Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достаточно напомнить о терминологическом разнобое 5 страница




Согласно В. И. Вернадскому, в течение миллиардов лет изменение облика Земли было связано с геологическими процессами, проходившими в земной коре, на поверхности и в глубинных слоях планеты. До появления органической жизни они затрагивали только ее косное (неорганическое) вещество. Но с появлением жизни, живого вещества между косным и живым веществом стал происходить непрерывный материальный и энергетический обмен. В свою очередь деятельность живого вещества, проникшего во все уголки

57



планеты, привела к образованию биосферы как «поля существования жизни».

По В. И. Вернадскому, биосфера - это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подверглась и подвергается ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, всю гидросферу, часть атмосферы и верхнюю часть литосферы (рис. 5), хотя ее конкретные линейные параметры разными учеными оцениваются не одинаково. Все компоненты биосферы тесно взаимодействуют между собой, составляя целостную систему, развивающуюся как по своим внутренним законам, так и под воздействием внешних сил, включая космические. Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю [20; 21].

В дальнейшем В. И. Вернадский развил свое учение о биосфере, дополнив его учением о переходе биосферы в ноосферу (букв, «мыслящую сферу», «сферу разума»). Он писал о том, что под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу. И о том, что ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете и в ней впервые сам человек становится крупнейшей геологической силой. Центральная идея учения о ноосфере — идея коэволюции, то есть совместного гармоничного развития природы и человеческого общества. Уже после В. И. Вернадского проблемами эволюции занимались его ученики и последователи — акад. А. Е. Ферсман, акад. В. Н. Сукачев, Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. А. Ковда и другие ученые. По современному определению ноосфера — это высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле [130, с. 315].

Учение о биосфере и ноосфере чрезвычайно широко используется в географии, и это вполне понятно, поскольку в центре ее внимания находятся закономерности взаимодействия в системе «человек—природа—общество». Это учение легло в основу экологии человека, существенно обогатив концептуальный аппарат наук, принимающих участие в ее становлении. С проблемой адаптации человека к окружаю-

58


щей среде тесно связана и медицинская география. В последнее время именно географами развивается понятие о ноосферогенезе — как о процессе трансформации биосферы и тенденции возрастания человеческого фактора в ее функционировании и развитии.*

Учение о природопользовании. Термин «природопользование» был впервые применен в 1959 году, хотя и в ограничительном, преимущественно эколого-биологическом толковании. Возникновение же учения о природопользовании приходится уже на 70-е годы, когда в системе «человек — природа — общество» начали происходить существенные и зачастую необратимые изменения. Сложившаяся ситуация привела к необходимости более глубокого и всестороннего анализа различных аспектов взаимодействия общества и природы и путей их оптимизации, причем в самом широком междисциплинарном аспекте. Именно в этом и заключается задача природопользования.

В середине 70-х годов появляется первое краткое определение природопользования — как деятельности, объединяющей все стороны воздействия человека на природу, включая ее охрану, освоение и преобразование. Позднее была предложена и более пространная дефиниция. Согласно ей под природопользованием следует понимать целенаправленную общественно-производственную деятельность, задача которой состоит в обеспечении настоящего и будущего поколения людей разнообразными природными ресурсами и окружающей средой определенного качества, улучшении использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении равновесия между природой и обществом на основе взаимоувязанных мер по охране, воспроизводству, повышению продуктивности, расширенному потреблению природного потенциала [26, с. 121].

Было также уточнено представление о структуре природопользования, которое должно включать как ресурсопроиз-водящие отрасли, так и ресурсопотребляющие отрасли, при-

* Наряду с понятием «ноосфера» в научной литературе встречаются также понятия «техносфера», «социосфера», «антропосфера» и др. Учение о техногенезе как геохимической деятельности «промышленно организованного человека» было создано акад. А. Е. Ферсманом. О роли техники как космической силы писал Н. А. Бердяев. Однако нужно учитывать, что техника и технология выражают хотя и важнейшую, но все же только одну сторону воздействия человека на природу.

60


чем и верхнего и нижнего «этажей». Представление о двух его основных направлениях — ресурсопользовании и охране окружающей среды, а также об аспектах природопользования: социально-политическом, технико-технологическом, правовом, социально-экологическом, эколого-экономиче-ском. И о подразделении природопользования на рациональное и нерациональное. При этом под рациональным природопользованием стали понимать систему деятельности, призванную обеспечивать экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. А к нерациональному природопользованию стали относить деятельность, не обеспечивающую сохранение природно-ресурсно-го потенциала [130, с. 405]. Были разработаны также понятия об интенсивном и экстенсивном природопользовании.

Как сфера научного знания природопользование включает элементы естественных, общественных и технических наук. Так, в его пределах уже достаточно громко заявила о себе экономика природопользования, развивающаяся по трем главным направлениям: экономики защиты окружающей среды от загрязнения, эколого-экономиче-ском и оценочном. Большое воздействие на ее развитие оказали работы таких ученых как академики Т. С. Хачатуров и Н. П. Федоренко, профессора К. Г. Гофман, М. Я. Лемешев, Н. Ф. Реймерс, П. Г. Олдак.

Не меньше контактов природопользование имеет и с географической наукой. Пожалуй, ярче всего об этом сказал Я. Г. Машбиц: «Природопользование, включающее взаимодействие на всех территориальных уровнях общества и природы, естественных ресурсов, хозяйства и расселения — это не только ведущая категория современной научной географии. Это и ее наиболее актуальное теоретическое и практическое направление... На природопользовании замыкаются важные направления землеведения, истории географии, географического ресурсоведения, географии хозяйства и населения, социальной и политической географии» [81, с. 19]. Не удивительно, что различные проблемы природопользования находили и продолжают находить отражение в работах очень многих географов, представляющих как физическую географию — Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. М. Рябчиков, В. М. Котляков, А. П. Капица, Н. Ф. Глазовский, В. С. Преображенский, А. Г. Исаченко и др., так и социально-экономи-

61



ческую географию — А.А.Минц [69], И. В. Комар [59], О. Р. Назаревский, В. А. Анучин [6], Г. А. Приваловская и Т. Г. Рунова [88].

По современным представлениям, главная задача географии природопользования заключается в территориальной организации рационального природопользования. Такая организация подразумевает, с одной стороны, оптимизацию природной среды, а с другой — совершенствование территориальной организации отраслей природопользования, причем и то и другое — в региональном аспекте, но с учетом общих целей социально-экономического развития.

Тем не менее теорию рационального (равновесного) природопользования еще нельзя считать созданной, разработка ее основ продолжается. По мнению акад. В. М. Котлякова, такие основы должны включать выяснение границ устойчивости природной составляющей географической оболочки, геосистем и общих экологических ограничений природопользования, определение критериев его оптимизации, создание системы экономических и внеэкономических показателей для комплексной оценки природных и социальных ресурсов и условий жизнедеятельности человека, участие в разработке экологичных технологий природопользования, разработку методологии комплексного прогнозирования.

Учение о Мировом океане.Термин «Мировой океан» был введен в науку в 1917 году известным русским географом и океанологом Ю. М. Шокальским в его труде «Океанография». С тех пор учение о Мировом океане постоянно развивалось и обогащалось. По современным представлениям изучением Мирового океана занимается целый комплекс наук (рис. 6), синтезирующим звеном которого является океанология — наука о природных процессах в Мировом океане, которая рассматривает его как целостный планетарный природный объект. Важное место в этом комплексе отводится и физической географии океана.*


* Такая точка зрения, при которой не океанология включается в состав физической географии (см. с. 31), а наоборот, также широко распространена. Более того, по мнению некоторых авторов океанология, как естественная наука, отделившаяся от географии еще в начале XX в., по своей комплексности вообще не имеет аналогов «на суше», поскольку она включает и физику моря, и морскую метеорологию, и химию моря, и геологию, и геоморфологию его дна и берегов, и биологию океана. Видимо, правильным будет считать, что океанология и физическая география Мирового океана дополняют друг друга.


Физическая география Мирового океа-н а зародилась еще в середине XIX века, но становление ее произошло уже в середине XX века. Она изучает морфологию Мирового океана и границы его частей, происхождение и развитие океанов, дно океанов, его воды и их динамику, взаимодействие океана, атмосферы и суши, океанические «ландшафты». В этой области знаний большую роль сыграли


 


62



 


работы А. Д. Добровольского, О. К. Леонтьева, В. П. Зенко-вича, Д. В. Богданова, Е. С. Короткевича, П. А. Каплина, В. Л. Лебедева и других ученых.

В середине XX века зародилась и экономическая география Мирового океана, что объясняется наступлением этапа интенсивного использования его природных условий и ресурсов. В составе экономической географии океана начали формироваться такие направления как использование минеральных, энергетических и биологических ресурсов океана, размещение производства в океанах и на берегах, география приморского размещения населения, география морского транспорта и всей морской инфраструктуры, география товарооборота, рекреации и туризма, а также влияние общественного производства на природную среду океана, его экономическое районирование. Все эти вопросы нашли отражение в работах В. В. Покшишев-ского, Л. И. Василевского, С. С. Сальникова [97], С. В. Михайлова, Ю. Г. Саушкина, В. А. Дергачева, С. Б. Шлихтера, С. Б. Слевича, П. Г. Сутягина и других экономико-географов.

Появились также первые работы в области политической географии океана, его военно-морской, медицинской географии, океанического природопользования, региональной географии, изучающей природу и хозяйство отдельных акваторий, картографии океана.

Почти одновременно возникла идея объединения всех этих направлений научной мысли в единое целостное учение о географии Мирового океана. Формально датой «отпочкования» географии Мирового океана считается 1970 год, когда состоялось первое организационное заседание по этой проблеме. Тогда же на V съезде Географического общества СССР акад. К. К. Марков в своем докладе сказал: «В географической науке создалось странное положение. Говорят, пишут о географии, подразумевая чаще всего одну ее половину — географию суши. Наступает, однако, пора признания географии океана». В становлении географии Мирового океана большую роль сыграли V, VI, VII съезды Географического общества СССР, XXIII Международный географический конгресс в Москве (1976), подготовка семитомной монографии «География Мирового океана» (1979—1985), издание таких фундаментальных картографических произведений, как «Морской атлас», «Атлас океанов». Особую роль в создании


учения о Мировом океане сыграл акад. К. К. Марков. Многое сделали также акад. А. Ф. Трешников, член-корр. РАН А. П. Капица, С. С. Сальников, Е. Е. Шведе, В. В. Покшишев-ский, А. П. Алхименко.

На VII съезде Географического общества СССР в 1980 году география Мирового океана была определена как специфическое направление системы географических наук, исследующее планетарные и комплексные физи-ко- и экономико-географические закономерности, процессы и комплексы в пределах океаносферы, а также взаимосвязь и взаимодействие океанских природных и социально-экономических комплексов с аналогичными комплексами на материках. Тогда же были охарактеризованы и главные принципы изучения Мирового океана с географической точки зрения.*

В дальнейшем учение о Мировом океане получило новое развитие как в СССР — России, так и за рубежом. О повышенном внимании к этой проблематике может свидетельствовать тот факт, что XXVIII Международный географический конгресс в Нидерландах в 1996 году проходил под девизом: «Земля, море и человеческая деятельность», который отразил стремление к более органичному соединению «сухопутной» и «морской» географии. Добавим, что в соответствии с принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году «Повесткой дня на XXI век» 1998 год объявлен ООН Международным годом Мирового океана.

Можно назвать еще несколько общенаучных учений, имеющих прямой «выход» на географическую науку и не только используемых, но и разрабатываемых географами.

Это — учение о происхождении культурных растенийакад. Н. И. Вавилова с выделением 8 главных центров (очагов) их зарождения; при этом в Индийском и Южноамериканском очагах им были намечены также «субцентры» (рис. 7).

* Среди нихособенно хотелось бы отметить определение пространственных границ географического исследования Мирового океана. В отличие от более узких рамок океанологии география Мирового океана занимается изучением географических процессов, происходящих не только в водной среде океана, но и в «переходных» зонах, включающих наряду с шельфом также побережья и острова. Именно это дало право Ю. Г. Сауш-кину назвать географию Мирового океана «земноводной».




























































































































Заказ 1097


Рис. 7. Центры (очаги) происхождения культурных растений Н. И. Вавилова (по Н. Ф. Рейсмерсу)

Это — учение о почвах, основоположником которого по праву считается В. В. Докучаев. Его знаменитая работа «Русский чернозем» и другие исследования привели к созданию почвоведения как науки, не просто вобравшей в себя представления геологов и ботаников, химиков и агрономов, а подчинившей их единой цели. Хорошо известно, какое значение почвам придавал В. И. Вернадский, который рассматривал их как продукт взаимодействия живого и косного вещества, как центральное звено в обменных процессах между материальными телами. Идеи В. В. Докучаева и В. И. Вернадского затем получили развитие в работах П. А. Костычева, Т. Н. Высоцкого, Н. М. Симбирцева, К. Д. Глинки, Л. И. Прасолова, Б. Б. По-лынова, И. П. Герасимова и других ученых. Согласно современным представлениям, почва являет собой сплошной орга-но-минеральный комплекс, образующийся в результате взаимодействия факторов почвообразования: материнских горных пород, рельефа, климата, вод, растений и животных. В зависимости от различных сочетаний этих факторов формируются и разные типы почв.

Это также учение о лесе, созданное Г. Ф. Морозовым и нашедшее отражение в его капитальном труде «Учение о лесе» [74]. Эта книга неоднократно переиздавалась у нас в стране и за рубежом. Учение Г. Ф. Морозова о лесе включает

66


три основные части: 1) биологию лесных пород, 2) биологию насаждений, 3) учение о типах насаждений. Но Г. Ф. Морозов был не только биологом, но и географом. Развивая идеи своего учителя В. В. Докучаева, он пришел к пониманию леса как географического явления. «Лес и его территория, — писал он, — должны слиться для нас в единое целое, в географический индивидуум, или ландшафт». Г. Ф. Морозов считал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с их географической средой. В изучение леса именно как географического явления большой вклад внесли также Г. И. Танфильев, Н. И. Кузнецов, В. Н. Сукачев и другие ученые.

5.2. Общегеографические учения

Сущность данной группы учений определяется формулировкой самого заголовка. К их числу мы относим учения о географической среде, о геосистемах, о геоэкологии и о конструктивной географии.

Учение о географической среде. Понятие «географическая среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. В марксистской литературе его впервые употребил Г. В. Плеханов. Более чем за столетие своего существования это понятие постепенно углублялось, становясь ядром соответствующего учения. Но одновременно оно вызывало постоянные споры и разногласия. Некоторые из них в известной мере сохранились и до наших дней.

Особенно бурные споры происходили в 60—70-х годах. Они служили отголоском дискуссий о «единой географии» и о системе географических наук. При этом главных спорных вопросов было два.

Первый вопрос — о толковании самого понятия «географическая среда», который буквально разделил географов и близких к ним философов на два лагеря. Сторонники более широкой трактовки считали, что понятия «географическая среда» и «природа» в конце XX века стали синонимами, поскольку человек «окультурил» уже всю планету. Сторонни-

Например, Ю. Г. Саушкин в 1973 году писал: «По своей площади геосреда уже расширилась до «географической оболочки», и ее расширение идет все больше «вглубь», т. е. увеличивается интенсивность и многосторонность ее эксплуатации [93, с. 319].

67


ки более узкой трактовки полагали, что «географическая среда» и «природа» — это понятия одного плана и когда-нибудь действительно сольются. Но пока еще географической средой человеческого общества следует называть только ту часть географической оболочки Земли, которая по существу представляет собой сферу жизни и деятельности человека. По расчетам А. М. Рябчикова, проведенным в 70-х годах, человек освоил и эксплуатирует немногим более 50% территории земной суши, и в том числе интенсивно 15—17%. По современным оценкам — 68%.

Не меньше, если не больше споров вызвал вопрос о том, что входит в понятие о географической среде и, соответственно, по каким законам она развивается. При этом также обозначились две трактовки — широкая и узкая. В. А. Анучин и его сторонники считали, что географическая среда включает разнокачественные — и природные, и общественные — элементы. Поэтому в ней взаимодействуют природные и общественные законы. Кроме того, сторонники этой трактовки включали в географическую среду и самого человека как часть природы и биосоциальное существо. Представители иной точки зрения, возглавлявшиеся акад. С. В. Калесником, предлагали включать в понятие о географической среде только те элементы и те тела и силы природы, которые, хотя и созданы человеком, но сохраняют природные аналоги (поля, сады, пастбища, пруды, каналы, лесные полосы). Они категорически отрицали правомерность включения в географическую среду самого человека, поскольку во взаимоотношениях с природой он играет роль «хозяина», а также существование «переходных» законов. Они полагали, что преобразовательная деятельность людей в природе подчиняется общественным законам, хотя дальнейшее развитие «очеловеченной» природы происходит по естественным законам.

За прошедшее с тех пор время в этих вопросах появилось больше ясности, но многие разногласия еще остаются. Так, по определению Э. Б. Алаева географическая среда — это та часть географической оболочки..., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества [ПО, с. 18].

68


С другой стороны, акад. В. М. Котляков в последние годы не раз писал о том, что географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов.

В какой-то мере примирению обеих сторон способствовало появление в 70-х годах в своем роде компромиссного термина «окружающая среда». Под окружающей средой понимают всю среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только природная среда, правильнее говорить об «окружающей природной среде».

Учение о геосистемах.Понятие о геосистеме, являющееся краеугольным камнем соответствующего учения, было введено в научный обиход акад. В. Б. Сочавой в 1963 году. Под геосистемами В. Б. Сочава понимал природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Природной геосистемой он называл конкретную территорию, на которой отдельные компоненты природы находятся в тесной связи друг с другом, с соседними участками, с человеческим обществом, с космосом. Позднее В. Б. Сочава предложил свою иерархию геосистем с выделением трех главных уровней: планетарного (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс), регионального (природные зоны, подзоны, провинции и др.) и локального или топологического. Он считал учение о геосистемах стержнем всей физической географии [98].

В дальнейшем это учение получило развитие в работах многих известных физико-географов, а сам термин «геосистема» широко вошел в научный обиход в качестве синонима природного географического комплекса. В качестве одного из примеров именно такой трактовки можно привести высказывание А. Г. Исаченко о том, что «природный географический комплекс или геосистема — есть особого рода материальная система, состоящая из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части целого» [53, с. 46].

Однако затем была предпринята попытка перенести понятие «геосистема» и на системы социально-экономической

69


географии — например, территориально-производственные комплексы, системы расселения, территориально-рекреационные, природно-технические и другие системы. Следовательно, это учение, возникшее как физико-географическое, со временем перешло в ранг общегеографических. По современным представлениям существует три основных класса геосистем. Во-первых, это природные геосистемы, к которым принято относить естественные, практически неизмененные человеком системы. Во-вторых, это собственно антропогенные системы, целиком созданные человеком и не имеющие аналогов среди природных геосистем (например, города, промышленные объекты). В-третьих, это наиболее распространенные природно-антропогенные системы — территории разных рангов, на которых происходит взаимодействие природных и антропогенных процессов.

В новом, расширительном понимании учение о геосистемах служит одной из главных предпосылок интеграции в географии. На это обращали внимание акад. В. М. Котляков, В. С. Жекулин, С. Б. Лавров, А. Г. Исаченко и другие географы.

Учение о геоэкологии.Термин «экология» в буквальном переводе с греческого означает «наука о местообитании». Он был предложен еще в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем и стал применяться для характеристики взаимоотношения организмов растительного и животного мира с окружающей природной средой. Затем на этой основе в рамках биологии зародилось учение об экологии, которое стало быстро развиваться на основе исследования взаимоотношений организмов и среды, сообществ и популяций этих организмов, а с 30-х годов XX века — и экосистем как природных комплексов, состоящих из совокупности живых организмов и окружающей их среды. В таком классическом понимании данная наука продолжала оставаться биологической экологией или биоэкологией.

В принципе биоэкологией она оставалась и после того, как включила в свою орбиту и человека. Сам термин «экология человека» появился еще в начале 20-х годов, но широкое распространение получил уже во второй половине XX века, когда экология человека стала рассматриваться как биологическая дисциплина, изучающая адаптацию человека (популяции) к определенным природным условиям. При


этом сам человек фигурировал в данном процессе как биологический вид, занимающий свою экологическую нишу в общей экосистеме Земли.

Однако в дальнейшем экология вышла далеко за рамки биологии как таковой, превратившись в межпредметный комплекс научных направлений. Иногда этот комплекс называют «Большой» (или всеобщей) экологией и включают в него аналитическую и прикладную экологию, экологию человека, социальную экологию, биоэкологию, геоэкологию и некоторые другие структурные звенья. Вспомним и «экологию культуры», предложенную акад. Д. С. Лихачевым.

С позиций географии особый интерес представляет социальная экология, под которой С. Б. Лавров понимает также разветвленный междисциплинарный комплекс наук, изучающий взаимоотношения между обществом и окружающей средой, принципы организации человеческой деятельности с учетом объективных экологических законов. Поскольку социальная экология берет на себя изучение проблем, связанных с взаимоотношениями природы и общества (именно общества, а не отдельного человека!), то в поле ее зрения неизбежно попадает и вся «вторичная природа», к которой относят то, что создано людьми и что, собственно говоря, в первую очередь порождает экологические проблемы. Подобной расширенной трактовки ныне придерживаются и многие крупнейшие биологи-экологи (акад. С. С. Шварц, акад. А. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс), а также такой авторитет в этих вопросах, как акад. Н. Н. Моисеев.

Что же касается собственно геоэкологии, то это понятие возникло на Западе в 30-х годах XX века. Конечно, не следует думать, что интерес географии к подобной проблематике появился только в это время. Фактически именно география с самого своего возникновения занималась изучением среды обитания людей, взаимоотношениями человека и природы.

В данном случае речь идет только о термине. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали как своего рода гибридное направление, объединяющее экологические и географические подходы к изучению экосистем и геосистем. Но затем шаг за шагом это понятие расширялось и уточнялось — прежде всего благодаря работам акад.

71


И. П. Герасимова [29], Д. Л. Арманда, А. Г. Воронова, В. С. Же-кулина, Ф. Н. Милькова, В. С. Преображенского, С. Б. Лаврова, Ю. Д. Дмитревского, Н. Ф. Глазовского, А. Г. Исаченко, Ю. Н. Гладкого, К. М. Петрова [229] и др. Актуальные проблемы геоэкологии в той или иной мере обсуждались на всех последних съездах Географического общества СССР, но в особенности на IX (1990) и X (1995) съездах.

Постепенно сложилось и современное представление о геоэкологии, как о составной части большого междисциплинарного комплекса экологических проблем и сферы перекрытия географии и экологии. Согласно одному из определений геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий.

Соответственно были сформулированы и две основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение — животное — человек. Были намечены основные «отраслевые» направления геоэкологии: физико-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое, ее главные территориальные аспекты: локальный, региональный, глобальный (акад. М. И. Будыко, Ю. Н. Гладкий, С.Б.Лавров), геоэкология Мирового океана, а также положено начало эколо-го-экономическому районированию (Ю. Д. Дмитревский, Н. Н. Клюев), ландшафтной геоэкологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...