Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД




План

1. Общая характеристика права водопользования.

2. Классификация видов права водопользования.

3. Основания и порядок возникновения права водопользова­ния.

4. Права и обязанности водопользователей.

5. Основания и порядок прекращения права водопользования.

6. Правовая охрана вод.

7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об использовании, охране и воспроизводстве вод.

Общая характеристика права водопользования

Правовое регулирование водопользования обусловлено объек­тивными экологическими факторами.

Это, во-первых, ограниченность водных ресурсов, несмотря на наличие определенных запасов. В Украине насчитывается 63119 рек, в том числе больших (площадь водосбора более 50 тыс. кв. км) — 9, средних (от 2 до 50 тыс. кв. км) — 81 и малых (менее 2 тыс. кв. км) — 63029. Также водный фонд Украины насчитывает около 8073 озер и лиманов1. Между тем научные исследования свидетель­ствуют, что в Украине запасы воды на душу населения меньше в 15 раз, чем в Российской Федерации, в 3,5 раза меньше, чем в Бе­лоруссии. Украина принадлежит к наименее обеспеченным собст­венными водными ресурсами Европейских стран2.

1 Нащональна доповщь Украши про гармошзац1Ю життеддяльност1
сусшльства у навколишньому природному середовищь — Ки'1'в, 2003. —
С. 34,35.

2 Там же.


Во-вторых, экологическое состояние водных ресурсов нашей страны. Качество воды большинства объектов по состоянию хими­ческого и бактериального загрязнения классифицируются как за­грязненное и грязное. Нарушение норм качества воды достигло уровней, ведущих к деградации водных экосистем, снижения про­дуктивности водоемов. Значительная часть населения Украины использует для своих нужд недоброкачественную воду, угрожаю­щую здоровью нации1.

Одним из видов права природопользования является право во­допользования.

Право водопользования представляет собой право конкрет­ного субъекта пользоваться, владеть, а в определенных случаях и распоряжаться предоставленным ему в определенном поряд­ке соответствующим водным объектом в пределах, предусмот­ренных водным законодательством.

Каждый водопользователь должен осуществлять свои права и обязанности в пределах, установленных правовыми предписаниями. Государство как собственник водных ресурсов заинтересовано в рациональном использовании всех водных объектов, находящихся на территории Украины. Право водопользования занимает одно из центральных мест, учитывая, что воды предоставляются государ­ством только в пользование (ст. 6 Водного кодекса Украины).

Право водопользования можно рассматривать в узком и широком понимании. Оно может выступать как субъективное право, которое включает ряд правомочий, и как правовой институт, охватывающий принципы водопользования, а также права и обязанности водополь­зователей. В процессе фактической реализации субъективного права возникает водное правоотношение.

Рассматривая вопрос об объектах права водопользования, необ­ходимо сказать, что в их качестве не выступают воды, находящие­ся в атмосфере, грунте, вода в живых тканях, а также вода, изъятая из окружающей природной среды. Вода, например, попадающая из водоемов в водопроводы, резервуары и иные емкости, превращает­ся в обычную товарно-материальную ценность.

Водный кодекс Украины в ст. 1 закрепил определение водного объекта — это природный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором находятся воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт).

Чаще всего объектом права водопользования является обособ­ленный участок водного объекта (водный объект), предоставленный конкретному водопользователю в пользование для определенной цели. Индивидуализирующими признаками этого объекта является его местоположение и площадь. Особенность объектов права водо­пользования проявляется в том, что их размеры не нормируются в

1 В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1998. — № 38-39. — Ст. 248.


 







242



243


правовом порядке. Размеры определяются в каждом конкретном случае с учетом цели водопользования и других факторов.

В ст. 3 ВК Украины определен конкретный перечень водных объектов, а именно:

поверхностные воды: естественные водоемы (озера); водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы; другие водные объекты; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море.

Среди перечисленных объектов законодательно выделены объ­екты общегосударственного и местного значения.

К водным объектам общегосударственного значения относятся: внутренние морские воды и территориальное море; подземные воды, являющиеся источником централизованного водоснабжения; по­верхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в пределах тер­риторий природно-заповедного фонда общегосударственного значе­ния, а также отнесенные к категории лечебных. Водными объекта­ми местного значения являются: поверхностные воды, находящие­ся и используемые в пределах одной области и которые не отнесены кводным объектам общегосударственного значения; подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водо­снабжения. Это деление обусловливает специфику правового регу­лирования их использования и охраны.

Водные объекты по своим природным характеристикам класси­фицируются на поверхностные и подземные; природные и искусст­венные. Учитывая государственно-правовое значение, водные объекты делятся на внутренние и территориальные. Первые рас­положены в пределах государственных границ, вторые — это при­брежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наи­большего отлива как на материке, так и на островах, принадлежа­щих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Необходимо сказать, что указанные харак­теристики водных объектов в значительной степени определяют их правовой режим.

В соответствии со ст. 42 ВК Украины субъектами права водо­пользования могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физиче­ские лица и лица без гражданства. Эти лица могут иметь и осущест­влять права и нести юридические обязанности. Классифицировать субъектов права водопользования можно по разным основаниям, включая и виды права водопользования. Все водопользователи делятся на первичных — тех, которые имеют собственные водоза­борные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды; вторичных водопользователей — тех, которые не имеют соб­ственных водозаборных сооружений, получают воду из водозабор-

244


ных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на устанавливаемых между ними усло­виях.

Для права водопользования в современных условиях характерна платность. Условия платности за пользование водными объектами (их частями) определяются прежде всего Водным кодексом Украи­ны и конкретизируются в соответствующих нормативных актах.

Так, установлено, что сбор за специальное водопользование взи­мается с целью стимулирования рационального использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов и включает сбор за использование воды водных объектов и за сброс загрязняющих веществ. Размер сбора за использование воды определяется на осно­ве нормативов сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов использования воды. Размер же сбора за сброс загрязняющих веществ в водные объекты определяется на основе нормативов сбора, фактического объема сбросов загрязняю­щих веществ и установленных лимитов сброса.

Все указанные сборы направляются на осуществление мер по охране вод, воспроизводству водных ресурсов и поддержанию вод­ных объектов в надлежащем состоянии, а также на выполнение работ, связанных с предотвращением вредного действия вод и лик­видацией его последствий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...