Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условия и порядок прекращения права недропользования. Разрешение споров




Право пользования недрами может быть прекращено (полностью или частично), приостановлено на некоторое время по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

1 См.: Законодательство Украины об окружающей природной среде: Сборник. Т.2. — X.: ООО «Одиссей», 2006. — С.467-471.

281


Полное прекращение права недропользования наступает, когда пользователь лишается этого права на весь предоставленный ему горный отвод или специального разрешения (лицензии). Частичным прекращением называется изъятие у недропользователя лишь час­ти горного отвода с сохранением за ним права пользования частью, которая осталась.

Основания прекращения права пользования недрами предусмот­рены в ст. 26 Кодекса Украины о недрах. Однако приведенный пе­речень не является исчерпывающим.

Эти основания можно поделить на обязательные (безусловные) и условные.

К обязательным можно отнести: истечение установленного сро­ка пользования недрами, когда отпадает потребность в пользовании; прекращение деятельности пользователей недр; лишение недро­пользователя специального разрешения (лицензии). Право пользо­вания недрами может быть прекращено в безусловном порядке, когда недра изымаются для государственных или общественных потребностей в установленном законодательством порядке. Недро­пользователям в таком случае обязаны возместить убытки, причи­ненные вследствие изъятия недр, в размерах и порядке, установ­ленных законодательством.

Другие основания влекут за собой прекращение права недрополь­зования лишь при наличии определенных условий. К таким осно­ваниям принадлежат: пользование недрами с применением методов и способов, которые отрицательно влияют на состояние недр, при­водят к загрязнению окружающей природной среды или вредным последствиям для здоровья населения; использование недр не по целевому назначению; нарушение других требований, предусмот­ренных лицензией на пользование участком недр, а также тогда, когда пользователь без уважительных причин на протяжении двух лет не приступил к пользованию.

Некоторые основания прекращения права недропользования прямо законодательством не предусмотрены. Так, смерть гражда­нина как основание прекращения права недропользования законом не предусмотрена, хотя ясно, что право пользования любым объек­том природы не может сохраняться за умершим.

Одним из оснований прекращения права недропользования мо­жет быть неуплата или несвоевременная уплата обязательных пла­тежей за пользование недрами.

Право недропользования прекращается и в случаях изъятия зе­мельного участка у собственников и землепользователей на основа­ниях и в порядке, предусмотренных действующим земельным за­конодательством .

Основанием прекращения права недропользования иностранных юридических лиц и граждан является также и досрочное расторже­ние соглашения (контракта) на право пользования недрами или


переработку минерального сырья. Оно является условным основа­нием прекращения права пользования недрами, так как для его досрочного расторжения необходимо наличие нарушений условий контракта со стороны иностранного юридического лица или граж­данина. Когда же нарушений договора не было, то он не может быть досрочно расторгнутым по требованию одной из сторон, за исклю­чением необходимости изъятия недр для государственных или об­щественных нужд. Истечение же сроков действия таких соглашений является безусловным основанием для прекращения права пользо­вания недрами.

Экологическое законодательство предусматривает также случаи приостановления (временного запрета) и ограничения права недро­пользования до выполнения необходимых природоохранных меро­приятий.

Ограничение права недропользования наступает при установ­лении уменьшенных объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и на отдельных его про­изводственных подразделах.

Недропользование ограничивается или временно запрещается (приостанавливается) в случае превышения недропользователями лимитов использования недр, нарушения экологических нормати­вов и стандартов, а также требований экологической безопасности в специально предусмотренных случаях.

Право пользования недрами прекращается, ограничивается или приостанавливается Государственным комитетом Украины по над­зору за охраной труда или местными советами, которые предоста­вили недра в пользование, путем аннулирования предоставленного горноотводного акта и изъятия горного отвода в натуре, а также Министерством охраны окружающей природной среды Украины путем аннулирования предоставленной лицензии.

В случае несогласия пользователей с прекращением права недро­пользования (в случаях использования недр не по целевому назна­чению; с применением методов и способов, которые отрицательно влияют на состояние недр, приводят к загрязнению окружающей среды; неиспользования недр без уважительных причин на протя­жении двух лет) или лишением специального разрешения этот во­прос решается в судебном или административном порядке.

Споры по вопросам пользования недрами рассматриваются ор­ганами государственного геологического контроля, государствен­ного горного надзора, охраны окружающей природной среды, мест­ными советами, судом, в пределах их компетенции в порядке, ус­тановленном действующим законодательством Украины.

Так, например, местные советы решают споры по вопросам поль­зования недрами, связанные с разработкой месторождений полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод.


 


282


283


Судам подведомственны дела о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненных государству вследствие нарушений законо­дательства о недрах. Недропользователи также имеют право обжа­ловать в судебном порядке решения соответствующих органов го­сударственной власти в случаях отказа предоставления недр в пользование или прекращения права пользования недрами. Судам подведомственны и другие имущественные споры, связанные с пользованием недрами.

Истцы — Государственный комитет по надзору за охраной труда, Министерство охраны окружающей природной среды Украины и их органы на местах — освобождаются от уплаты государственной пошлины в делах о взыскании средств и возмещении ущерба, при­чиненного государству вследствие нарушений законодательства о недрах.

Споры по вопросам пользования недрами, которые возникают с другими государствами, а также между иностранными юридиче­скими лицами и гражданами и владельцем недр, рассматриваются в соответствии с требованиями международного законодательства, международных договоров, заключенных контрактов. По согласию сторон такой спор может быть направлен на рассмотрение третей­ского суда или международного арбитражного суда.

§ 6. Правовая охрана недр

Недра, в отличие от других природных объектов, практически нельзя воспроизвести, что обусловливает необходимость особых требований, которые способствуют рациональному их использова­нию и надлежащей охране.

Реализация норм и требований в области охраны недр осущест­вляется в процессе учета и планирования использования недр, на стадиях геологического изучения, проектирования и строительства предприятий и сооружений, разработки месторождений полезных ископаемых и др.

Основными требованиями в области охраны недр являются:

— обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;

— соблюдение установленного законодательством порядка пре­доставления недр в пользование и недопущение самовольного поль­зования недрами;

— рациональное изъятие и использование запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов;

— недопущение вредного воздействия работ, связанных с поль­зованием недрами, на сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений;


 

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, которые влияют на каче­ство полезных ископаемых и промышленную ценность месторож­дений или усложняют их разработку:

— предотвращение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установ­ленного законодательством порядка использования этих площадей для других целей;

— предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбрасывании сточных вод.

Эти требования охраны недр представляют собой составную часть прав и обязанностей пользователей недрами и конкрети­зируются в законодательстве относительно разнообразных видов и стадий пользования недрами.

В случае нарушения перечисленных требований пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины или другими специально уполномоченными на то госу­дарственными органами в порядке, установленном законодатель­ством Украины.

Законодательство о недрах устанавливает правовой приоритет охраны и использования полезных ископаемых как основного бо­гатства недр, которое не воспроизводится. Поэтому не случайно, что основные требования охраны недр связаны, прежде всего, с порядком испвльзования полезных ископаемых, их охраной от нерационального использования, истощения и загрязнения. С целью их охраны определены основные условия застройки площадей за­легания полезных ископаемых. Порядок застройки площадей за­легания полезных ископаемых общегосударственного значения устанавливается Кабинетом Министров Украины.1

Так, запрещается проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других объектов без пред­варительного геологического изучения участков недр, которые подлежат застройке.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых общего­сударственного значения, а также строительство на участках их залегания сооружений, не связанных с добычей полезных ископае­мых, допускаются в исключительных случаях лишь по согласова­нию с соответствующими территориальными геологическими предприятиями и органами государственного горного надзора. При этом должны осуществляться мероприятия, которые бы обеспечи­вали возможность добычи из недр полезных ископаемых.

1 См.: Об утверждении Положения о порядке застройки площадей зале­гания полезных ископаемых общегосударственного значения: Постанов­ление КМУ от 17.01.1995 г. № 44 // СП Украины.— 1995.— №3.— Ст 80.


 


284


285


Застройка площадей залегания полезных ископаемых местного значения, а также размещение на участках их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допус­каются по согласованию с соответствующими местными советами.

Важным мероприятием охраны недр с целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических следствий интенсивной добычи полезных ископаемых является установление квоты на добычу отдельных видов полезных иско­паемых1.

Запрещается также выборочная разработка месторождений по­лезных ископаемых. При проектировании, строительстве и введе­нии в эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых, должно обеспечиваться рациональное использование добытых горных пород.












Вопросы для самоконтроля

1. Что такое недра, как объект права пользования? Охарактери­зуйте правовое положение горного отвода по отношению к не­драм?

2. Каково соотношение государственного фонда недр и фонда месторождений полезных ископаемых? Виды полезных ископае­мых? Особенности правового статуса техногенных месторождений полезных ископаемых.

3. Назовите виды права пользования недрами. Дайте их класси­фикацию.

4. Субъекты права пользования недрами. Правовой статус пер­вооткрывателей месторождений полезных ископаемых.

5. Какие существуют особенности осуществления права пользо­вания недрами с целью добычи полезных ископаемых.

6. Назовите условия и порядок возникновения, приостановления и прекращения права пользования недрами.

7. Какими способами осуществляется охрана недр и контроль за их рациональным использованием?

8. Особенности применения мер юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах. Каков порядок возмеще­ния убытков?

Темы рефератов

1. Правовые признаки недр как объекта пользования.

2. Проблемы правового разграничения недр и подземных вод.

3. Правовой статус пользователей недрами.

1 См.: Об утверждении Положения о порядке установления квот на до­бычу отдельных видов полезных ископаемых: Постановление КМУ от 22.12.1994 г.№ 862 // СП Украины. — 1995.— №3.— Ст.51.


4. Месторождения полезных ископаемых: правовые признаки и

классификация.

5. Классификация видов права пользования недрами.

6. Особенности геологического изучения недр.

7. Добыча полезных ископаемых — один из основных видов права пользования недрами.

8. Порядок предоставления недр в пользование для добычи по­лезных ископаемых.

9. Комплексность недропользования — главный принцип ис­
пользования недр.

10. Первооткрыватели месторождений полезных ископаемых — специфика их правового статуса.

11. Правовая природа разрешения (лицензии) на пользование

недрами.

12. Права и обязанности недропользователей.

13. Соотношение права недропользования и права землепользо­вания.

14. Основания прекращения права пользования недрами.

15. Система органов, осуществляющих контроль за использова­нием недр.

16. Правовое обеспечение охраны недр.

17. Особенности возмещения убытков, причиненных нарушени­ем законодательства о недрах.



Рекомендованная литература

Плотникова О. О содержании некоторых понятий, которые используються в горном законодательстве // Право Украины. —

1999. — № 6. —С.64-66.

Разметаев СВ. Экологичесое право Украины: систематизирован­ное законодательство о недрах с научно-практическим коммента­рием и постатейными материалами. — X.: ООО «Синтекс, ЛТД»,

2000. — 480 с.

Сурикова О. Актуальные вопросы экологической ответственности за нарушение законодательства об использовании и охране недр // Право Украины. — Киев, 2001. — №5. — С. 81-84.

Шемяков А.П. Правовая охрана недр: понятия и проблемы // Право Украины. — 2002. — №2. — С.111-114.

Шемяков А.П. Некоторые аспекты проблемы юридического определения понятия недр // Вестник Университета внутренних дел МВД Украины. — Харьков. — 2000. — №10. — С.206-266.

Шем'яков О.П. Правове регулювання використання та охорони надр. Автореф. дис... канд. юрид. наук. — X., 2002. — 19 с.

Экологическое право: Особенная часть: Учебник для юрид. фак. вузов: Полный академ. курс / Под ред. акад. АпрН В.И. Андрейце-ва. — К.: Истина, 2001. — С.317-337.


 


286


287


: Раздел XIII





ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

План

Подраздел I. Право пользования растительным миром и его ох­рана.

1. Растительный мир как объект экологических правоотноше- §

НИИ.

2. Правовое обеспечение использования растительного мира.

3. Правовая охрана растительного мира.

4. Юридическая ответственность за нарушение законодательств ва о растительном мире.

Подраздел II. Право лесопользования и его охрана.

1. Общая характеристика права лесопользования.

2. Использование лесных ресурсов.

3. Право собственности на леса.

4. Право пользования лесами.

5. Правовые меры по воспроизводству, охране и защите лесов.

6. Юридическая ответственность за нарушение лесного законо дательства.

Подраздел I










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 530.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...