Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации приведения задачи к обычной ТЗ




При решении конкретных транспортных задач приходится часто учитывать некоторые дополнительные ограничения: невозможность (запрет) поставки груза из  в  (блокировка), обеспечение пункта , заданным количеством  единиц груза за счет пункта отправления  и т.п. В этих случаях поступают следующим образом:

  1. Запрет перевозок груза из  в  осуществляется занесением в клетку числа  (здесь и в последующем  - сколь угодно большое число). При оптимальном плане эта клетка будет блокирована.
  2. По условию задачи требуется доставить из в    единиц груза. Следует занести в начале заполнения таблицы в клетку    число , считать ее в дальнейшем свободной ( ), а потребности  и запасы  уменьшить на . Найденный оптимальный план новой задачи будет оптимальным и для исходной (с добавлением  ).
  3. Если требуется из  в  завести груз  - заданного числа, то уменьшают запасы  и потребности   на и находят оптимальный план новой задачи, по которому определяют и решение исходной задачи ( , где  - компонента плана новой задачи).
  4. Иногда требуется перевезти из  в  груза не более заданного объема . Тогда, чаще всего, поступают следующим образом: в таблицу вводят дополнительный столбец  с тарифами, равными тарифам столбца  , кроме клетки  , где полагают . При этом потребности пункта  считаются равными  , a  - равными .

Находят решение полученной задачи обычными методами или устанавливают ее неразрешимость. Заметим, что исходная ТЗ разрешима лишь в том случае, когда для нее существует хотя бы один опорный план.

Пример 2.

 

 

Выпуск продукции трех заводов  , ,  составляет соответственно  и . Потребности четырех потребителей , , ,  равны соответственно  и . Известно, что:

  1. Продукция завода  не требуется пункту .
  2. С завода  потребителю   должно быть доставлено груза не более .

Стоимость перевозки одной тонны продукции из в  задана матрицей

 

Определить план прикрепления потребителей к заводам, удовлетворяющий поставленным условиям и обеспечивающий минимальные затраты на транспортировку всей продукции завода.

Решение.Заметим, что  и поэтому вводим фиктивного поставщика  с запасами  и нулевыми тарифами (4-ая строка). Получим закрытую модель ТЗ. Заполняем распределительную таблицу (табл. 2.14) в следующем порядке. В клетку  записываем число  (блокируем), тем самым выполнив первое условие задачи. Далее в столбце  записываем потребности , остальные  заносим в дополнительный столбец . Все тарифы в нем такие же, как и в , лишь в клетке   ставим число . Далее по принципу минимальной стоимости заполняем клетки таблицы.

Таблица 2.14

Bj Аi B1   B2   B3   B4 B5 Запасы ai
А1 110 3     4    6 M    1 150  4 260
А2    5    7 240 2     3     7 240
А3 190 4 50    3     8 60 6    M 300
А4     0     0 10 0 40 0     0 50
Потребности bj 300 200 50 250 100 150 850

 

Получаем опорный план


 

X= проверяем его на оптимальность, для чего составляем систему уравнений потенциалов:

, , Получаем ,, найдём:  
, ,  
,    
,    
,      
,      

Проверив свободные клетки, убеждаемся, что для них выполнятся условие (2.23) теоремы 5, следовательно, план  является оптимальным и  .

 


Пример 3

 

По данным примера таблицы 2.15 найти оптимальный план при условии полного обеспечения потребностей пункта В3.

Таблица 2.15

Bj Аi B1   B2   B3   B4 Запасы ai
А1 150 3     4 10    6 100 1 250
А2    5    7 240 2     3 300
А3 100 4 200 3     8     6 50
А4     0     0     0     0 50
Потребности bj 300 200 250 100 850

 

Следуя принципу минимальной стоимости, вносим в клетку А2 В3 груз 240 т. и недостающие 10 т. потребителю B3 заносим из A1. Исключаем из рассмотрения строку A2 и столбец B3 , уменьшая при этом a1 = 260 на 10 т. Решаем новую задачу (табл.2.16)

Таблица 2.16

 

Bj Аi B1   B2   B3   Запасы ai
А1 150 3     4 100 1 250
А2 100 4 200 3     6 300
А3 50 0     0     0 50
Потребности bj 300 200 100 600

 

Проверяем оптимальность плана в табл. 2.16 методом потенциалов, и убеждаемся, что все  в свободных ячейках. Находим . Добавив в матрицу, соответствующую последней таблице, строку  и столбец  из табл.3.16, находим решение задачи

и
В основном открытая модель транспортной задачи используется при решении ряда экономических задач.

 

 


ПРИМЕР. Компания «Стройгранит» производит добычу строительной щебенки и имеет на территории региона три карьера. Запасы щебенки на карьерах соответственно равны 800, 900 и 600 тыс. тонн. Четыре строительные организации , проводящие строительные работы на разных объектах этого же региона дали заказ на поставку соответственно 300, 600, 650 и 750 тыс. тонн щебенки. Стоимость перевозки 1 тыс. тонн щебенки с каждого карьера на каждый объект приведены в таблице:

Карьер Строительный объект

 

  1 2 3 4
1 8 4 1 7
2 3 6 7 3
3 6 5 11 8


Необходимо составить такой план перевозки (количество щебенки, перевозимой с каждого карьера на каждый строительный объект), чтобы суммарные затраты на перевозку были минимальными.
Данная транспортная задача является закрытой, так как запасы поставщиков 800+900+600=2300 равны спросу потребителей 300+600+650+750=2300. Математическая модель ЗЛП в данном случае имеет вид:
- количество щебенки, перевозимой с –го карьера на –й объект. Тогда целевая функция равна


Ограничения имеют вид


Составление опорного плана
Решение транспортной задачи начинается с нахождения опорного плана. Для этого существуют различные способы. Например, способ северо-западного угла, способ минимальной стоимости по строке, способ минимальной стоимости по столбцу и способ минимальной стоимости таблицы.
Рассмотрим простейший, так называемый способ северо-западного угла. Пояснить его проще всего будет на конкретном примере:
Условия транспортной задачи заданы транспортной таблицей.

Таблица № 1.

  В1 В2 В3 В4 В5 Запасы а>i
А1 10 8 5 6 9 48
А2 6 7 8 6 5 30
А3 8 7 10 8 7 27
А4 7 5 4 6 8 20
Заявки bj 18 27 42 12 26 125

 


Будем заполнять таблицу перевозками постепенно начиная с левой верхней ячейки ("северо-западного угла" таблицы). Будем рассуждать при этом следующим образом. Пункт подал заявку на 18 единиц груза. Удовлетворим эту заявку за счёт запаса 48, имеющегося в пункте   , и запишем перевозку 18 в клетке (1,1). После этого заявка пункта   удовлетворена, а в пункте осталось ещё 30 единиц груза. Удовлетворим за счёт них заявку пункта  (27 единиц), запишем 27 в клетке (1,2); оставшиеся 3 единицы пункта назначим пункту . В составе заявки пункта остались неудовлетворёнными 39 единиц. Из них 30 покроем за счёт пункта , чем его запас будет исчерпан, и ещё 9 возьмём из пункта . Из оставшихся 18 единиц пункта    12 выделим пункту ; оставшиеся 6 единиц назначим пункту , что вместе со всеми 20 единицами пункта покроет его заявку. На этом распределение запасов закончено; каждый пункт назначения получил груз, согласно своей заявки. Это выражается в том, что сумма перевозок в каждой строке равна соответствующему запасу, а в столбце - заявке. Таким образом, нами сразу же составлен план перевозок, удовлетворяющий балансовым условиям. Полученное решение является опорным решением транспортной задачи:

Таблица № 2.

  В1 В2 В3 В4 В5 Запасы а i
А1 10 18 8 27 5 3 6 9 48
А2 6 7 8 30 6 5 30
А3 8 7 10 9 8 12 7 6 27
А4 7 5 4 6 8 20 20
Заявки bj 18 27 42 12 26 125


Составленный нами план перевозок, не является оптимальным по стоимости, так как при его построении мы совсем не учитывали стоимость перевозок .
Другой способ - способ минимальной стоимости по строке - основан на том, что мы распределяем продукцию от пункта  не в любой из пунктов , а в тот, к которому стоимость перевозки минимальна. Если в этом пункте заявка полностью удовлетворена, то мы убираем его из расчетов и находим минимальную стоимость перевозки из оставшихся пунктов . Во всем остальном этот метод схож с методом северо-западного угла. В результате, опорный план, составленный способом минимальной стоимости по строке выглядит, так как показано в таблице № 2.3.
При этом методе может получиться, что стоимости перевозок и  от пункта  к пунктам  и  равны. В этом случае, с экономической точки зрения, выгоднее распределить продукцию в тот пункт, в котором заявка больше. Так, например, в строке 2: , но заявка  больше заявки , поэтому 4 единицы продукции мы распределим в клетку (2,1).

 

 


Таблица № 3

  В1 В2 В3 В4 В5 Запасы а i
А1 10 8 5 42 6 6 9 48
А2 6 4 7 8 6 5 26 30
А3 8 7 27 10 8 7 0 27
А4 7 14 5 4 6 6 8 20
Заявки bj 18 27 42 12 26 125


Способ минимальной стоимости по столбцу аналогичен предыдущему способу. Их отличие состоит в том, что во втором способе мы распределяем продукцию от пунктов  к пунктам   по минимальной стоимости .
Опорный план, составленный способами минимальных стоимостей, обычно более близок к оптимальному решению. Так в нашем примере общие затраты на транспортировку по плану, составленному первым способом , а по второму .
Клетки таблицы, в которых стоят ненулевые перевозки, являются базисными. Их число должно равняться . Необходимо отметить также, что встречаются такие ситуации, когда количество базисных клеток меньше чем . В этом случае распределительная задача называется вырожденной. И следует в одной из свободных клеток поставить количество перевозок равное нулю. Так, например, в таблице № 2.3:
,
а базисных клеток 7, поэтому нужно в одну из клеток строки 3 или столбца 2 поставить значение “0”. Например в клетку (3,5).
Составляя план по способам минимальных стоимостей в отличии от плана по способу северо-западного угла мы учитываем стоимости перевозок , но все же не можем утверждать, что составленный нами план является оптимальным.
Распределительный метод достижения оптимального плана
Теперь попробуем улучшить план, составленный способом северо-западного угла. Перенесем, например, 18 единиц из клетки (1,1) в клетку (2,1) и чтобы не нарушить баланса перенесём те же 18 единиц из клетки (2,3) в клетку (1,3). Получим новый план. Подсчитав стоимость опорного плана (она ровняется 1039) и стоимость нового плана (она равняется 913) нетрудно убедиться, что стоимость нового плана на 126 единиц меньше. Таким образом, за счёт циклической перестановки 18 единиц груза из одних клеток в другие нам удалось понизить стоимость плана:

 

 


Таблица № 4

  В1 В2 В3 В4 В5 Запасы а i
А1 10 8 27 5 21 6 9 48
А2 6 18 7 8 12 6 5 30
А3 8 7 10 9 8 12 7 6 27
А4 7 5 4 6 8 20 20
Заявки bj 18 27 42 12 26 125


На этом способе уменьшения стоимости в дальнейшем и будет основан алгоритм оптимизации плана перевозок. Циклом в транспортной задаче мы будем называть несколько занятых клеток, соединённых замкнутой, ломанной линией, которая в каждой клетке совершает поворот на 90°.
Существует несколько вариантов цикла:
1.) 2.) 3.)

Нетрудно убедиться, что каждый цикл имеет чётное число вершин и значит, чётное число звеньев (стрелок). Условимся отмечать знаком +те вершины цикла, в которых перевозки необходимо увеличить, а знаком - , те вершины , в которых перевозки необходимо уменьшить. Цикл с отмеченными вершинами будем называть означенным. Перенести какое-то количество единиц груза по означенному циклу, это значит увеличить перевозки, стоящие в положительных вершинах цикла, на это количество единиц, а перевозки, стоящие в отрицательных вершинах уменьшить на то же количество. Очевидно, при переносе любого числа единиц по циклу равновесие между запасами и заявками не меняется: по прежнему сумма перевозок в каждой строке равна запасам этой строки, а сумма перевозок в каждом столбце - заявке этого столбца. Таким образом, при любом циклическом переносе, оставляющем перевозки неотрицательными допустимый план остаётся допустимым. Стоимость же плана при этом может меняться: увеличиваться или уменьшатся. Назовём ценой цикла увеличение стоимости перевозок при перемещении одной единицы груза по означенному циклу. Очевидно, цена цикла ровна алгебраической сумме стоимостей, стоящих в вершинах цикла, причём стоящие в положительных вершинах берутся со знаком +, а в отрицательных со знаком-. Обозначим цену цикла через . При перемещении одной единицы груза по циклу стоимость перевозок увеличивается на величину . При перемещении по нему  единиц груза стоимость перевозок увеличиться на . Очевидно, для улучшения плана имеет смысл перемещать перевозки только по тем циклам, цена которых отрицательна. Каждый раз, когда нам удаётся совершить такое перемещение, стоимость плана уменьшается на соответствующую величину . Так как перевозки не могут быть отрицательными, мы будем пользоваться только такими циклами, отрицательные вершины которых лежат в базисных клетках таблицы, где стоят положительные перевозки. Если циклов с отрицательной ценой в таблице больше не осталось, это означает, что дальнейшее улучшение плана невозможно, то есть оптимальный план достигнут.
Метод последовательного улучшения плана перевозок и состоит в том, что в таблице отыскиваются циклы с отрицательной ценой, по ним перемещаются перевозки, и план улучшается до тех пор, пока циклов с отрицательной ценой уже не останется. При улучшении плана циклическими переносами, как правило, пользуются приёмом, заимствованным из симплекс-метода: при каждом шаге (цикле) заменяют одну свободную переменную на базисную, то есть заполняют одну свободную клетку и взамен того освобождают одну из базисных клеток. При этом общее число базисных клеток остаётся неизменным и равным  . Этот метод удобен тем, что для него легче находить подходящие циклы.
Можно доказать, что для любой свободной клетке транспортной таблице всегда существует цикл и притом единственный, одна из вершин которого лежит в этой свободной клетке, а все остальные в базисных клетках. Если цена такого цикла, с плюсом в свободной клетке, отрицательна, то план можно улучшить перемещением перевозок по данному циклу. Количество единиц груза , которое можно переместить, определяется минимальным значением перевозок, стоящих в отрицательных вершинах цикла (если переместить большее число единиц груза, возникнут отрицательные перевозки).
Применённый выше метод отыскания оптимального решения транспортной задачи называется распределённым; он состоит в непосредственном отыскании свободных клеток с отрицательной ценой цикла и в перемещении перевозок по этому циклу.
Распределительный метод решения транспортной задачи, с которым мы познакомились, обладает одним недостатком: нужно отыскивать циклы для всех свободных клеток и находить их цены. От этой трудоёмкой работы нас избавляет специальный метод решения транспортной задачи, который называется методом потенциалов.
Решение транспортной задачи методом потенциалов
Этот метод позволяет автоматически выделять циклы с отрицательной ценой и определять их цены.
Пусть имеется транспортная задача с балансовыми условиями


в равна ; таблица стоимостей задана. Требуется найти план перевозок , который удовлетворял бы балансовым условиям и при этом стоимость всех перевозок была минимальна.
Идея метода потенциалов для решения транспортной задачи сводиться к следующему. Представим себе что каждый из пунктов отправления  вносит за перевозку единицы груза (всё равно куда) какую-то сумму ;
в свою очередь каждый из пунктов назначения также вносит за перевозку груза (куда угодно) сумму . Эти платежи передаются некоторому третьему лицу (“перевозчику“). Обозначим

  и будем называть величину  “псевдостоимостью” перевозки единицы груза из в . Заметим, что платежи  и не обязательно должны быть положительными; не исключено, что “перевозчик” сам платит тому или другому пункту какую-то премию за перевозку. Также надо отметить, что суммарная псевдостоимость любого допустимого плана перевозок при заданных платежах (  и )) одна и та же и от плана к плану не меняется.
До сих пор мы никак не связывали платежи (  и ) и псевдостоимости  с истинными стоимостями перевозок . Теперь мы установим между ними связь. Предположим, что план  невырожденный (число базисных клеток в таблице перевозок ровно ). Для всех этих клеток . Определим платежи (  и ) так, чтобы во всех базисных клетках псевдостоимости были ровны стоимостям:
, при .
Что касается свободных клеток (где , то в них соотношение между псевдостоимостями и стоимостями может быть, какое угодно.
Оказывается соотношение между псевдостоимостями и стоимостями в свободных клетках показывает, является ли план оптимальным или же он может быть улучшен. Существует специальная теорема: Если для всех базисных клеток плана ,
,
а для всех свободных клеток xij=0,
,
то план является оптимальным и никакими способами улучшен быть не может. Нетрудно показать, что это теорема справедлива также для вырожденного плана, и некоторые из базисных переменных равны нулю. План обладающий свойством :
 (для всех базисных клеток ) (2.36)
 (для всех свободных клеток ) (2.37)
называется потенциальным планом, а соответствующие ему платежи (  и ) — потенциалами пунктов и )  ( ). Пользуясь этой терминологией вышеупомянутую теорему можно сформулировать так:
Всякий потенциальный план является оптимальным.
Итак, для решения транспортной задачи нам нужно одно - построить потенциальный план. Оказывается его можно построить методом последовательных приближений, задаваясь сначала какой-то произвольной системой платежей, удовлетворяющей условию (2.36). При этом в каждой базисной клетке получиться сумма платежей, равная стоимости перевозок в данной клетке; затем, улучшая план следует одновременно менять систему платежей. Так, что они приближаются к потенциалам. При улучшении плана нам помогает следующее свойство платежей и псевдостоимостей: какова бы ни была система платежей (  и ) удовлетворяющая условию (2.36), для каждой свободной клетки цена цикла пересчёта равна разности между стоимостью и псевдостоимостью в данной клетке: .
Таким образом, при пользовании методом потенциалов для решения транспортной задачи отпадает наиболее трудоёмкий элемент распределительного метода: поиски циклов с отрицательной ценой.
Процедура построения потенциального (оптимального) плана состоит в следующем.
В качестве первого приближения к оптимальному плану берётся любой допустимый план (например, построенный способом минимальной стоимости по строке). В этом плане  базисных клеток, где  - число строк,  - число столбцов транспортной таблицы. Для этого плана можно определить платежи ( и ), так, чтобы в каждой базисной клетке выполнялось условие :
(2.38)
Уравнений (2.38) всего , а число неизвестных равно . Следовательно, одну из этих неизвестных можно задать произвольно (например, равной нулю). После этого из  уравнений (2.38) можно найти остальные платежи , , а по ним вычислить псевдостоимости, для каждой свободной клетки.

Таблица № 5

    В1   В2   В3   В4   В5   αi
  А1 10 č= 7 8 č= 6 5 42 6 6 9 č= 6 α1= 0
  А2 6 4 7 č= 5 8 č= 4 6 č= 5 5 26 α2= -1
  А3 8 č= 8 7 27 10 č= 6 8 č= 7 7 0 α3= 1
  А4 7 14 5 č= 6 4 č= 5 6 6 8 č= 6 α4= 0
  βj   β1= 7   β2= 6   β3= 5   β4= 6   β5= 6  


, =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как , =>
, так как .
Если оказалось, что все эти псевдостоимости не превосходят стоимостей
,
то план потенциален и, значит, оптимален. Если же хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость больше стоимости (как в нашем примере), то план не является оптимальным и может быть улучшен переносом перевозок по циклу, соответствующему данной свободной клетке. Цена этого цикла равна разности между стоимостью и псевдостоимостью в этой свободной клетке.
В таблице № 2.5 мы получили в двух клетках , теперь можно построить цикл в любой из этих двух клеток. Выгоднее всего строить цикл в той клетке, в которой разность  максимальна. В нашем случае в обоих клетках разность одинакова (равна 1), поэтому, для построения цикла выберем, например, клетку (4,2):

Таблица № 6


Теперь будем перемещать по циклу число 14, так как оно является минимальным из чисел, стоящих в клетках, помеченных знаком - . При перемещении мы будем вычитать 14 из клеток со знаком - и прибавлять к клеткам со знаком + .
После этого необходимо подсчитать потенциалы  и  и цикл расчетов повторяется.
Итак, мы приходим к следующему алгоритму решения транспортной задачи методом потенциалов:
1. Взять любой опорный план перевозок, в котором отмечены m+n-1 базисных клеток (остальные клетки свободные).
2. Определить для этого плана платежи (αiи βj) исходя из условия, чтобы в любой базисной клетке псевдостоимости были равны стоимостям. Один из платежей можно назначить произвольно, например, положить равным нулю.
3. Подсчитать псевдостоимости  для всех свободных клеток. Если окажется, что все они не превышают стоимостей, то план оптимален.
4. Если хотя бы в одной свободной клетке псевдостоимость превышает стоимость, следует приступить к улучшению плана путём переброски перевозок по циклу, соответствующему любой свободной клетке с отрицательной ценой (для которой псевдостоимость больше стоимости).
5. После этого заново подсчитываются платежи и псевдостоимости, и, если план ещё не оптимален, процедура улучшения продолжается до тех пор, пока не будет найден оптимальный план.
Так в нашем примере после 2 циклов расчетов получим оптимальный план. При этом стоимость всей перевозки изменялась следующим образом: , ,
Следует отметить так же, что оптимальный план может иметь и другой вид, но его стоимость останется такой же .

 

 

Контрольные задания

 

       Ниже приведена таблица номеров задач, входящих в контрольные работы. Студент должен выполнить контрольные задания по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой его учебного шифра (номера зачетной книжки или студенческого билета).

 

 

Вариант

Номера задач контрольных заданий

  Контрольная работа №1 Контрольная работа №2
1 1.1,  2.1 3.1
2 1.2,  2.2 3.2
3 1.3,  2.3 3.3
4 1.4,  2.4 3.4
5 1.5,  2.5 3.5
6 1.6,  2.6 3.6
7 1.7,  2.7 3.7
8 1.8,  2.8 3.8
9 1.9,  2.9 3.9
0 1.10,  2.10 3.10

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...