15—19 лет наблюдается ее повышение. А возраст 20—30 лет является периодом жизни, в котором наблюдается наибольшее число суицидальных попыток, что связано с предъявлением именно в этом возрасте наиболее высоких требований к адаптационным 3 Классификация предложена Н. Е. Бачерниковым с сотрудниками. Однако наименование последней группы факторов несколько изменено нами. 18 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 19
механизмам личности. Однако пик завершенных суицидальных актов отмечается среди лиц 45—49 лет, затем число самоубийств несколько снижается, а среди людей 65—70 лет вновь повышается. У молодых суицидальные попытки имеют, как правило, менее серьезный характер, чем у лиц пожилого возраста, но встречаются чаще. Место жительства. Количество самоубийств среди городских жителей заметно выше, чем в сельской местности. Выявлена прямо пропорциональная зависимость между плотностью населения и частотой самоубийств. Даже в пределах одного города частота завершенных самоубийств выше в центральной его части, а незавершенных — на окраинах. По более современным данным, в нашей стране частота суицидальных случаев в городской и сельской местности примерно одинакова. Семейное положение и особенности внутрисемейных отношений оказывают значительное влияние на суицидальный риск. Известно, что состоящие в браке реже совершают самоубийства, чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Предлагается также следующая градация риска самоубийств: наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними — овдовевшие и разведенные; далее — состоящие в бездетном браке; и, наконец, супружеские пары, имеющие детей. Среди суицидентов преобладают лица, имевшие в детстве приемных родителей, воспитывавшиеся в интернате или же имевшие только одного из родителей. Существенное влияние оказывает также социально-психологический тип семьи. Суицидоопасные состояния, в частности, легче возникают в семьях дезинтегрированных (отсутствие эмоциональной и духовной сплоченности), дисгармоничных (рассогласование целей, потребностей и мотиваций членов семьи), корпоративных (возложенные обязанности член семьи выполняет лишь при условии такого же отношения к обязанностям других членов семьи), консервативных (неспособность членов семьи сохранить сложившуюся коммуникативную структуру под давлением внешних авторитетов) и закрытых (ограниченное число социальных связей у членов семьи). Образование. В риске совершения самоубийства определенную роль играет и уровень образования, хотя данные по этому вопросу противоречивы. По сведениям ряда авторов среди суицидентов преобладают лица с невысоким уровнем образования; другие авторы, напротив, указывают на повышенную суицидоопасность у лиц с высоким уровнем образования. Общественно-профессиональное положение. На наш взгляд,-определенные тенденции проследить трудно. По данным некоторых отечественных исследований, среди суицидентов преобладают студенты вузов, учащиеся ПТУ, медицинские работники, водители транспорта (мужчины), работники системы бытового обслуживания (женщины) и неквалифицированные рабочие (Амбрумова, Тихоненко, 1980). Эти авторы также подчеркивают, что к дезадаптации и суициду ведет не столько профессиональное положение, сколько фактор «горизонтальной профессиональной мобильности», то есть частая смена места работы и профессии. Социально-экономические факторы. В периоды войн и революций число самоубийств значительно уменьшается, а во время экономических кризисов увеличивается (см.: Клиническая психиатрия, 1989). Так, в Великобритании в годы экономической депрессии 1936—1938 гг. 30 % всех самоубийц составили безработные. По данным ВОЗ 1960 года, частота самоубийств прямо пропорциональна степени экономического развития страны. Интересно также то, что самоубийства случаются как среди бедных, так и среди богатых людей. Более того, похоже, что последние более остро реагируют на финансовые потери, связанные с кризисом. В условиях СССР ни причины, ни частота самоубийств е имели прямых связей с такими факторами, как трудное материальное положение, плохие условия труда или тоИаЛЬНЫе конФликты (см.: Клиническая психиатрия, 1994). Эти факторы оказываются значительными в совокупности с другими, отягчающими положение человека. 20 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 21
2. Природные факторы В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, пришли к отрицательным выводам. 3. Медицинские факторы суицидального риска Церебрально-органические патологии. Н. Е. Бачериков с соавторами считают, что чем острее протекает органическое поражение головного мозга, тем ниже суицидальный риск. По мере хронификации органического заболевания головного мозга возможно как понижение суицидального риска (при нарастании деменции), так и его повышение (при психопатизации личности). Суицидальный риск сравнительно высок у лиц с остаточными симптомами органического поражения головного мозга, причем в обстоятельствах, которые личностно значимы и представляются непреодолимыми, т.е. свидетельствуют об определенной степени несостоятельности личности (Клиническая психиатрия, 1989). Психическая патология. По различным данным, душевнобольные совершают самоубийства в 26—100 раз чаще, чем психически здоровые лица. Наиболее высокий суицидальный риск отмечается при реактивных депрессиях, неалкогольных токсикоманиях, психопатиях и аффективных психозах. Индивидуально-психологические факторы суицидального риска Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета суицидента», не дали результатов. Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью. К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-этических норм, которыми личность руководствуется. Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группах, где существующие моральные нормы допускают, 'правдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах (суицидальные поступки в молодежной субкультуре как доказательство преданности и муже-тва, среди определенной категории лиц по мотивам защиты чести, расширенное самоубийство престарелых лиц мп°°льных с хроническими заболеваниями, эпидемии самоубийства среди религиозных сектантов и т.п.). 22 Глава Суицид как проявление кризиса 23
Причем самоубийство может быть индуцировано и не связи с морально-религиозными мотивами. Например, су ществует так называемый «эффект Вертера»4, обозначаю щий имитационное суицидальное влияние. Эффект Вертера подтверждается статистически достоверной взаимосвязью между отражением проблемы суицидов в средствах массовой информации и повышением частоты самоубийств среди подростков. Мы в своей практике также встречались со случаем серии самоубийств в одной из школ Пермской области, когда девочки-подростки лишили себя жизни буквально следуя примеру подруги. При суицидальных попытках, совершаемых в состоянии аффекта лицами без психоза, в большинстве случаев звучат мотивы индивидуалистического плана, отражающие социальную незрелость и морально-этическую неустойчивость. Например, наиболее частым пусковым механизмом являлись обида, гнев, возмущение в ответ на недоверие, законную требовательность, ограничение эгоистических желаний, измену, а также неудовлетворенность притязаний, боязнь ответственности. В этом находит отражение неумение или нежелание считаться с обстоятельствами, необходимостью соблюдения интересов окружающих, не-! способность к рациональному разрешению конфликтной ситуации и другие особенности личности (Клиническая психиатрия, 1989). По данным других исследователей, среди факторов, влияющих на учащение суицидного поведения, также выделяются резкие изменения жизненного стереотипа, привычного уклада и стиля жизни, отрыв от прежних традиционных культурных ценностей, невозможность заниматься, каким-либо привычным видом деятельности (Короленко, Донских, 1990).
Увеличивает риск самоубийства пребывание в особых условиях, например, в тюрьме. Кроме того, отмечается повышенный риск самоубийств среди так называемых меньшинств, например, гомосексуалистов (см.: Хрестоматия по; суицидологии, 1996). В практике работы нашего центра из- вестны случаи суицидальных намерений у лесбиянок. Таким путем человек может выходить из дискриминации и изоляции, в которой он находится в обычном обществе. Задачи консультанта Отношение кризисных служб к суициду различно. Некоторые созданы специально для работы с суицидальными клиентами, другие считают, что проводят профилактическую работу, не дают людям дойти до последней черты отчаяния, за которой лежит суицид. Кроме того, в основе работы одних служб лежит мнение, что поддерживать клиента в суицидальном намерении — неправильно. В их задачи включены выявление местонахождения клиента и активные попытки помешать совершению суицида, в том числе и прямыми физическими действиями. Сотрудники таких служб могут сами выезжать к суицидальному клиенту или передавать сведения о его местонахождении в медицинские и полицейские (милицейские) структуры. Другие службы работают на основании принципа самоопределения клиента — до такой степени, что могут подтвердить право клиента избрать смерть. Есть подходы, использующие провокативные тактики — буквально предлагающие клиенту умереть («предсмертный договор с психотерапевтом» и т.д.). Они не столь распространены и, по нашему мнению, в неумелых руках могут быть просто опасны. Хэмбли замечает, что каждый человек, работающий в кризисной службе, должен выработать личное отношение к самоубийству. Однако на наш взгляд это отношение должно в основном согласовываться с общими установками, принятыми в данной кризисной службе, иначе консультант рискует стать «белой вороной», а то и пасть жертвой давления групповых норм и покинуть службу. В целом можно выделить следующие задачи консультанта: 1- Уловить «сигналы», оповещающие о наличии суицидальных мыслей или тенденций. 24 Глава 2 Суицид как проявление кризиса 25
2. Оценить степень опасности (летальности) ситуации. 3. Проявить мягкую, осторожную заботу о клиенте, по 2.4. Признакисуицидальной опасности («ключи») В зависимости от взгляда человека на суицид различа-) ют вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситу-1 ационные «ключи». «Руководство по телефонному консультированию» (1996) содержит следующий их перечень. Вербальные «ключи». Непосредственные заявления типа! «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например «Вам не придется] больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело»,] или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. Бихевиоральные (поведенческие) «ключи». Отчаяние и плач. Неоднократное обращение к теме смерти в литература и живописи. Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен! Нехватка жизненной активности. Самоизоляция от семьи и любимых людей. Рост употребления алкоголя или наркотиков. Составление или изменение завещания. Изменение суточного ритма. Повышение или потеря аппетита. Вялость и апатия.
Неспособность сконцентрироваться и принимать реше| ния; смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям, например безрассудное управление автомобилем. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе. Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы оставили в покое (что вызывает раздражение со стороны других людей). Ситуационные «ключи». Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону. Достижение мужчиной пожилого возраста. Смерть любимого человека, особенно супруга. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы (безработица, развод). Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность. Канадские специалисты по суицидальному поведению, более обобщенно представляя многие из описанных выше признаков, выделяют 8 факторов повышенного риска самоубийства: Молодой возраст. Предыдущие попытки совершить самоубийство. Наличие психического заболевания. Злоупотребление алкоголем или наркотиками. Семейные драмы и трагедии: смерть, развод, серьезные конфликты. Наличие тяжелых хронических неизлечимых заболеваний. 26 Глава I Суицид как проявление кризиса 27
Значительные изменения в жизни: выход на пенсию, потеря работы, синдром «пустого гнезда» (когда дети на! чинают жить самостоятельной жизнью и покидают семью] (см.: Короленко, Донских, 1990). Еще один фактор, называемый канадскими учеными, -| принадлежность к аборигенному населению и метисам. Предлагаемый список также страдает некоторой кате горичностью и не учитывает данных, подтверждающих! что в молодом возрасте больше совершаются попытки са4 моубийства, а завершенный суицид более реален для стар] шего возраста и т.п. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |