Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания и порядок возникновения права водопользования




Основаниями возникновения права водопользования являют­ся предусмотренные нормами экологического права юридические факты, т.е. события или действия, с которыми право связыва­ет определенные юридические последствия. Для возникновения права общего водопользования основаниями выступают правомер­ные действия субъекта, предусмотренные законом. В силу закона общее водопользование может осуществляться без соответствующе­го документа — разрешения. В основном данное право может осу­ществляться на водных объектах общего пользования, на водных объектах, переданных в аренду. Общее водопользование допуска­ется на условиях, установленных водопользователем по согласова­нию с органом, предоставившим водный объект в аренду.

В обязанности водопользователей, арендующих водные объекты, входит доведение до сведения населения условий водопользования, а также о запрещении общего водопользования на водном объекте, предоставленном в аренду. Если водопользователем или соответст­вующим советом не установлены такие условия, общее водопользо­вание признается разрешенным без ограничений.

Органы местного самоуправления в целях охраны жизни и здо­ровья граждан, охраны окружающей природной среды и по иным предусмотренным законодательством основаниям по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для пи­тьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при опреде­ленных основаниях определяют иные условия, ограничивающие общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории.


Для возникновения права специального водопользования необ­ходимо получение специального документа. В соответствии с водным законодательством данным документом является разрешение, ко­торое выдается соответствующими государственными органами.

Общей правовой основой возникновения права специального водопользования выступает ст. 49 Водного кодекса Украины и По­рядок согласования и выдачи разрешений на специальное водополь­зование, утвержденный постановлением Кабинетом Министров Украины от 13 марта 2002 г.1.

В соответствии с законодательством различают органы, которые выдают разрешения на водопользование; так, в случаях использо­вания вод водных объектов: общегосударственного значения — го­сударственными органами охраны окружающей природной среды; местного значения — Верховным Советом Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими со­ветами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды.

В зависимости от вида водного объекта выдача разрешения свя­зана с обязательным согласованием с компетентными государствен­ными органами. Так, выдача разрешения на специальное водополь­зование осуществляется по ходатайству водопользователя с обо­снованием потребности в воде, согласованным с государственными ' органами водного хозяйства, — при использовании поверхностных вод, государственными органами геологии — при использовании подземных вод и государственными органами здравоохранения — при использовании водных объектов, отнесенных к категории ле­чебных.

Разрешение на специальное водопользование — это официаль­ный документ, дающий право предприятиям, учреждениям, орга­низациям и гражданам на пользование конкретными водными объектами (их частями) в пределах установленных лимитов. В раз­решении указывается: наименование органа, который его выдал; наименование и реквизиты водопользователя; срок, на который выдано разрешение; лимиты забора воды, использования воды и сброс загрязняющих веществ; условия специального водопользова­ния; в случае необходимости иные сведения.

Разрешения, как правило, выдаются соответствующими органа­ми в месячный срок.

Особенности возникновения права арендного водопользования определены в ст. 51 ВК Украины. В зависимости от государствен­ного значения водного объекта разные категории водных объектов могут передаваться в аренду для определенных законом целей. Так, водные объекты, отнесенные к водным объектам общегосударствен­ного значения, могут предоставляться в аренду для всех без исклю­чения целей водопользования. Водные объекты (их части) местного

1 ОВУ. — 2002. — № 12. — Ст. 590.


 


250


251


значения и пруды, находящиеся в бассейнах рек общегосударствен­ного значения, могут предоставляться в пользование на условиях аренды водопользователям лишь для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в ле­чебных и оздоровительных целях.

Арендодателями водных объектов (их частей) местного значения являются Верховный Совет Автономной Республики Крым и обла­стные советы. Отдельные полномочия по предоставлению водных объектов (их частей) местного значения в пользование Верховный Совет Автономной Республики Крым и областные советы могут передавать соответствующим органам исполнительной власти на местах или другим государственным органам.

Арендодателями водных объектов общегосударственного значе­ния являются Кабинет Министров Украины и местные государ­ственные администрации. Арендаторами могут выступать предпри­ятия, учреждения, организации и граждане Украины и иностран­ные юридические и физические лица. Основанием возникновения права водопользования на условиях аренды является договор, за­ключенный между арендодателем и арендатором, согласованный с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Необходимо подчеркнуть, что ч. 2 ст. 51 ВК Украины предусма­тривает запрет передачи арендатором права на аренду водного объ­екта (или его части) иным субъектам хозяйствования.

Специальное первичное водопользование также осуществляется на основании разрешения, выданного соответствующим компетент­ным органом.

Вторичное водопользование осуществляется на условиях, устанав­ливаемых между первичным и вторичным водопользователями.

Сброс сточных вод в водные объекты вторичным водопользова­телем может осуществляться также на основании разрешений на специальное водопользование.

§ 4. Права и обязанности водопользователей

Совокупность прав и обязанностей является содержанием права водопользования.

Права, закрепленные в ст. 43 Водного кодекса Украины явля­ются общими для всех водопользователей. Водопользователи могут в установленном порядке:

— осуществлять общее и специальное водопользования;

— пользоваться водными объектами на условиях аренды;

— требовать от собственника водного объекта или водопроводной системы поддержания надлежащего качества воды, согласно усло­виям водопользования;


 

— сооружать гидротехнические и иные водохозяйственные объ­екты, осуществлять их реконструкцию и ремонт;

— передавать в пользование воду другим водопользователям на определенных условиях;

— осуществлять и иные функции по водопользованию в порядке, установленном законодательством.

Они имеют право на возмещение убытков, причиненных нару­шениям водного законодательства, а также водопользователям возмещаются убытки, причиненные прекращением права или из­менением условий специального водопользования, за исключени­ем случаев, когда такое прекращение (изменение условий) было осуществлено по вине самого водопользователя либо по его хода­тайству.

Права водопользователей охраняются законом. Нарушенные права водопользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законодательством.

Права водопользователей могут быть ограничены.

Права водопользователей, которые осуществляют специальное водопользование, могут быть ограничены органом, выдавшим раз­решение на специальное водопользование либо предоставившим водный объект в пользование или аренду.

Права вторичных водопользователей могут быть ограничены первичными водопользователями по согласованию с органом, вы­давшим разрешение на специальное водопользование либо предо­ставившим водный объект в пользование.

Право общего водопользования может быть ограничено в поряд­ке, определенном статьей 47 Водного кодекса.

Кроме того права водопользователей могут быть ограничены в случаях маловодья, угрозы возникновения эпидемий и эпизоотии, а также в других предусмотренных законом случаях.

Водным законодательством установлены общие для всех водопользователей обязанности:

— экономно использовать водные ресурсы, заботиться об их вос­производстве и улучшении качества вод;

— использовать воду (водные объекты) в соответствии с целями и условиями их предоставления;

— соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, лимитов использования воды и лимитов сброса загрязняющих веществ, а также санитарные и иные требования по упорядочению своей территории;

— использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем со­стоянии, а также осуществлять меры по предотвращению загряз­нения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с нее;


 


252


253


не допускать нарушения прав, предоставленных другим водо­пользователям, а также причинения ущерба хозяйственным объ­ектам и объектам окружающей природной среды;

— содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

— осуществлять учет забора и использования вод, вести контроль за качеством воды и количеством сброшенных в водные объекты возвратных вод и загрязняющих веществ и за качеством воды вод­ных объектов в контрольных створах, а также представлять соот­ветствующим органам отчеты в порядке, определенном Водным кодексом и иными законодательными актами;

— осуществлять согласованные в установленном порядке техно­логические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехниче­ские, санитарные и другие мероприятия по охране вод от исчерпа­ния, улучшению их состояния, а также прекращению сброса за­грязненных сточных вод;

— осуществлять специальное водопользование лишь при нали­чии разрешения;

— беспрепятственно допускать на свои объекты государственных инспекторов специально уполномоченных государственных органов в области использования, охраны и воспроизводства водных ресур­сов, а также общественных инспекторов по охране окружающей природной среды, которые осуществляют проверку соблюдения требований водного законодательства, и предоставлять им бесплат­но необходимую информацию;

— своевременно уплачивать сборы за специальное водопользо­вание и иные сборы в соответствии с законодательством;

— своевременно информировать местные советы, государствен­ные органы охраны окружающей природной среды и санитарного надзора о возникновении аварийных загрязнений;

— осуществлять неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий аварий, которые могут привести к ухудшению качества воды, и предоставлять необходимые технические средства для лик­видации аварий на объектах других водопользователей в порядке, установленном законодательством;

— выполнять другие обязанности по использованию и охране вод, воспроизводству водных ресурсов согласно законодательству.

Перечень общих прав и обязанностей водопользователей не яв­ляется исчерпывающим.

Кроме общих прав и обязанностей закон выделяет специальные или особые права и обязанности, присущи определенным видам субъектов, осуществляющим конкретный вид права водопользова­ния. Указанные комплексы прав и обязанностей могут быть пред-


усмотрены кроме Водного кодекса также в иных нормативных актах — правилах, положениях. Соответствующие права и обязан­ности могут быть отражены также и в договорах на водопользование (в частности, аренда водных объектов (их частей).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...