Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Основные виды экономических задач, сводящихся к ЗЛП
Задача о наилучшем использовании ресурсов. Пусть некоторая производственная единица (цех, завод, объединение и т. д.), исходя из конъюнктуры рынка, технических или технологических возможностей и имеющихся ресурсов, может выпускать n различных видов продукции (товаров), известных под номерами, обозначаемыми индексом j . Будем обозначать эту продукцию . Предприятие при производстве этих видов продукции должно ограничиваться имеющимися видами ресурсов, технологий, других производственных факторов (сырья, полуфабрикатов, рабочей силы, оборудования, электроэнергии и т. д.). Все эти виды ограничивающих факторов называют ингредиентами . Пусть их число равно ; припишем им индекс i . Они ограничены, и их количества равны соответственно условных единиц. Таким образом, - вектор ресурсов. Известна экономическая выгода (мера полезности) производства продукции каждого вида, исчисляемая, скажем, по отпускной цене товара, его прибыльности, издержкам производства, степени удовлетворения потребностей и т. д. Примем в качестве такой меры, например, цену реализации , т.е. — вектор цен. Известны также технологические коэффициенты , которые указывают, сколько единиц i–го ресурса требуется для производства единицы продукции >j-го вида. Матрицу коэффициентов называют технологической и обозначают буквой А. Имеем . Обозначим через план производства, показывающий, какие виды товаров нужно производить и в каких количествах, чтобы обеспечить предприятию максимум объема реализации при имеющихся ресурсах. Так как - цена реализации единицы j-й продукции, цена реализованных единиц будет равна , а общий объем реализации . Это выражение — целевая функция, которую нужно максимизировать. Так как - расход i-го ресурса на производство единиц j-й продукции, то, просуммировав расход i-горесурса на выпуск всех n видов продукции, получим общий расход этого ресурса, который не должен превосходить единиц:
Чтобы искомый план был реализован, наряду с ограничениями на ресурсы нужно наложить условие неотрицательности на объёмы выпуска продукции: . Таким образом, модель задачи о наилучшем использовании ресурсов примет вид:
(1.33)
при ограничениях:
(1.34) (1.35)
Так как переменные входят в функцию и систему ограничений только в первой степени, а показатели являются постоянными в планируемый период, то (1.33)-(1.35) – задача линейного программирования.
Задача о смесях В различных отраслях народного хозяйства возникает проблема составления таких рабочих смесей на основе исходных материалов, которые обеспечивали бы получение конечного продукта, обладающего определенными свойствами. К этой группе задач относятся задачи о выборе диеты, составлении кормового рациона в животноводстве, шихт в металлургии, горючих и смазочных смесей в нефтеперерабатывающей промышленности, смесей для получения бетона в строительстве и т. д. Высокий уровень затрат на исходные сырьевые материалы и необходимость повышения эффективности производства выдвигает на первый план следующую задачу: получить продукцию с заданными свойствами при наименьших затратах на исходные сырьевые материалы.
Пример. Для откорма животных используется три вида комбикорма: А, В и С. Каждому животному в сутки требуется не менее 800 г. жиров, 700 г. белков и 900 г. углеводов. Содержание в 1 кг. каждого вида комбикорма жиров белков и углеводов (граммы) приведено в таблице:
Содержание в 1 кг.
| Комбикорм
|
| А
| В
| С
| Жиры
| 320
| 240
| 300
| Белки
| 170
| 130
| 110
| Углеводы
| 380
| 440
| 450
| Стоимость 1 кг
| 31
| 23
| 20
| Сколько килограммов каждого вида комбикорма нужно каждому животному, чтобы полученная смесь имела минимальную стоимость? Математическая модель задачи есть: - количество комбикорма А,В и С. Стоимость смеси есть: Ограничения на количество ингредиентов: ;
Задача о раскрое материалов Сущность задачи об оптимальном раскрое состоит в разработке таких технологически допустимых планов раскроя, при которых получается необходимый комплект заготовок, а отходы (по длине, площади, объему, массе или стоимости) сводятся к минимуму. Рассматривается простейшая модель раскроя по одному измерению. Более сложные постановки ведут к задачам целочисленного программирования.
Задача о назначениях Речь идет о задаче распределения заказа (загрузки взаимозаменяемых групп оборудования) между предприятиями (цехами, станками, исполнителями) с различными производственными и технологическими характеристиками, но взаимозаменяемыми в смысле выполнения заказа. Требуется составить план размещения заказа (загрузки оборудования), при котором с имеющимися производственными возможностями заказ был бы выполнен, а показатель эффективности достигал экстремального значения.
Пример. Цеху металлообработки нужно выполнить срочный заказ на производство деталей. Каждая деталь обрабатывается на 4-х станках С1, С2, С3 и С4. На каждом станке может работать любой из четырех рабочих Р1, Р2, Р3, Р4, однако, каждый из них имеет на каждом станке различный процент брака. Из документации ОТК имеются данные о проценте брака каждого рабочего на каждом станке:
| С1
| С2
| С3
| С4
| Р1
| 2,3
| 1,9
| 2,2
| 2,7
| Р2
| 1,8
| 2,2
| 2,0
| 1,8
| Р3
| 2,5
| 2,0
| 2,2
| 3,0
| Р4
| 2,0
| 2,4
| 2,4
| 2,8
| Необходимо так распределить рабочих по станкам, чтобы суммарный процент брака (который равен сумме процентов брака всех 4-х рабочих) был минимален. Чему равен этот процент? Обозначим за - переменные, которые принимают значения 1, если i-й рабочий работает на j-м станке. Если данное условие не выполняется, то . Целевая функция есть: . Вводим ограничения. Каждый рабочий может работать только на одном станке, то есть Кроме того, каждый станок обслуживает только один рабочий: Кроме того, все переменные должны быть целыми и неотрицательными: .
Транспортная задача.
Частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача. ТЗ в общем виде состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из m пунктов отправления в пунктов назначения n. В качестве критерия оптимальности можно взять минимальную стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки. Рассмотрим задачу с первым критерием, обозначив через сn тарифы перевозок единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения, через ai - запасы груза в пункте Аi через bj - потребности в грузе пункта - количество единиц груза, перевозимого из i-го пункта в j-й пункт. Составим математическую модель задачи. Так как от i-гo поставщика к j-му потребителю запланировано к перевозке единиц груза.
Таблица 2.1
Поставщики
| Потребители
| Запасы
| B1
| B2
| ...
| Bn
| А1
| C11
X11
| C12
X12
| ...
| C1n
X1n
| a1
| А2
| C21
X21
| C22
X22
| ...
| C2n
X2n
| a2
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
| ...
| Аm
| Cm1
Xm1
| Cm2
Xm2
| ...
| Cmn
Xmn
| am
| Потребности
| b1
| b2
| ...
| bn
| ∑ai=∑bj
|
Соответственно математическая постановка задачи состоит в определении минимума целевой функции
| (2.11)
| при условиях:
(2.12) (2.13)
(2.14)
Всякое неотрицательное решение систем уравнений (2.12)-(2.14), определяемое матрицей , называют опорным планом ТЗ, а план , при котором функция Z принимает минимальное значение - называется оптимальным планом ТЗ. Все данные, а затем и опорный план, удобно занести в распределительную таблицу. Если общее количество груза в пунктах отправления и общая потребность в нем в пунктах назначения совпадают, т.е.
(2.16)
то модель ТЗ называется закрытой.
Теорема 4.Любая транспортная задача, у которой суммарный объем запасов совпадает с суммарным объемом потребностей, имеет решение. Для доказательства теоремы необходимо показать, что хотя бы один план задачи и линейная функция на множестве планов при заданных условиях существу ограничена.
Доказательство:
Тогда величины являются планом, так как они удовлетворяют, системе ограничений (2.12), (2.13). Действительно, подставляя значения в (2.12) и (2.13), имеем
Выберем из значений наибольшее и заменим в линейной функции (2.11) все коэффициенты на тогда, учитывая (2.12), получаем
Выберем из значений наименьшее и заменим в линейной функции все коэффициенты на тогда, имеем
Объединяя два последних неравенства в одно двойное, окончательно получаем , т. е. линейная функция ограничена на множестве планов транспортной задачи. Ч.Т.Д. Если общее количество груза в пунктах отправления и общая потребность в нем в пунктах назначения не совпадают ТЗ называется открытой. Введением фиктивного потребителя (если ), или фиктивного отправителя (если ), любая задача приводится к закрытой модели (во всех фиктивных ячейках таблицы полагают ). Для разрешимости задачи равенство (2.15) является необходимым и достаточным условием. Нахождение опорных и оптимального планов ТЗ можно вести симплексным методом, но, ввиду специфики ТЗ, и большого ее прикладного значения, разработаны специальные методы. Нахождение опорных планов ТЗ можно осуществить одним из пяти методов: северо-западного угла, минимальной стоимости, аппроксимации Фогеля, двойного предпочтения и дельта-метода.
Методы составления опорного плана транспортной задачи.
|