Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая ответственность




За нарушение законодательства об

Использовании, охране и воспроизводстве

Вод

Перечень нарушений водного законодательства содержится в ст. 110 Водного кодекса Украины. Он включает в себя:

1) самовольный захват водных объектов;

2) загрязнение и засорение вод;

3) нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохран­ных зонах и на землях водного фонда;

4) разрушение русел рек, ручьев и водотоков или нарушение природных условий поверхностного стока при строительстве и экс­плуатации автодорог, железных дорог и других инженерных ком­муникаций;

5) ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или устройств надлежащей мощности;

6) несоблюдение условий разрешения или нарушения правил специального водопользования;

7) самовольное проведение гидротехнических работ (строитель­ство прудов, дамб, каналов, скважин);

8) нарушение правил ведения государственного учета вод или искажение либо внесение недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности;

9) повреждение водохозяйственных и гидрометрических соору­жений и устройств, нарушение правил эксплуатации и установлен­ных режимов их работы;

 

10) незаконное создание систем сброса возвратных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канали­зацию и несанкционированном сбросе возвратных вод;

11) использование земель водного фонда не по назначению;

12) несообщение (утаивание) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах;


 

13) отказ от предоставления (утаивание) проектной документации и заключений о качестве проектов предприятий, сооружений и дру­гих объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и заключений комиссий, принимавших объект в эксплуатацию;

14) нарушение правил охраны внутренних морских вод и терри­ториального моря от загрязнения и засорения.

Необходимо отметить, что перечень правонарушений не являет­ся исчерпывающим. Законодательством может быть установлена ответственность и за иные правонарушения по воспроизводству, охране и использованию водных ресурсов.

Нарушение водного законодательства влечет дисциплинар­ную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Водопользователи освобождаются от ответственности за наруше­ния водного законодательства, если они возникли вследствие дей­ствия непреодолимых сил природы или военных действий.

Имущественная, гражданско-правовая ответственность пред­ставляет собой возложение на виновное лицо неблагоприятных для него имущественных последствий за правонарушение в размерах, определенных законодательством. Основной формой такой ответ­ственности выступает возмещение ущерба (ст. 111 ВК Украины).

Кроме того, необходимо учитывать, что применение мер дисци­плинарной, административной, уголовной ответственности не освобождает виновных от компенсации ущерба, причиненного ими в результате нарушения водного законодательства.

В соответствии со ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» ущерб, как правило, возмещается в полном объ­еме. Однако при наличии определенных обстоятельств возможны случаи, когда размер ущерба может быть уменьшен, что и следует из анализа указанной статьи закона. Ущерб возмещается, если он причинен здоровью человека, его имуществу, качеству окружающей природной среды и природным ресурсам. Ущерб, причиненный здоровью человека, определяется по правилам гражданского зако­нодательства. В случае причинения ущерба природным ресурсам применяются соответствующие нормы экологического законода­тельства (водного, флористического, фаунистического и др.).

Также необходимо подчеркнуть, что при возмещении ущерба, причиненного водным ресурсам, необходимо руководствоваться водным и иным экологическим законодательством. При отсутствии норм для подсчета убытков в водном законодательстве необходимо в субсидиарном порядке применять нормы гражданского законода­тельства.

При этом ущерб, причиненный водным ресурсам, будет опреде­ляться в соответствии с разработанными методиками или таксами. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушений вод­ного законодательства, не освобождает виновных от платы за спе-


 


262


263


циальное водопользование, а также от необходимости осуществле­ния мер по ликвидации вредных последствий.

Министерством экологии и природных ресурсов Украины 18 мая 1995 года была утверждена Методика расчета возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов1, которая применяется в следующих случаях: самовольного водопотребления; самовольных сбросов оборотных вод с предприятий, судов и объек­тов; превышение утвержденных нормативов и норм сбросов загряз­няющих веществ; превышения утвержденных нормативов и норм расхода оборотных вод; сбросов загрязняющих веществ, не указан­ных в разрешениях на спецводопользования; самовольных сбросов оборотных вод или сырья с морских или речных судов, плавсредств, надводных или подводных сооружений; вынужденных санкциони­рованных аварийных сбросов, которые не предусматривались про­ектом, но осуществляются в целях предупреждения аварийных ситуаций; сбросов вредных веществ, которые привели к загрязне­нию подземных вод как непосредственно, так и вследствие загряз­нения поверхности земли и зоны аэрации грунтов и др.

Уплата сбора за загрязнения окружающей природной среды не освобождает юридических и физических лиц от возмещения убыт­ков, причиненных нарушением экологического законодательства (п. 13 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение ок­ружающей природной среды и взыскания этого сбора)2. Поэтому необходимо различать возмещение убытков, как формы граждан­ско-правовой ответственности от осуществления уплаты сбора за загрязнение водных ресурсов. Убытки во всех случаях возмещают­ся в пользу потерпевшего лица, а сбор за загрязнение вносится в местные бюджеты за сбросы загрязняющих водные ресурсы веществ, как в пределах установленных нормативов, так и сверх этих преде­лов. В данном случае эти сборы нельзя рассматривать как разновид­ность имущественной ответственности, т.к. это форма экономиче­ского влияния и при правонарушении, и при отсутствии его (в пре­делах нормативов при загрязнении).

В случаях отказа от добровольного возмещения убытков взыска­ние их сумм проводится в судебном порядке по искам органов Ми­нистерства охраны окружающей природной среды Украины, орга­нов прокуратуры, общественных организаций, граждан и др.

Государственным комитетом Украины по водному хозяйству 18 января 2002 г. было утверждено Методику исчисления размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нару­шения правил охраны водных ресурсов на землях водного фонда, повреждением водохозяйственных сооружений и устройств, нару­шением правил их эксплуатации.

1 Бизнес. — 1995. — № 25-27.

2 ОВУ. — 1999. — № 9. — Ст. 347.

264


Данной Методикой определяется исчисление размера убытков, причиненных вследствие: загрязнения и засорения поверхности вод; самовольного водопользования; переуступки права водополь­зования; забора воды с нарушением планов водопользования; бес­хозяйственного использования воды; нарушения правил ведения первичного учета количества воды, которая забирается из водных объектов и сбрасывается в них; самовольного захвата водных объ­ектов; нарушения режимов работы водохозяйственных сооружений и устройств и др.

Убытки в соответствии с Методикой исчисляются, если они при­чинены субъектам хозяйствования, если они используют водные ресурсы или выполняют хозяйственную деятельность на землях водного фонда (кроме земель водного фонда, занятых морями и островами на них) и др.

Сами факты нарушения требований водного законодательства, которые привели к убыткам, устанавливаются уполномоченными должностными лицами органов Госкомитета по водному хозяйству Украины при проведении проверок.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 года была утверждена Методика исчисления размера убытков от загрязнения нефтью. Действие данного нормативного акта рас­пространяется на территорию Украины, ее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную (морскую) эконо­мическую зону. Убытки от загрязнения нефтью включают: убытки от загрязнения окружающей среды и упущенные вследствие такого загрязнения доходы; затраты на осуществление мер по воспроиз­водству природных ресурсов, которые фактически были приняты или должны быть приняты; затраты на предупредительные меры, а также дальнейшие убытки или ущерб, причиненный предупреди­тельными мерами и неполученные вследствие нарушения хозяйст­венной деятельности доходы.

Исчисление размера убытков осуществляется соответствующими государственными органами на основании протоколов и иных ма­териалов, подтверждающих факт загрязнения.

В Украине разработаны Таксы для исчисления размера возме­щения ущерба, причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Украины вследствие загрязнения с судов, кораблей и иных плавучих средств территориальных и внут­ренних морских вод Украины, утвержденные постановлением Ка­бинета Министров Украины от 3 июля 1995 г.1.

Исчисление размера возмещения убытков проводится в долларах США на основании количества загрязняющих веществ, сброшенных в водную среду (соли тяжелых металлов; органические вещества; пестициды, мусор и т.д.).

1 СП Украины.— 1995.— № 9.— Ст. 235; ОВУ.— 2002.— № 14.— Ст. 743.

265


В случаях отказа от добровольного возмещения убытков соответ­ствующее подразделение Госэкоинспекции Минприроды Украины оформляет и передает в суд иски в установленном порядке для взы­скания их сумм.

Убытки возмещаются и при правомерных действиях. Так, в со­ответствии с Порядком возмещения убытков, причиненных водо­пользователям прекращением права или изменением условий специального водопользования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14 августа 1996 г.1 — это, напри­мер, признание водного объекта имеющим особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность. Само оп­ределение размера убытков необходимо проводить в соответствии с Методикой расчета убытков, причиненных водопользователям прекращения права или изменением условий специального водо­пользования.

Административная ответственность за нарушение требо­ваний законодательства об охране, воспроизводстве и использовании вод установлена соответствующими статьями КоАП Украины.

Так, в соответствии со ст. 48 должностные лица и граждане несут административную ответственность за: нарушение права государ­ственной собственности на воды; самовольный захват водных объ­ектов или самовольное водопользование, переуступка права водо­пользования, а также совершение иных сделок, которые в прямой или скрытой форме нарушают право государственной собственности на воды.

Также к административным правонарушениям отнесено: нару­шение правил охраны водных ресурсов; загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водозаборах, приводящее к их загрязнению, водной эрозии грунтов и другие вредные явления; ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и иных объектов без сооружений и приспособлений, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредному действию (ст. 59).

Кроме того, ряд статей КоАП Украины предусматривает ответ­ственность за иные виды правонарушений в этой сфере: ст. 591.

— Загрязнение и засорение территориальных и внутренних мор­ских вод в результате сбросов с судов, совершенных без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или с нарушением установленных правил; проведение погрузочных и разгрузочных работ, которые могут привести к загрязнению терри­ториальных и внутренних морских вод, без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природ­ной среды, если получение такого разрешения предусмотрено зако­нодательством Украины; неуведомление администрации ближай­шего порта Украины о проведенном, в результате крайней необхо-

1 СП Украины. — 1996. — № 16. — Ст. 453; ОВУ. — 2002. — № 4. — Ст. 136.


димости, без надлежащего на то разрешения, сбросе в море вредных веществ с судна или иного плавучего средства, воздушного судна, платформы или иной искусственно сооруженной в море конструк­ции, а в случаях сброса в целях захоронения — и органа, выдающе­го разрешения на такой сброс, сразу после осуществления или входе осуществления такого сброса — (ст. 60).

— Забор воды с нарушением планов водопользования, самоволь­
ное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное ис­
пользование воды (добытой или отведенной из водных объектов),
нарушение правил ведения первичного учета количества забирае­
мых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения
качества сбрасываемых вод — (ст. 61).

—  Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств;
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооруже­
ний и устройств.

Уголовная ответственность за нарушение водного законода­тельства предусмотрена в Уголовном кодексе Украины.

В частности, за нарушение правил охраны вод и загрязнение моря.

Нарушение правил охраны вод (водных объектов), если это по­влекло загрязнение поверхностных либо подземных вод и водонос­ных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменение их природных свойств; или истощение водных источников и созда­ло опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды влечет за собой наступление уголовной ответственности в соответствии со ст. 242 Уголовного кодекса Украины.

За загрязнение моря в пределах внутренних морских либо тер­риториальных вод Украины или в пределах вод исключительной (морской) экономической зоны Украины материалами либо веще­ствами, вредными для жизни или здоровья людей, либо отходами вследствие нарушения специальных правил, если это создало опас­ность для жизни или здоровья людей либо живых ресурсов моря или могло воспрепятствовать законными видами использовании моря, а также незаконный сброс или захоронение в пределах внут­ренних морских или территориальных вод Украины либо в откры­том море указанных материалов, веществ и отходов наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 243 УК.

Дисциплинарная ответственность применяется в случаях нару­шения водного законодательства виновными лицами в соответствии и положениями Кодекса законов о труде Украины.
















Вопросы для самоконтроля

1. Определите и охарактеризуйте понятие «право водопользова­ния».

2. Назовите виды права водопользования.


 


266


267


3. Дайте сравнительную характеристику права общего и специ­ального водопользования.

4. Раскройте сущность права арендного водопользования.

5. Определите основания и порядок возникновения права водо­пользования.

6. Охарактеризуйте права и обязанности водопользователей.

7. Перечислите случаи прекращения права пользования водами, предусмотренные законом.

8. Какие меры обеспечения правовой охраны вод вы знаете?

9. Охарактеризуйте виды юридической ответственности за на­рушение законодательства об использовании, охране и воспроиз­водстве вод.





Темы рефератов

1. Воды как объект использования.

2. Характеристика видов права водопользования.

3. Субъекты права водопользования.

4. Особенности аренды водных объектов.

5. Особенности правовой охраны вод.

6. Особенности возмещения вреда, причиненного нарушением водного законодательства.

7. Правовые проблемы воспроизводства вод.

8. Сущность рационального водопользования.

9. Обеспечение правовой охраны водных объектов нормами зе­мельного законодательства.

10. Принцип комплексного использования водных объектов.

Рекомендованная литература

Водне господарство в Укра'пй / За ред. А.В. Яцика, В.М. Хоре-ва. —К., 2000.

Гордеев В.1. Правов! питания використання малих р1чок // Пра­во Укра'ши. — №1-2. С. 31-32.

Калш1ченко Л.1., Карук Б.П., Тищенко 0.1. Управлшня водо-господарським комплексом: Навч. помбник. — К., 2000.

Концепщя розвитку водного господарства Украши. — К., 2000.

Малишева Н.Р. брофеев МЛ. 0рган1защйно-правов1 питания захисту малих рж // Вкник Академп наук УРСР. — 1989. — № 6.


1                                                                                 Раздел XII










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 563.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...