Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства




Под нарушением лесного законодательства следует понимать противоправное действие или бездействие, которое причиняет вред лесам или земельным лесным участкам либо не причиняет такого вреда, но направлено против установленного порядка пользования лесами, а также земельными лесными участками и предусматрива­ет юридическую ответственность виновного в этом лица.

Перечень нарушений лесного законодательства содержится в ст. 105 ЛК Украины. Это такие нарушения как: незаконная выруб­ка и повреждение деревьев и кустарников; уничтожение или повре­ждение леса вследствие поджога или небрежного обращения с огнем, нарушение иных требований пожарной безопасности в лесах; уни­чтожение или повреждение леса вследствие его загрязнения хими­ческими и радиоактивными веществами, производственными и бытовыми отходами, сточными водами, иными вредными вещества­ми, подтопление, осушение и иные виды вредного влияния; нару­шение сроков лесовосстановления и других требований ведения лесного хозяйства, установленных законодательством в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов; наруше­ние правил сохранения, транспортировки и применения средств защиты лесов, стимуляторов роста, минеральных удобрений и дру­гих препаратов; уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев или саженцев в лесных плантациях, а также естественного подроста и самозасева на землях, предназначенных для восстанов­ления леса; засорение лесов бытовыми отходами и промышленны­ми выбросами; самовольная заготовка сена и выпаса скота на зе­мельных лесных участках; нарушение правил заготовки (сбора) лесной подстилки, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, и

314


т.п.; заготовка лесных ресурсов средствами, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов; нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовка и вывоз древесины, заготовка других лесных ресурсов; невнесение платы за специальное использование лесных ресурсов в установленные сроки и некоторые

другие.

Нарушения лесного законодательства влекут за собой дисципли­нарную, административную, гражданско-правовую или уголов­ную ответственность. Привлечение к юридической ответствен­ности осуществляется в порядке и на основе, предусмотренных соответственно трудовым, административным, гражданским или уголовным законодательством.

Нарушение лесного законодательства всегда сопряжено с при­чинением вреда лесным экосистемам. Поэтому в лесном законода­тельстве заложен принцип, в соответствии с которым предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный лесу в результате нарушения лесного законодатель­ства, в размерах и порядке, определенных законодательством Укра­ины (ст. 107 ЛК Украины).

Вред, причиненный нарушением лесного законодательства, подлежит возмещению независимо от дисциплинарной, админист­ративной или уголовной ответственности.

Первую группу нарушений лесного законодательства, за кото­рые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, составля­ют нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах. В соот­ветствии с Постановлением «О размерах имущественных взысканий за нарушение Правил отпуска древесины на корню », утвержденным Кабинетом Министров Украины от 16 марта 1993 г.1, предусмотрено возмещение вреда за нарушения, причиненные предприятиями, организациями, учреждениями при рубках леса и заготовки недре­весных материалов. При применении имущественных взысканий используются таксы на древесину лесных пород, которая отпускает­ся на корню по первому разряду во всех лесотаксовых поясах без применения установленных норм снижения такс.

Вторую группу нарушений лесного законодательства состав­ляют нарушения, которые причиняют вред лесному фонду Украины. Гражданско-правовая ответственность за такие нарушения преду­смотрена Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 де­кабря 1996 г. «О таксах для исчисления размера вреда, причинен­ного лесному хозяйству». По этому постановлению возмещение вреда предусмотрено за такие нарушения: повреждение деревьев и кустарников не до степени прекращения роста; уничтожение или повреждение лесных культур, насаждений и молодняка естествен­ного происхождения и самосева на землях, предназначенных для лесовосстановления и лесоразведения; уничтожение или повреж-

1 СП Украины. — 1996. — № 6. — Ст. 185.

315


дение сеянцев и саженцев в лесных насаждениях и на плантациях; самовольное сенокошение и выпас скота; уничтожение и повреж­дение лесохозяйственных и межевых знаков; уничтожение или повреждение муравейников; повреждение сенокосных лугов и паст­бищных угодий; уничтожение или повреждение лесоосушительных каналов, дренажных систем и путей; незаконная рубка и повреж­дение деревьев и кустарников до степени прекращения роста; само­вольная заготовка (сбор) недревесных растительных ресурсов в порядке специального использования, а также общего использова­ния на участках, где это запрещено или разрешено только за специ­альным разрешением.

К административной ответственности могут быть привлечены граждане или должностные лица в случаях, предусмотренных Ко­дексом Украины об административных правонарушениях.

Законодательством установлен особый порядок установления факта совершения административного правонарушения — это на­личие протокола о совершении административного проступка. Должностные лица, которые имеют право составлять такие прото­колы, перечислены в КоАП Украины.

Административная ответственность предусмотрена за такие на­рушения лесного законодательства: незаконное использование зе­мель государственного лесного фонда (ст. 63); нарушение установ­ленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 64); незаконная рубка, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (ст. 65); уничтожение или повреждение полезащитных лесных насаждений (ст. 651); уничтожение или повреждения подроста в лесах (ст. 66); осуществление лесных пользований не в соответствии с целью или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 67); нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 68); повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государст­венного лесного фонда (ст. 69); самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольное собирание дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 70); введение в эксплуатацию производственных объектов без оснащения, которое препятствует вредному влиянию на леса (ст. 71); повреждение леса сточными водами, химическими веще­ствами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отхода­ми (ст. 72); засорение лесов отходами (ст. 73); уничтожение или повреждение лесоосушительных каналов, дренажных систем и путей на землях государственного лесного фонда (ст. 74); уничто­жение или повреждение межевых знаков в лесах (ст. 75); уничто­жение полезной для леса фауны (ст. 76); нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 77).

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодатель­ства предусмотрена Уголовным кодексом Украины за такие престу-

316


пления: уничтожение или повреждение лесных массивов (ст. 245); незаконная рубка леса (ст. 246); нарушение законодательства о защите растений (ст. 247) и умышленное нарушение или повреж­дение территорий, взятых под охрану государства и объектов природно-заповедного фонда (ст. 252).

Дисциплинарная ответственность является одним из средств воздействия на лиц, для которых действия по охране, защите, вос­становлению лесов и лесоразведению является должностной обязан­ностью. Виды дисциплинарных взысканий установлены в ст. 148 Кодекса законов о труде Украины.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите объекты растительного мира.

2. Определите классификацию объектов растительного мира.

3. Охарактеризуйте виды права пользования растительного

мира.

4. Назовите правовые меры охраны объектов растительного

мира.

5. Охарактеризуйте имущественную ответственность за наруше­ния законодательства о растительном мире.

6. Охарактеризуйте административную и уголовную ответствен­ность за нарушения законодательства о растительном мире.

7. Определите понятие права лесопользования.

8. Назовите виды права лесопользования.

9. Охарактеризуйте право собственности на леса.

10.Назовите правовые меры по воспроизводству, охране и за­щите лесов.

11. Охарактеризуйте юридическую ответственность за наруше­ния лесного законодательства.




Темы рефератов

1. Растительный мир как объект исследования.

2. Особенности растительного мира как объект охраны.

3. Леса — самостоятельная разновидность растительного мира.

4. Классификация объектов растительного мира.

5. Особенности субъектного состава права пользования расти­тельным миром.

6. Виды права пользования растительным миром.

7. Право лесоиспользования: понятие и специфические черты.

8. Лесные ресурсы, как объекты права лесопользования.

9. Особенности возникновения права пользования лесами.

10. Правовое обеспечение воспроизводства, охраны и защиты
лесов.

317


11. Особенности гражданско-правовой ответственности за на­рушение законодательства о растительном мире.

12. Правовые последствия самовольного использования объектов растительного мира.

13.Земельная книга — специфическая правовая форма охраны объектов растительного мира



Рекомендованная литература

Гетьман А.П. Проблеми кодифшаци законодавства про рослин-ний свгг: деяк1 М1ркування (коментар до Закону Украши «Про рос-линний свгг») // Шсник АПрН Украши. — X., 1999. — № 3 (18).

Горбовой В.Ф. Предмет и система советского лесного права. — Красноярск, 1984.

Еколопчне право: особлива частина. — К., 2001.

Еколопчне право Украши. — X., 2001.

Костицький В.В. Л1сове право Украши: Навч. поыбник. — К., 1999.

Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда. — М., 1985.

Мунтян В.Л. Правова охорона природи в УРСР. — К., 1982.

Мельник П.В. Правова охорона Л1С1В Карпатського региону Ук­раши. — X., 2002. — 19 с.

Еколопчне право Украши: Шдручник / За ред. А.П. Гетьмана, М.В. Шульги. — X., 2005.

Попов В.К., Гетьман А.П. Правов1 проблеми використання 1 охорони рослинного свггу // Право Украши. — 2000. — № 1.

Соколова А.К. Поняття правового режиму об'ектав рослинного свггу // Проблеми законность Респ. М1ЖВ1Д. наук. зб1рник. — X., 2003. — № 64.

Соколова А.К. Флористичне законодавство потребуе вдоскона-лення // Проблеми законности Респ. м1жв1д. наук, збгрник. — X., 2003. — № 61.

Соколова А.К. Предмет флористичного права // В1сник АПрН Украши. — X., 2002. — № 4 (31).



Раздел XIV

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОХРАНЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 545.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...