![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовые формы контроля за рациональным использованием недр
Государственный надзор за использованием и охраной недр осуществляется специальными государственными органами в форме государственного геологического контроля и государственного геологического надзора. Цель государственного контроля и надзора — обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования недрами, выполнение других обязанностей относительно охраны недр. Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) осуществляется Министерством охраны окружающей природной среды Украины и его органами на местах. Органы государственного геологического контроля проверяют выполнение государственных программ геологоразведочных работ; обоснованность применения методик и технологий; качество, комплексность, эффективность работ по геологическому изучению недр; полноту исходных данных о количестве и качестве запасов основных и совместно залегающих полезных ископаемых; своевременность и правильность государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, наличие специальных разрешений (лицензий) на использование недр и выполнение предусмотренных ими условий; соблюдение во время исследовательской эксплуатации месторождений полезных ископаемых технологий, которые бы обеспечивали необходимое их изучение; сохранение разведывательных горных выработок и буровых скважин для разработки месторождений полезных ископаемых, а также ведение геологической документации. Государственный контроль за использованием и охраной недр, в пределах своей компетенции, осуществляют также местные советы. Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда и его органами на местах. Органы государственного горного надзора проверяют: — полноту изучения месторождений полезных ископаемых, горнотехнических, геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических и других условий их разработки, строительства и эксплуатации подземных сооружений, захоронения вредных веществ и отходов производства; — своевременность и правильность введения в эксплуатацию разведанных месторождений полезных ископаемых; — выполнение требований относительно охраны недр при ведении работ по их изучению, установлению кондиции на минеральное сырье и эксплуатации месторождений полезных ископаемых; — правильность разработки месторождений полезных ископаемых, полноту добычи оцененных запасов полезных ископаемых и имеющихся в них компонентов; — соблюдение установленного порядка учета запасов полезных ископаемых, обоснованность и своевременность списания; — соблюдение правил проведения геологических и маркшейдерских работ во время разработки месторождений; — соблюдение правил и технологий переработки минерального сырья с целью обеспечения более полного изъятия полезных компонентов и улучшения качества конечной продукции; — правильность и своевременность проведения мероприятий, которые гарантируют безопасность людей, имущества и окружающей природной среды, горных выработок и буровых скважин от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Органы государственного контроля и надзора в пределах своей компетенции имеют право давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения работ во время геологического изучения недр, их использования и охраны; в порядке, установленном законодательством, прекращать работы, связанные с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил или без специальных разрешений. Порядок осуществления государственного контроля и надзора определяется Законом Украины «О государственной геологической службе Украины» от 4 ноября 1999 года1. Право пользования недрами и его виды Классификация права пользования недрами может осуществляется на основе их целевого назначения или срока их использования. По срокам их использования, пользование недрами может быть постоянным или временным. Под постоянным пользованием понимается пользование недрами без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным — до пяти лет, и долгосрочным — до двадцати лет. В случае необходимости срок 1 Сборник: Законодательство Украины об окружающей природной среде. Т.2. — X.: ООО «Одиссей», 2006. — С. 446-451.
272 273
Право пользования недрами на основе их целевого назначения подразделяется на: геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения; добычу полезных ископаемых; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронение вредных веществ и отходов производства, сбрасывание сточных вод; создание геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятки природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.); удовлетворение других потребностей. Геологическое изучение осуществляется с целью получения данных о геологическом строении недр, процессов, которые происходят в них, выявления и оценки полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Проведение работ по геологическому изучению недр организовывает и координирует Министерство охраны окружающей природной среды Украины на основе государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил. Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, которые отчисляются добывающими предприятиями в государственный бюджет за выполненные ранее геолого-разведывательные работы. В отдельных случаях геологическое изучение может выполняться за счет прямых дотаций государственного и местных бюджетов. Для геологического изучения, в том числе для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, недра предоставляются в пользование без предоставления горного отвода на основании специального разрешения (лицензии) на геологическое изучение недр. При геологическом изучении недр должны обеспечиваться: рациональное и эффективное проведение работ; экологически безопасное для жизни и здоровья людей состояние окружающей при- родной среды; полнота изучения геологического строения недр, горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки разведанных месторождений; достоверность определения количества и качества запасов всех полезных ископаемых и их компонентов; сохранение разведывательных горных выработок и буровых скважин, которые не подлежат дальнейшему использованию; сохранение геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Работы по геологическому изучению недр подлежат обязательной государственной регистрации и учету с целью обобщения и максимального использования результатов изучения недр, а также предотвращения дублирования указанных работ. Опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения осуществляется с целью уточнения их отдельных горно-геологических и других параметров, определения рациональных методов добычи минерального сырья на основании проекта проведения этих работ. Добытые во время опытно-промышленной разработки полезные ископаемые подлежат реализации на общих основаниях. Лица, которые открыли неизвестное ранее месторождение, имеющее промышленную ценность, или выявили дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, которое существенным образом повышают его промышленную ценность, считаются первооткрывателями. Первооткрыватели имеют право на вознаграждение.1 Наиболее распространенный вид права пользования недрами — добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые подразделяются на: общегосударственного и местного значения, и объединены в месторождения природного или техногенного происхождения. Природные месторождения полезных ископаемых — это скопление минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоемов, которые по количеству, качеству и условиям залегания являются пригодными для промышленного использования. Техногенные месторождения полезных ископаемых — это места, где скопились отходы добычи, обогащения и переработки минерального сырья, запасы которых оценены и имеют промышленное значение. Такие месторождения могут возникнуть также вследствие потерь при хранении, транспортировке и использовании продуктов переработки минерального сырья. 1 См.: СП Украины. — 1995. — № 4.— Ст. 102.
274 275
Месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых.2 Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в государственный фонд месторождений полезных ископаемых, сведения относительно количества и качества запасов полезных ископаемых и имеющихся компонентов, сведения о горнотехнических, гидрогеологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения о каждом выявлении полезных ископаемых. Государственный баланс запасов полезных ископаемых содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых относительно месторождений, которые имеют промышленное значение, их размещение, уровень промышленного освоения, а также сведения о добыче, потерях и обеспеченности общественного производства разведанными запасами полезных ископаемых. Разработка месторождений твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых и переработка минерального сырья производятся согласно утвержденным проектам и планам работ, правилам технической эксплуатации и охраны недр, которые согласовываются пользователями недр с Министерством охраны окружающей природной среды Украины. С целью предотвращения отрицательных демографических, социальных и экологических последствий интенсивной добычи полезных ископаемых устанавливаются квоты на добычу отдельных их видов.3 При разработке месторождений полезных ископаемых должно обеспечиваться: 1) применение рациональных, экологически безопасных технологий, добыча полезных ископаемых и изъятие имеющихся в них компонентов, которые имеют промышленное значение, недопуще- 1 См.: СП Украины. —1995. — № 2.— Ст. 42. 2 См.: Об утверждении Порядка государственного учета месторождений 3 См.: Положение о порядке установления квот на добычу отдельных ние сверхнормативных потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также выборочной разработки богатых участков месторождений, которая приводит к потерям запасов полезных ископаемых; 2) осуществление доразведки месторождений полезных ископаемых и других геологических работ, проведение маркшейдерских работ, ведение технической документации; 3) учет состояния и движения запасов, потерь и ухудшения качества полезных ископаемых, а также представление в статистические и другие государственные органы установленной законодательством отчетности; 4) недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых вследствие проведения горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых месторождений, которые консервируются;
5) складирование, хранение и учет полезных ископаемых, а также отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются; 6) рациональное использование вскрышных пород и отходов производства; 7) безопасное для людей, имущества и окружающей природной среды ведение работ. При переработке минерального сырья должны обеспечиваться: 1) соблюдение технологических схем, которые обеспечивают рациональное и комплексное изъятие полезных компонентов; 2) учет и контроль за распределением полезных компонентов на разных стадиях переработки и степенью их извлечения из минерального сырья; 3) изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытно-технологических испытаний с целью усовершенствования технологии переработки минерального сырья; 4) рациональное использование отходов переработки (шлама, пыли, сточных вод и т.п.); 5) складирование, учет и хранение отходов производства, которые содержат полезные компоненты и временно не используются. При разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья должно обеспечиваться также соблюдение других требований, предусмотренных законодательством об охране окружающей природной среды. Собственники земли и землепользователи имеют право без специальных разрешений (лицензий) и горного отвода добывать полезные ископаемые местного значения в пределах предоставленных им земельных участков. Добычу таких полезных ископаемых разрешается производить открытым способом без применения специальных технических средств общей глубиной разработки до двух
276 277
Порядок пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулируется ст. 55 Кодекса Украины о недрах. Пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется по соответствующим проектам. В них должны предусматриваться мероприятия, которые обеспечивают обезвреживание сточных вод, вредных веществ и отходов производства или локализацию их в определенных границах, а также предотвращают их проникновение в горные выработки, земную поверхность и в водные объекты. Редкие геологические образования, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, которые представляют особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном законодательством порядке объектами природно-заповедного фонда. В случае выявления при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, которые представляют интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить в соответствующие государственные органы. Другие виды права пользования недрами законодательством пока не урегулированы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |