Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подраздел II ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЕГО ОХРАНА




Общая характеристика права лесопользования

Право лесопользования является составной частью права приро­допользования, поэтому ему присущи общие черты последнего. Вместе с тем, право лесопользования имеет определенные особенно­сти, которые обусловлены формами собственности на лес, его право­вым режимом, значимостью лесов в выполнении экологических, экономических, культурно-оздоровительных и иных функций.


Право лесопользования следует рассматривать в двух аспектах — как объективное и как субъективное право.

Объективное право лесопользования — это совокупность право­вых норм, которые регулируют порядок и условия рационального использования и воспроизводства лесов, их охраны и защиты, осно­вания возникновения, изменения и прекращение правоотношений в указанной области.

Субъективное право лесопользования следует понимать как установленную и гарантированную законом возможность конкрет­ных субъектов на непосредственную эксплуатацию лесов с целью удовлетворения потребностей в лесных ресурсах, добычи их полез­ных свойств.

Для характеристики права лесопользования важное значение имеет определение таких понятий, как «лес», «лесные ресурсы» и «лесной фонд». Лесной кодекс Украины от 21 января 1994 г. в ре­дакции от 8 февраля 2006 г. определяет «лес» как тип природных комплексов, в котором соединяются главным образом древесная и кустарниковая растительность из соответствующей почвой, травя­нистой растительностью, животным миром, микроорганизмами и иными природными компонентами, которые взаимосвязаны в сво­ем развитии, воздействуют друг на друга и на окружающую при­родную среду (ст. 1 ЛК Украины). Леса являются национальным богатством и по своему назначению и местонахождению выполняют преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиениче­ские, оздоровительные, рекреационные, эстетические, воспитатель­ные и иные функции, являются источником для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.

Лесной фонд — понятие значительно более широкое от понятия

леса.

В ЛК Украины (ст. 4) оно определяется таким образом: «К лес­ному фонду Украины принадлежат лесные участки, в т.ч. защитные насаждения линейного типа, площадью не менее 0,1 га». Таким образом, понятие «лесной фонд» включает в себя не только леса, но и защитные насаждения определенной площади.

Понятие «лесные ресурсы» также существенно отличаются от понятий «лес» и «лесной фонд». Лесными ресурсами являются древесные, технические, лекарственные и иные продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения, а также производства и восстанавливаются в процессе формирова­ния лесных природных комплексов (ст. 6 ЛК Украины).

Субъектами лесных отношений являются органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, которые действуют в соответствии с Конституцией и законами Украины.


 





302


303


§ 2. Использование лесных ресурсов

Использование лесных ресурсов может осуществляться в поряд­ке общего и специального использования.

В соответствии со ст. 66 ЛК Украины, граждане имеют право в лесах государственной и коммунальной собственности, а также с согласия собственника в лесах частной собственности свободно на­ходиться, бесплатно без выдачи специального разрешения собирать для личного потребления травянистые дикорастущие растения, цветы, ягоды, орехи, грибы и др., кроме случаев, предусмотренных ЛК и иными законодательными актами Украины.

Граждане во время осуществления общего использования лесных ресурсов обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами в объемах и способами, которые не причиняют вред восстановлению этих ресурсов, не ухуд­шают санитарное состояние лесов.

Таким образом, для общего использования лесных ресурсов, характерным являются такие особенности: осуществляется только гражданами для удовлетворения личных потребностей; бесплат­ность; отсутствие специального разрешения на эксплуатацию лес­ных ресурсов.

В отличие от общего, специальное использование лесных ресур­сов осуществляется не только гражданами, но и юридическими лицами, за плату и по специальным разрешениям.

Видами использования лесных ресурсов являются: заготовка древесины в порядке рубок главного пользования; заготовка второ­степенных лесных материалов (живицы, пней, коры, древесной зелени, древесных соков); побочные лесные пользования; исполь­зование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и учебно-воспита­тельных целей, нужд охотничьего хозяйства, проведения научно-ис­следовательских работ.

Законодательством Украины могут предусматриваться и иные виды специального использования лесных ресурсов.

Специальное использование лесных ресурсов осуществляется на лесных участках, выделяемых для этой цели, без предоставления земельных участков. Оно проводится по специальному разрешению (лесорубочный билет, ордер, лесной билет).

Специальное разрешение на заготовку древесины в порядке рубок главного пользования предоставляется органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства АРК, территориальными органами центрального органа исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства. Специальное разрешение на иные виды специ­ального использования лесных ресурсов предоставляется собствен­никами лесов или постоянными лесопользователями. На выделен­ных лесных участках могут использоваться лишь те лесные ресур-


сы и лишь для целей, предусмотренных выданным специальным разрешением. Формы специальных разрешений и порядок их вы­дачи утверждается Кабинетом Министров Украины.

Заготовка древесины во время рубок главного пользования яв­ляется одним из наиболее распространенных видов специального использования лесных ресурсов. Согласно Правилам рубок главно­го пользования в лесах Украины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1995 г.1 рубки главного пользования — это вырубка спелых древостоев с целью заготовки древесины.

В соответствии с Правилами рубок, связанных с ведением лес­ного хозяйства, и других рубок, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 16 мая 1996 г.2, их осуществление направлено на обеспечение охраны, оздоровления, усиления за­щитных свойств и повышения производительности лесов, органи­зации территории лесного фонда, проведение других лесохозяй-ственных мероприятий, а также расчистка земельных участков лесного фонда, покрытых лесной растительностью в связи со стро­ительством гидроузлов, путей сообщения, добычей полезных ис­копаемых, прокладкой коммуникаций и др.

Рубки, связанные с ведением лесного хозяйства, делятся наруб­ки ухода за лесом и другие виды рубок.

Главной задачей рубок ухода за лесом является: улучшение ка­чества и породного состава насаждений; сохранение и усиление экологических, эстетичных и других свойств леса; повышение стойкости и производительности насаждений; создание условий для сокращения сроков выращивания технически спелой древесины.

К другим видам рубок принадлежат: выборочные и сплошные санитарные рубки; лесовосстановительные рубки в древостоях, которые теряют защитные, водоохранные и другие естественные свойства; рубки, связанные с реконструкцией малоценных деревьев; прокладка квартальных просек и создания противопожарных раз­рывов.

Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами от­пуска древесины на корню в лесах Украины, которые утверждают­ся Кабинетом Министров Украины.

Следующим видом специального использования лесных ресурсов является заготовка второстепенных лесных материалов (живица, пни, луб, кора, древесная зелень, древесные соки).

Заготовка живицы осуществляется путем подсочки (надреза на коре) спелых древостоев, которые после окончания сроков подсоч­ки планируются к рубке, а также поспевающих древостоев, которые к сроку окончания рубки будут подлежать рубке. Запрещается про­ведение рубок главного пользования до окончания сроков подсочки

1 СП Украины. — 1995. — № 10. — Ст. 225.

2 СП Украины. — 1996. — № 12. — Ст. 336.


 


304


305


в хвойных древостоях, предназначенных для заготовки живицы. Рубка таких древостоев до их подсочки, а также досрочное изъятие их с подсочки может допускаться, в порядке исключения, с разре­шения Государственного комитета лесного хозяйства Украины.

Согласно Правилам заготовки живицы в лесах Украины, утвер­жденных постановлением Кабинета Министров Украины от 8 фев­раля 1996 г.1 участки для заготовки живицы определяются по ма­териалам лесоустройства и планов рубок главного пользования.

Заготовка пней, луба, коры и древесной зелени проводится для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлет­ворения потребностей населения. Порядок их заготовки урегулиро­ван Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.96 г. «Порядок заготовки второстепенных лесных материалов и осущест­вление побочных лесных пользований в лесах Украины».

Древесные пни заготавливаются для получения осмола (сырья для смолоскипидарного производства) и дров. К началу работ, свя­занных с заготовкой 1шей, лесопользователи составляют техноло­гические карты.

Луб заготавливается путем снятия коры из деревьев, предна­значенных для рубки в текущем году. Работа проводится в период интенсивного движения соков (апрель-май).

Кора древесных пород заготавливается с целью получения ле­карственного и технического сырья (кора дуба, крушины, калины, и т.п.), а также сырья для производства дегтя (берест).

Среди видов права специального использования лесных ресурсов важное место занимают побочные лесные пользования. В соответ­ствии со ст. 73 ЛК Украины к побочным лесным пользованиям от­носятся: заготовка сена, выпас скота, размещение пасек, заготовка дикорастущих плодов, грибов, орехов, ягод, лечебных растений, сбор лесной подстилки, заготовка камыша. Этот вид лесопользова­ния является сезонным. Сроки его начала и окончания устанавли­ваются органами исполнительной власти по вопросам лесного хо­зяйства.

Выпас скота разрешается на покрытых и не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда, если это не наносит им ущерб. На территориях объектов природно-заповедного фонда выпас скота может осуществляться лишь при условии, что он не противо­речит их целевому назначению. Законодательством, а в некоторых случаях, по решению местных органов государственной исполни­тельной власти и органов местного самоуправления предполагают­ся ограничение выпаса скота в лесах.

Места размещения ульев и пасек определяются постоянными пользователями земельных участков лесного фонда с учетом условий ведения лесного хозяйства и специального использования лесных ресурсов. Для размещения ульев и пасек выделяются участки пре-

1 СП Украины. — 1996. — № 7. — Ст. 209.


имущественно на опушках, лужайках и других не покрытых лесной растительностью землях. На таких участках разрешается сооруже­ние временных (не капитальных) зданий без права вырубки деревьев и кустарников, расчистки и распашки земельных участков лесного фонда. Размещение пасек в местах массового отдыха людей запре­щается.

Для сенокошения могут использоваться незалесенные участки, лужайки и другие не покрытые лесной растительностью земли, на которых не ожидается естественное лесовосстановление. В отдель­ных случаях для заготовки сена могут использоваться междурядье лесных культур и плантаций.

Заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лечебных растений, сбор лесной подстилки и заготовка камыша ведется спо­собами, которые исключают истощения их ресурсов. Объемы еже­годных заготовок продукции устанавливаются постоянными лесо­пользователями на основании материалов лесоустройства. Заго­товка лесных продуктов для получения пищевого и лечебного сырья в лесах, где осуществлялись мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями с использованием химических средств, осуществля­ется с соблюдением соответствующих санитарных норм и правил.

Сбор лесной подстилки допускается в отдельных случаях в лесах на одной и той же площади не чаще одного раза на протяжении 5 лет. Заготовка камыша осуществляется на земельных участках лесного фонда с учетом сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и птиц, а также соблюдения иных требо­ваний охраны окружающей природной среды.

Способы и сроки осуществления побочных лесных пользований определяются постановлением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 1996г. «Опорядке заготовки второстепенных лесных мате­риалов и осуществление побочных лесных пользований в лесах

Украины».

Использование полезных свойств лесов для культурно-оздоро­вительных, рекреационных, спортивных и туристических целей осуществляется юридическими и физическими лицами с разреше­ния органов местного самоуправления по согласованию с постоян­ными лесопользователями. Этот вид пользования осуществляется с учетом требований по сохранению лесной среды и естественных ландшафтов и с соблюдением правил архитектурного планирования пригородных зон и санитарных требований. В лесах, которые ис­пользуются для отдыха, лесопользователи должны осуществлять работы по их благоустройству.

Для научно-исследовательских работ соответствующим учреж­дениям и организациям выделяются специальные земельные участ­ки лесного фонда. На этих участках может быть ограничено или полностью запрещено использование лесных ресурсов, если это противоречит целям научно-исследовательских работ.


 


306


307


§ 3. Право собственности на леса

В соответствии со ст. 7 ЛК Украины леса, находящиеся в преде­лах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа право собствен­ности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.

В отличие от предыдущей редакции ЛК Украины, в новой редак­ции кодекса от 8 февраля 2006 г. предусматривается возможность пребывания лесов в государственной, коммунальной и частной собственности. Соответственно, субъектами права собственности на леса являются государство, территориальные громады, граждане и юридические лица.

В государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной и частной собственно­сти. Право государственной собственности на леса возникает и ре­ализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров АРК, местных государственных администраций в соответствии с законом.

В коммунальной собственности находятся леса в пределах населенных пунктов, кроме лесов, находящихся в государственной или частной собственности. Кроме того, в коммунальной собствен­ности могут пребывать и другие леса, приобретенные или отнесен­ные к объектам коммунальной собственности в установленном за­коном порядке.

Право коммунальной собственности на леса приобретается при размежевании в установленном законом порядке земель государ­ственной и коммунальной собственности, а также путем передачи земельных участков с государственной собственности в коммуналь­ную, и по другим основаниям, не запрещенным законом. Порядок размежевания земель государственной и коммунальной собствен­ности установлен Законом Украины «О размежевании земель госу­дарственной и коммунальной собственности».

Леса в Украине могут также находиться в частной собственности граждан и юридических лиц Украины. Граждане и юридические лица Украины могут бесплатно или за плату приобретать в собствен­ность в составе угодий крестьянских, фермерских и иных хозяйств замкнутые земельные лесные участки общей площадью до 5 га. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования лесов в со­ответствии с законом.

Граждане и юридические лица могут иметь в собственности леса, созданные ими на приобретенных в собственность в установленном порядке земельных участках деградированных и малопродуктив­ных угодий, без ограничений их площади. Леса, созданные граж­данами и юридическими лицами на земельных участках, что при-













308


надлежат им на праве собственности, находятся в частной собствен­ности этих граждан и юридических лиц.

Право частной собственности на леса граждан и юридических лиц Украины возникает с момента получения ими документов, удо­стоверяющих право собственности на земельный участок и их госу­дарственной регистрации. Таким документом является государ­ственный акт на право собственности на землю, выданный на соот­ветствующий земельный участок. Леса, полученные в наследство иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностран­ными юридическими лицами, подлежат отчуждению на протяже­нии одного года.

Право частной собственности на леса прекращается в случае пре­кращения права собственности на земельный лесной участок в случаях и порядке, установленных законом.

Прекращение права собственности на леса в случае доброволь­ного отказа собственника от права собственности на земельный лесной участок в пользу государства либо территориальной грома­ды осуществляется по его заявлению в соответствующий орган в установленном законом порядке.


Право пользования лесами

В соответствии со ст. 16 ЛК Украины (в редакции от 08.02.2006 г.) право пользования лесами осуществляется в порядке постоянного и временного пользования лесами.

В постоянное пользование леса на землях государственной соб­ственности для ведения лесного хозяйства без установления сроков предоставляются специализированным государственным лесохо-зяйственным предприятиям, иным государственным предприяти­ям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализи­рованные лесохозяйственные подразделения.

В постоянное пользование леса на землях коммунальной соб­ственности для ведения лесного хозяйства без установления сроков предоставляются специализированным коммунальным лесохозяй-ственным предприятиям, иным коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализиро­ванные лесохозяйственные подразделения.

В постоянное пользование леса предоставляются на основании решений органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принимаемого в пределах их полномочий по со­гласованию с органами исполнительной власти (по вопросам лесно­го хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды АРК), территориальными органами центральных органов исполни­тельной власти (по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охра­ны окружающей природной среды).

309


Документом, удостоверяющим право постоянного пользования лесами, является государственный акт на право постоянного поль­зования земельными участками.

Во временном пользовании могут быть все леса, находящиеся в государственной, коммунальной либо частной собственности.

Временное пользование лесами может быть долгосрочным (от 1 до 5 лет) и краткосрочным (до 1 года).

Долгосрочное временное пользование лесами представляет со­бой установленное на договоре срочное платное использование лесных участков, выделяемых для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, тури­стических и учебно-воспитательных целей, а также проведения научно-исследовательских работ.

Долгосрочное временное пользование лесами государственной и коммунальной собственности осуществляется без изъятия земель­ных участков у постоянных пользователей лесами на основании решений соответствующих органов исполнительной власти и орга­нов местного самоуправления, принимаемого в пределах их полно­мочий по согласованию с постоянными пользователями лесами и органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Долгосрочное временное пользование лесами частной собствен­ности осуществляется без изъятия земельных участков путем за­ключения между собственником лесов и временным лесопользова­телем договора, подлежащего регистрации в органах исполнитель­ной власти по вопросам лесного хозяйства.

Краткосрочное временное пользование лесом для заготовки второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользований и иных нужд, предусмотренных ЛК Украины, осуществляется без изъятия земельных участков у/бобственника лесов, постоянных лесопользователей на основании специального разрешения, вы­даваемого собственником лесов, постоянным лесопользователем предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.

Временные лесопользователи не имеют права передавать лесные участки во временное пользование иным лицам.

В ЛК Украины предусмотрены основания прекращения права лесопользования. Так, право постоянного пользования лесами пре­кращается в случаях: прекращения права пользования земельным лесным участком в случаях и порядке, предусмотренных Земель­ным кодексом Украины; использование лесных ресурсов способами, причиняющими вред окружающей природной среде, не обеспечи­вающих сохранение оздоровительных, защитных и других полез­ных свойств лесов, отрицательно влияющих на их состояние и восстановление; использование лесных участков не по целевому назначению.


Право временного пользования лесами прекращается в случаях: добровольного отказа от использования лесных ресурсов; окончания срока, на который было предоставлено право использования лесных ресурсов; прекращение деятельности лесопользователей, которым было предоставлено право использования лесных ресурсов; нару­шение правил и норм, условий специальных разрешений на ис­пользование лесных ресурсов; использование лесных ресурсов спо­собами, отрицательно влияющими на состояние и восстановление лесов, приводящими к ухудшению окружающей природной среды; нарушение установленных сроков внесения сбора за использование лесных ресурсов; использование лесных участков не по целевому назначению; невозмещение в установленном порядке убытков, причиненных лесному хозяйству в результате нарушений лесного законодательства и невыполнения требований по устранению вы­явленных недостатков.

Новым для права пользования лесами в Украине является вве­дение института лесных сервитутов. В соответствии со ст. 23 ЛК Украины, лесной сервитут — это право на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным лесным участком.

Права собственников лесов и лесопользователей могут быть ограничены на пользу иных заинтересованных лиц на основании закона, договоров, завещания либо по решению суда. Лесной сер­витут осуществляется способом, наименее ограничивающим права собственников лесов или лесопользователей, относительно которых

он установлен.

Положения Гражданского и Земельного кодексов Украины при­меняются к лесным сервитутам в той части, которая не противо­речит требованиям ЛК Украины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...